Новости
Конституционный Суд в своем заседании 2 марта с.г. рассмотрел несколько вопросов, в частности, вынес решение по вопросу взимания местного сбора за осуществление торговли.

Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь

05.03.2007

     Конституционный Суд в своем заседании 2 марта с.г. рассмотрел несколько вопросов, в частности, вынес решение по вопросу взимания местного сбора за осуществление торговли.

     Предметом рассмотрения явилась Инструкция о сборе за осуществление торговли на территории города Минска, утвержденная решением Минского городского Совета депутатов от 30 декабря 2006 г. № 278 "О бюджете города Минска на 2007 год", в части обоснованности введения местного сбора за осуществление торговли нефтепродуктами в размере одной базовой величины в месяц за каждую реализованную тонну.

     Конституционный Суд проанализировал соответствующие положения Конституции, Общей части Налогового кодекса, Закона от 29 декабря 2006 г. "О бюджете Республики Беларусь на 2007 год", иных актов законодательства.

     Суд пришел к выводу, что Минский городской Совет депутатов своим вышеупомянутым решением реализовал предоставленное ему право на введение сборов с пользователей, ввел сбор за осуществление торговли на территории города Минска, а также правомерно утвердил Инструкцию о сборе за осуществление торговли на территории города Минска. Введение сбора за осуществление торговли нефтепродуктами в размере одной базовой величины в месяц за каждую реализованную тонну не противоречит Конституции и иным актам законодательства Республики Беларусь.

     При этом Суд обратил внимание, что правовые позиции Конституционного Суда по вопросам установления местных налогов и сборов, определения важнейших элементов налогообложения (решения от 14 февраля 2003 г., 3 ноября 2003 г., 12 января 2004 г., 6 февраля 2004 г., 8 декабря 2004 г., 2 февраля 2005 г. и др.) законодателем в основном реализованы.

     Однако делегирование местным Советам депутатов полномочий на определение основных элементов сборов с пользователей приводит на практике к тому, что в областях и г. Минске основные элементы данного местного сбора существенно различаются.

     В Витебской области за налогооблагаемую базу при розничной торговле нефтепродуктами приняты торговые точки, а при оптовой - объемы реализации нефтепродуктами, в Гомельской области налогооблагаемой базой являются только объемы реализации нефтепродуктами, независимо от вида торговли, в Брестской области при розничной торговле нефтепродуктами налогооблагаемой базой является выручка от реализации, а при осуществлении оптовой торговли нефтепродуктами и реализации их через автозаправочные станции налоговая база определяется как сумма валового дохода (за вычетом сумм налогов, сборов (пошлин) и отчислений, уплаченных в бюджет из выручки), полученная от реализации нефтепродуктов. Неоднозначно определены и размеры ставок.

     Конституционный Суд указывал в своем решении от 21 сентября 2006 г. на необходимость при делегировании Парламентом своих законодательных полномочий определять пределы правового регулирования подзаконными актами, что позволит исключить случаи принятия решений, которые не в полной мере отвечают целям законодательного регулирования.

     Конституционный Суд предложил Палате представителей при принятии законов о бюджете Республики Беларусь на текущий год предусматривать в полном объеме все основные элементы сборов с пользователей с целью исключения делегирования этих вопросов на уровень подзаконных актов.

     Данный подход обеспечит унификацию налогового законодательства и соблюдение конституционного принципа проведения на территории Республики Беларусь единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики.

     ______________________________________________


     Конституционный Суд рассмотрел также вопрос о временных ограничениях права граждан на выезд из Республики Беларусь.

     В Законе "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь" предусмотрено, что граждане Республики Беларусь до выезда за границу на постоянное жительство обязаны исполнить имущественные обязательства перед лицами, на которых распространяется юрисдикция Республики Беларусь, а также обязательства по уплате в бюджет Республики Беларусь налогов, других обязательных платежей и финансовых санкций.

     Суды нередко выносят решения об ограничении (в том числе и временном) права на выезд из Республики Беларусь граждан, имеющих алиментные обязательства на содержание детей или родителей до погашения этих обязательств за весь период, служащий основанием для их выплаты.

     В своих заключениях от 27 сентября 2002 г. и от 4 октября 2005 г. по свободе передвижения Суд отмечал, что ограничения для временного выезда граждан за границу должны быть разумными, справедливыми, отвечать целям и принципам демократического правового государства и обеспечиваться эффективно действующим механизмом контроля.

     Согласно соответствующим положениям Правил оформления документов на выезд за границу гражданам Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров от 11 сентября 2006 г., отрицательное решение по заявлению гражданина об оформлении паспорта на выезд за границу выносится только при наличии оснований для временных ограничений в праве на выезд из Республики Беларусь, предусмотренных вышеуказанным Законом. Анализ практики ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь показал, что ограничения устанавливались в случаях уклонения граждан от уплаты значительных сумм задолженности перед физическими и юридическими лицами. После исполнения обязательств запрет на выезд судами отменялся.

     В ходе заседания Суд высказал свою правовую позицию: ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь предусмотрены законом и реализуются на практике только в тех случаях, когда выезд граждан, уклоняющихся от исполнения своих обязательств, может повлечь нарушения конституционных прав и свобод других лиц.