Новости
Конституционный Суд в своем заседании 11 января с.г. рассмотрел вопросы назначения пенсии по возрасту гражданам, в частности, тем, которые по религиозным убеждениям не имеют паспорта.

Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь

24.01.2007

     Конституционный Суд в своем заседании 11 января с.г. рассмотрел вопросы назначения пенсии по возрасту гражданам, в частности, тем, которые по религиозным убеждениям не имеют паспорта.

      Отдельные граждане отказываются от паспорта образца 1996 года по религиозным убеждениям в связи с указанием личного (идентификационного) номера. Из-за отсутствия паспорта комиссии по назначению пенсий и пособий исполнительных и распорядительных органов отказывают гражданам в назначении пенсий по возрасту.

     По мнению заявителей, обратившихся в Конституционный суд, в органах социальной защиты свою личность они могут удостоверить другими документами: заграничным паспортом, военным билетом, водительскими правами и др.

     Правовая позиция Конституционного Суда по проблеме личного номера в паспорте изложена в решениях от 26 июня 2001 г., 15 апреля 2004 г., 6 декабря 2005 г.

     В связи с введением индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования данная проблема решается следующим образом: в случае письменного отказа гражданина от использования его личного номера для целей персонифицированного учета страховой номер присваивается Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

     В соответствии с положениями действующего законодательства (в частности, Законом "О пенсионном обеспечении", Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденного приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44 с последующими изменениями и дополнениями) при обращении за назначением пенсии заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство.

     Документом, удостоверяющим личность, возраст и гражданство лица, обратившегося за назначением пенсии, является паспорт данного лица. В том случае, если паспорт гражданина, проживающего на территории Республики Беларусь, утрачен, в качестве документа, удостоверяющего его личность и гражданство до выдачи паспорта взамен утраченного, принимается справка установленной формы, выдаваемая органом внутренних дел по месту жительства. Этому следует и правоприменительная практика.

     Однако анализ законодательства Республики Беларусь показал, что применительно к определенным обстоятельствам паспорт не является единственным документом, удостоверяющим личность гражданина.

     Конституционный Суд в своем решении отметил, что при назначении пенсии важно исходить из содержания и достоверности документов, подтверждающих стаж работы, заработную плату, уплату обязательных страховых взносов не менее пяти лет работодателем за работающего гражданина, где его хорошо знают, и т.п., а также тех документов, которые подтверждают факт обращения за назначением пенсии конкретного заявителя.

     По мнению Конституционного Суда, религиозные убеждения гражданина, в отношении которого наниматель представил в отдел соцзащиты необходимые для назначения пенсии документы, могли бы быть учтены при решении вопроса о документе, удостоверяющем личность.

     При этом обращено внимание на то, что Положения Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата" предусматривают, что государственным органам при принятии решений, затрагивающих права граждан, необходимо неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан.