Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
15 сентября 2004 г. Конституционный Суд рассмотрел вопрос правового регулирования возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в случае ликвидации предприятий, которые обязаны осуществлять платежи в возмещение данного вреда.
Конституционный Суд проанализировал соответствующие положения Конституции, Гражданского кодекса, Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве) и другие акты действующего законодательства, установив следующее
В случае ликвидации предприятия, которое признано ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью работника, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему. При этом необходимо учитывать, что требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда, удовлетворяются в первую очередь.
Определение размера требований гражданина, перед которым предприятие несет ответственность за причинение вреда его жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации не менее чем за 15 лет соответствующих повременных платежей, установленных на дату открытия хозяйственным судом процесса ликвидации предприятия. Платежи подлежат выплате потерпевшему до достижения им возраста 70 лет. Если возраст потерпевшего лица превышает 70 лет, срок для капитализации платежей исчисляется в 15 лет.
Применительно к случаям возмещения вреда, который причинен в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, законодательство также предусматривает право потерпевших на получение соответствующих выплат в полном объеме независимо от достаточности средств, полученных при ликвидации предприятия.
Право требования к предприятию, которое ликвидируется, в сумме капитализированных повременных платежей при наличии согласия потерпевшего гражданина переходит к Республики Беларусь и исполняется Республикой Беларусь в соответствии с законодательством в порядке, установленном Советом Министров.
Закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" был принят в 2000 г. и предусматривал в течение шести месяцев принятие мер, в том числе ряда нормативных актов, которые обеспечат реализацию данных положений Закона. Однако до настоящего времени порядок реализации права граждан на возмещение вреда не определен.
Конституционный Суд считает, что тем самым нарушена статья 59 Конституции Республики Беларусь, которая предусматривает обязанность государственных органов, должностных лиц принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для осуществления прав граждан.
Конституционный Суд предложил Совету Министров с целью обеспечения конституционных прав определить порядок реализации права граждан на возмещение вреда в вышеизложенном случае.
Также Конституционный Суд рассмотрел вопрос конституционности Правил № 2 добровольного страхования от несчастных случаев Белгосстраха от 4 февраля 2004 г. № 105 в части условия, устанавливающего предельный возраст застрахованного лица.
Правила предусматривают, что застрахованным лицом может быть любое лицо в возрасте от 1 года до 69 лет включительно, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, за исключением лиц, являющихся инвалидами первой группы, инвалидами по заболеваниям опорно-двигательного аппарата, страдающих психическими, тяжелыми нервными заболеваниями, а также детей-инвалидов.
По мнению гражданина, обратившегося в Суд, установление Правилами предельного возраста застрахованного лица нарушает принцип равенства всех перед законом, а также положения статьи 47 Конституции Республики Беларусь, закрепившие особую заботу государства о ветеранах войны и труда.
Согласно положениям Гражданского кодекса гражданская правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения и до смерти. Признание равной по объему гражданской правоспособности за всеми гражданами основывается на конституционном принципе равенства всех перед законом (статья 22 Конституции).
Возраст, физические недостатки, болезнь, ограничивающие либо препятствующие гражданину самостоятельно осуществлять свою правоспособность, не влияют на дееспособность гражданина, если только нет оснований для признания такого гражданина недееспособным.
Содержащееся в данных Правил условие, ограничивающее права граждан на добровольное страхование от несчастных случаев, лишает гражданина, достигшего возраста более 69 лет, права на заключение договора личного страхования.
По мнению Конституционного Суда, условия Правил, которые ограничивают права граждан старше 69 лет на заключение договора добровольного страхования от несчастных случаев, не согласуются с нормами действующего законодательства.
В связи с этим Конституционный Суд внес на рассмотрение в Министерство финансов предложение привести условия договора личного страхования в соответствие с законодательством.
Также Конституционный суд рассмотрел обращение индивидуального предпринимателя о правомерности введения Новополоцким городским Советом депутатов местного сбора за пользование инфраструктурой при осуществлении предпринимательской деятельности на территориях, входящих в данное административное подчинение.
Данный местный сбор основывается на Инструкции о порядке исчисления и уплаты местного сбора за пользование инфраструктурой при размещении объекта торговли, общественного питания и иной предпринимательской деятельности на территориях, входящих в административное подчинение городских Совета депутатов и исполнительного комитета, которая утверждена решением Новополоцкого городского Совета депутатов от 30 декабря 2003 г. № 41
Проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь, Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" и иных актов законодательства, Конституционный Суд установил следующее.
Положениями указанной Инструкции в качестве плательщиков сбора определены организации и индивидуальные предприниматели, имеющие объекты для осуществления предпринимательской деятельности (розничной торговли, общественного питания, игорные заведения, объекты по оказанию туристических услуг, платные автостоянки, автозаправочные станции). Также в качестве объекта обложения определено пользование эксплуатационными системами и коммуникациями при размещении объектов торговли, общественного питания, игорного бизнеса и т.д.
Конституционный Суд считает, что Витебский областной Совет депутатов при введении целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) (решение Витебского областного Совета от 27 декабря 2003 г. № 39 "О бюджете на 2004 год") и Новополоцкий городской Совет депутатов при введении сбора за пользование инфраструктурой на территориях, входящих в административное подчинение названного городского Совета депутатов и соответствующего исполнительного комитета (сбор с пользователей), действовали в пределах предоставленных им полномочий.
Конституционный Суд отмечает, что введение сбора с пользователей не нарушает положения статьи 132 Конституции Республики Беларусь, которая предусматривает проведение на территории Республики Беларусь единой налоговой политики. Также данный сбор не противоречит положениям статьи 28 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, согласно которому один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.
Конституционный Суд обращает внимание также на то, что отсутствие факта двойного налогообложения подтверждается и тем, что организации, индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Новополоцку и, соответственно, уплачивающие в бюджет города целевой сбор, от уплаты сбора с пользователей освобождены.