Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
24 декабря 2002 года Конституционный Суд принял решение о конституционных гарантиях права лиц, осужденных к лишению свободы, на судебное обжалование примененных к ним мер взыскания.
Конституционный Суд дважды выносил решения по этому вопросу, подтверждая конституционное право каждого гражданина на судебную защиту. Однако в своих обращениях осужденные к лишению свободы указывают на то, что суды отказывают в рассмотрении их жалоб на применение к ним администрацией исправительных учреждений мер взыскания. При этом суды мотивируют это тем, что в законодательстве отсутствуют нормы, которые регулируют порядок принятия и рассмотрения таких жалоб.
Конституционный Суд в своем решении отметил, что суды обязаны рассматривать такие жалобы в силу требований Конституции Республики Беларусь. Право на судебную защиту предусматривается также Международным пактом о гражданских и политических правах, ратифицированным Республикой Беларусь.
При этом, несмотря на отсутствие в уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве норм, регулирующих порядок принятия и рассмотрения указанных жалоб осужденных, в Гражданском процессуальном кодексе имеется целая глава, в которой предусмотрен порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Кроме того, статья 10 Уголовно-исполнительного кодекса прямо закрепила право осужденных на обращение с жалобами как в администрацию органа или учреждения, исполняющих наказание, прокуратуру, иные органы, так и в суд.
Одновременно Конституционный Суд указал, что при рассмотрении в судах таких жалоб следует исходить из того, что срок исковой давности для обращения в суд не применим в отношении тех лиц, которым ранее неправомерно было отказано в разрешении их жалоб.
В случае неисполнения нормы Конституции, которая предусматривает право на судебную защиту, осужденные лица должны обращаться в органы прокуратуры для восстановления своих нарушенных прав.
Также в Конституционном Суде были рассмотрены обращения осужденных и их адвокатов, связанные с порядком применения отдельных статей Закона Республики Беларусь от 15 июля 2002 г. "Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления".
В обращениях речь шла о том, чтобы на основании норм указанного Закона снижался срок лишения свободы на один год независимо от категории совершенного преступления. На практике применение этой нормы (снижение срока лишения свободы на одни год) зависит от времени вынесения приговора - до или после вступления в силу Закона об амнистии: срок лишения свободы уменьшается на один год, если приговор вынесен до вступления в силу Закона.
Например, два лица в один и тот же день совершили преступления, и уголовные дела в отношении их были возбуждены в одно и то же время, но в отношении одного приговор был вынесен до вступления в силу Закона, а в отношении другого - после. Согласно сложившейся практике право на снижение срока лишения свободы на один год получает лицо лишь в первом случае, когда приговор вынесен до вступления Закона в силу.
Анализ данных норм Закона позволяет сделать вывод, что имеются определенные основания для снижения срока лишения свободы на один год и в тех случаях, когда приговор вынесен после вступления в силу Закона. Конституционный Суд, исходя из полномочий законодательного органа, который определяет круг лиц, подпадающих под действие Закона об амнистии, предложил Парламенту протолковать нормы Закона об амнистии с целью обеспечения наиболее справедливого применения положений этого Закона.