Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
Решения местных Советов депутатов проверены на соответствие Конституции
В соответствии с частью четвертой ст. 122 Конституции Республики Беларусь граждане имеют права обжаловать в судебном порядке решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, которыми ограничиваются или нарушаются из права, свободы и законные интересы.
С учетом компетенции органов судебной власти, их специализации, если речь идет о спорах или жалобах субъектов хозяйствования, то они рассматриваются хозяйственными судами, решения правоприменительного характера разрешаются в общих судах. Если же идет речь о проверке конституционности нормативных актов указанных органов, то эти споры подведомственны Конституционному Суду.
За последнее время Конституционный Суд проверил ряд решений местных Советов депутатов.
В частности, 5 июня 2003 года было рассмотрено решение Новополоцкого городского Совета депутатов от 28 июня 2002 г. "О введении местных сборов и об утверждении положений о порядке исчисления и уплаты местных сборов, введенных на 2002 год". Данным решением был введен местный сбор за право поставки углеводородного сырья с целью промышленной переработки на давальческих условиях. Указав на то, что подобный местный сбор не содержится в перечне местных налогов и сборов, установленном законодательством, не найдя правовых оснований для отнесения этого сбора к сборам с пользователя либо к сборам за услуги, Конституционный Суд в своем решении признал введение данного сбора не соответствующим статье 121 Конституции и статье 10 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год". Решение Конституционного Суда вступило в силу со дня принятия.
6 июня 2003 года была проверена конституционность решения Минского городского исполнительного комитета от 22 июня 1995 г. "О мерах по увеличению доходов и уменьшению потерь от работы городского пассажирского транспорта и пригородных автобусов" в части установления для водителей наземного городского пассажирского транспорта обязанности продажи билетов. Проанализировав соответствующее законодательство по данному вопросу, Конституционный Суд пришел к выводу, что данное решение не противоречит ст. 16 Закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" и ст. 9 Закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь". Однако, исходя из приоритетной обязанности перевозчика обеспечивать безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье пассажиров, других участников дорожного движения, Конституционный суд предложил Мингорисполкому изучить вопрос об освобождении водителей от обязанности продавать проездные билеты, прежде всего на маршрутах с интенсивным движением и большим пассажиропотоком, одновременно расширив сеть продажи проездных талонов, например, через розничную торговую сеть.
9 июня на заседании Конституционного Суда было рассмотрение обращение гражданина о правомерности взимания местного сбора за право торговли. Конституционный Суд проверил соответствие Конституции решения Столинского районного Совета депутатов от 30 декабря 2002 г. "О бюджете Столинского района на 2003 год", которым введен местный сбор за право торговли и утверждено положение о порядке образования, исчисления и уплаты данного сбора. Заявителю было разъяснено, что индивидуальные предприниматели и иные физические лица, реализующие продукцию растениеводства, за исключением цветов и семян цветов, освобождаются от уплаты единого налога при условии предъявления справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что продаваемая этими гражданами продукция произведена на земельном участке, предоставленном им в соответствии с законодательством Республики Беларусь для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
Порядок установления и взимания местных сборов регламентирован в Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год". Согласно положениям данного Закона Советы депутатов самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям Закона "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" суммы налогов и неналоговых платежей в бюджет, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, по заявлению плательщика подлежат возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек годичный или иной установленный законодательством срок со дня их поступления. Споры о возврате из бюджета излишне уплаченных физическими лицами налогов и сборов, в том числе местных, подведомственны судам общей компетенции.
Конституционный Суд, на что обращалось внимание выше, вправе выносить обязательные для исполнения заключения в случае оспаривания конституционности актов местных Советов депутатов, местных исполнительно-распорядительных органов.
Что касается исполнения решений Конституционного Суда, напомним читателям, что 14 февраля 2003 г. Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции и не имеющим юридической силы со дня принятия пункт 1 Положения о местном сборе с пользователей инфраструктуры города, утвержденное решением Пинского городского Совета депутатов от 27 декабря 2001 г. "О бюджете г. Пинска на 2002 год". Данное положение касалось введения местного сбора с пользователей инфраструктуры города. Во исполнение решения Конституционного Суда Пинский городской Совет депутатов своим решением от 19 марта 2003 г. исключил 9 категорий плательщиков указанного местного сбора с соответствующим решением по возврату средств по отмененному сбору.
Исследуя вопросы введения местных налогов и сборов, их достаточно сложный характер, учитывая значимость данной проблемы, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что необходимо закрепить в общереспубликанском акте (законе) исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, в пределах которого местные Советы депутатов могут принимать соответствующие решения, а также определить все важнейшие элементы налогов и сборов - плательщиков, объектов обложения, размеры ставок, сроков уплаты и т.д.
Конституционный контроль, когда он касается решений органов местного самоуправления и управления, позволяет гражданам максимально полно восстановить свои нарушенные права и содействовать утверждению конституционных норм на практике.