Сообщение пресс-центра
Конституционного Суда Республики Беларусь
19.03.2007
14 марта с.г. в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция с участием Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Григория Василевича, посвященная Дню Конституции.
В 2006 году Конституционный Суд вынес более 30 решений, принятых на его пленарных заседаниях. Рассмотрено 2148 обращений граждан, 13 обращений депутатов, 77 запросов государственных органов. С учетом коллективных обращений в Конституционный Суд в 2006 году обратилось более шести тысяч граждан. Поднимались вопросы, касающиеся сроков внесения коммунальных платежей; совершенствования Примерного устава жилищно-строительного кооператива; применения контрактной формы найма; налогообложения выходных пособий, предусмотренных коллективными договорами; обеспечения конституционных гарантий прав собственников (в частности, добросовестных приобретателей); платы за проезд в общественном транспорте в случаях изменения тарифов на проезд; признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и др.
Конституционный Суд обращался к проверке нормотворчества местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. В качестве примера можно привести решение от 5 июля 2006 г. о порядке взимания местных сборов организаторами автостоянок (индивидуальными предпринимателями).
В течение 2006 года исполнено 18 ранее принятых решений Конституционного Суда. В частности, решен вопрос об увеличении сроков внесения платы за жилье; установлены равные размеры пособий, выплачиваемых на детей, работающим и неработающим женщинам; осуществлены меры по ограничению размеров ставок местных сборов и др. За два месяца текущего года исполнено еще 3 решения.
11 января с.г. было принято Послание о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2006 году (опубликовано 17 января с.г. в "Народной газете" и "Звязде").
В Послании Конституционный Суд констатировал, что национальная система законодательства практически сформирована. На данном этапе на первый план выходят системность законодательства, его разумная сбалансированность, единообразное и точное применение нормативных правовых актов на практике, контроль за их исполнением, механизмы реализации прав и свобод граждан.
Конституционный Суд за прошедшие годы сформировал практику направления в уполномоченные государственные органы предложений по совершенствованию законодательства. За период 2004-2007 гг. Конституционным Судом внесено в нормотворческие органы около 70 предложений, только в Парламент направлено более 30 из них. Большинство предложений Конституционного Суда реализовано в нормативных правовых актах. Сократилось количество случаев придания актам обратной силы, когда ими возлагаются новые обязанности на субъекты хозяйствования и граждан. Органы государственной власти, принимающие нормативные правовые акты, как правило, до введения их в действие осуществляют официальное опубликование, стремятся предусмотреть переходный период, в течение которого граждане могут ознакомиться с принятым актом, подготовиться к его исполнению, прежде чем он вступит в действие.
Правовая позиция Конституционного Суда, высказанная в решении от 4 октября 2006 г., касается технических актов (государственных стандартов Республики Беларусь, ветеринарно-санитарных норм, правил пожарной безопасности и т.д.): в государстве должен быть обеспечен единый комплексный подход к определению порядка принятия, вступления в силу, опубликования технических актов. Позиция Конституционного Суда нашла отражение в проекте указа Президента по данному вопросу.
На практике, и на это также обращал внимание Конституционный Суд в своих решениях, иногда сложно определить соотношение актов по юридической силе с учетом органов принятия, времени принятия, круга лиц, на которых они распространяют свое действие. На необходимость полной ясности и определенности в регулировании, например, вопросов уплаты республиканских и местных налогов указано в Заключении от 21 сентября 2006 г.
В одном из последних решений, принятом 2 марта с.г., Конституционный Суд подтвердил правомерность практики, сформированной судами: на граждан Республики Беларусь, которые не исполняют имущественных обязательств перед другими лицами, судами накладываются ограничения по выезду за границу, что позволяет защитить интересы прежде всего несовершеннолетних детей, способствует выполнению алиментных обязательств.