Глава государства в начале встречи напомнил о проведенной масштабной работе над новой редакцией Основного Закона, отметил вклад судей Конституционного Суда в процесс конституционных преобразований.
Президент отметил, что все заложенные в Конституции принципы и нормы должны работать на практике. «Считаю, что в вопросах реализации положений Основного Закона Конституционному Суду необходимо занимать откровенно, не боясь, лидерскую позицию. Сейчас важно проявлять инициативность, быть на острие событий, работать на опережение. Словом, общество должно видеть Конституционный Суд в деле. От вашей активности зависит действенность защиты конституционного правопорядка в нашей стране», – подчеркнул Глава государства.
Президент, обращаясь к судьям Конституционного Суда по вопросу функционирования такого нового института, как конституционная жалоба, особо подчеркнул: «Это инициатива самого суда. Граждане получили возможность обращения в Конституционный Суд не только через уполномоченные государственные органы, но и лично. Вы должны доступно рассказывать им, что конституционная жалоба – это их дополнительная гарантия, когда исчерпаны все средства защиты в судах общей юрисдикции. И, если мы ввели прямой доступ к конституционному правосудию, считаю недопустимым формальное рассмотрение конституционных жалоб граждан».
Президент также указал на необходимость максимально использовать опыт и знания судей в образовательной сфере. «В Конституционном Суде, наверное, самые продвинутые наши юристы. Думаю, они недогружены в том плане, что шире надо работать с обществом». Особое внимание, по его мнению, стоит обратить на работу с молодежью, в трудовых коллективах, да и с работниками госорганов. «Вы прекрасные лекторы, ораторы. Вы – кладезь знаний в области права, и не только права, но и жизни», – сказал Президент.
Глава государства, характеризуя работу Конституционного Суда на современном этапе, обратил внимание, что роль Суда должна быть видна и в правоприменительной деятельности. Поручено провести масштабную ревизию законодательства, организацией процесса будет заниматься Администрация Президента. «Надо собрать специалистов, подключить Конституционный Суд, – сказал Глава государства. - Привлекать к данной работе следует также парламентариев». Цель такой ревизии, как пояснил Президент, – сокращение правового массива, устранение противоречий в правовом регулировании, выявление подзаконных актов, не соответствующих Конституции, законам и указам Президента.
В ходе встречи выступил Председатель Конституционного Суда П.П. Миклашевич, который отметил следующее.
Обновленная Конституция, основанная на современной доктрине белорусской государственности, национальных государственно-правовых традициях, является прочным правовым фундаментом устойчивого конституционного развития Республики Беларусь на долговременную перспективу.
В настоящее время полномочия Конституционного Суда значительно расширены:
– усилена роль Конституционного Суда как конституционного арбитра в системе государственной власти в целях обеспечения ее устойчивого функционирования исходя из конституционного принципа разделения властей;
– определен конституционно-правовой механизм защиты прав и свобод граждан посредством проверки конституционности нормативных правовых актов при рассмотрении конкретных судебных дел.
Эффективность конституционного контроля как гарантии обеспечения режима конституционной законности и конституционного правопорядка обусловлена следующими факторами.
Во-первых, завершился этап обязательного предварительного конституционного контроля законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом, который положительно повлиял на укрепление конституционной законности: Конституционным Судом проверена конституционность 698 законов, более 300 правовых позиций было учтено законодателем и правоприменителями в своей деятельности.
В соответствии с обновленной Конституцией установлен предварительный контроль конституционности законов только по предложениям Президента. Желательно, чтобы в течение года в Конституционный Суд поступало хотя бы несколько таких предложений.
При этом полагаю, что в целях упреждения нарушения баланса властных полномочий в системе государственных органов необходимо установить на законодательном уровне и порядок обязательного предварительного контроля конституционности вносимых изменений в законы, устанавливающие правовое регулирование деятельности органов с конституционным статусом – Президента, Всебелорусского народного собрания, Парламента, Правительства.
Использование предварительного конституционного контроля при внесении изменений в указанные законы будет являться дополнительной гарантией обеспечения конституционных принципов народовластия и разделения властей.
Во-вторых, Конституционный Суд является по своей правовой природе пассивным органом, то есть не имеет права по своей инициативе возбуждать конституционное судопроизводство.
Инициирование конституционного контроля осуществляется другими специально уполномоченными государственными органами и гражданами.
Сегодня можно констатировать отсутствие со стороны государственных органов активного инициирования конституционного контроля. Это свидетельствует, что в законодательной практике и правоприменении государственные органы уважительно относятся к нормам и принципам Конституции, стремятся их соблюдать в практической деятельности, что обеспечивает стабильный уровень конституционной законности в стране, исключение принятия неконституционных актов законодательного характера.
С другой стороны, Конституционный Суд ожидает обращений от уполномоченных органов – Президента, Парламента, Правительства, Верховного Суда, Президиума Всебелорусского народного собрания, чтобы Конституционный Суд мог выразить свою позицию о преодолении неопределенности в конституционно-правовом регулировании в целях защиты и полной реализации конституционных прав и свобод граждан.
В-третьих, обеспечение реализации конституционной жалобы по защите прав и свобод граждан.
Конституцией и Законом о конституционном судопроизводстве установлены условия допустимости конституционной жалобы: проверяется конституционность закона, примененного в конкретном судебном деле после 1 октября 2023 г., после исчерпания всех средств судебной защиты в судах общей юрисдикции.
Начальный период реализации конституционной жалобы показал, что данный правовой институт востребован гражданами для защиты своих прав и свобод, однако проблема инициирования конституционного контроля непосредственно гражданами – неготовность соблюдать в полной мере те юридические критерии, которые установлены в Законе.
Поэтому очевидно, что уровень юридической помощи должен быть повышен, в том числе со стороны адвокатов. Конституционным Судом принимаются определенные меры информационного и разъяснительного характера, чтобы конституционные жалобы граждан поступали юридически надлежаще оформленными.
В-четвертых, конституционное судопроизводство состоит из стадий инициирования конституционного контроля, рассмотрения дел, исполнения решений Конституционного Суда.
Мы знаем, что в некоторых странах есть проблемы с рассмотрением дел, когда из-за загруженности конституционных судов сроки рассмотрения дел растягиваются на длительный период; имеются проблемы с исполнением принятых решений. У нас таких проблем по рассмотрению дел и исполнению решений не имеется.
Конституционный Суд в настоящее время готов к реализации новых полномочий, установленных в обновленной Конституции. В соответствии с новой редакцией Закона «О конституционном судопроизводстве» внесены соответствующие изменения в Регламент Конституционного Суда, разработаны методические рекомендации.
При этом мы ждем соответствующих инициативных обращений от уполномоченных государственных органов и граждан, что будет способствовать упреждению и устранению нарушения конституционной законности, формированию конституционного правопорядка и дальнейшему развитию национальной правовой системы на прочном конституционном фундаменте.