Выступления Председателя Конституционного Суда
Выступление Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь П.П.Миклашевича на Международной конференции Конституционного Суда Российской Федерации «Защита прав и конституционный контроль» (Санкт-Петербург, 26 июня 2024 г.)

Инициирование конституционного контроля в целях обеспечения конституционных прав и свобод

Важнейшим элементом конституционного контроля является инициирование специально  уполномоченными субъектами обращаться в Конституционный Суд по вопросу проверки конституционности нормативных правовых актов.

Учитывая пассивную правовую природу конституционного правосудия, общепризнанным является подход, когда субъектами инициирования является не сам Конституционный Суд, а другие государственные органы и граждане, определенные на конституционном или законодательном уровне.

Конституционный Суд Республики Беларусь в начальный период своей деятельности, с 1994 по 1996 год,  имел право по своей инициативе возбуждать производство о конституционности нормативных правовых актов. Отмечу, что позитивно данная практика не сказалась на эффективности конституционного контроля.

До внесения изменений в Конституцию в 2022 году правом инициировать конституционное судопроизводство обладали только некоторые государственные органы как специальные субъекты обращения: было внесено более 80 предложений о поверке конституционности нормативных правовых актов, включая предложения Президента – 14, предложения Палаты представителей Национального собрания – 12. В различные периоды правом инициирования конституционного контроля были наделены депутаты Парламента (4), Генеральный прокурор (5).

Когда была сформирована на конституционных принципах правовая система, взаимодействие между ветвями власти на этапе подготовки проектов законов стало носить конструктивный характер, существенно сократились обращения от государственных органов в Конституционный Суд.

Отсутствие со стороны государственных органов инициирования конституционного контроля свидетельствует, что  в законотворческом процессе и правоприменении государственные органы уважительно относятся к нормам и принципам Конституции, стремятся их соблюдать в практической деятельности, что обеспечивает стабильный уровень конституционной законности в стране, исключение принятия неконституционных решений законодательного характера.

С другой стороны, Конституционный Суд должен выражать свою позицию о конституционно-правовом регулировании общественных отношений, формировании практики соблюдения прав и свобод человека.

Учитывая эти факторы, Конституционному Суду на законодательном уровне было предоставлено право осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом.

За период с 2008 по 2022 год проверена конституционность положений 698 законов. Все законы, проверенные Конституционным Судом в порядке обязательного предварительного контроля их конституционности, признаны соответствующими Конституции. В то же время посредством системного анализа положений Конституции и уяснения конституционно-правового смысла норм законов Конституционный Суд в своих решениях формулировал правовые позиции, в которых обращал внимание законодателя и правоприменителей на выявленные случаи правовой неопределенности, пробелы и коллизии, необходимость обеспечения единообразной правоприменительной практики, а также раскрывал содержание конституционных норм.

Конституционным Судом сформулировано более 300 таких правовых позиций, которые были учтены законодателем и правоприменителями в своей деятельности в целях более полного обеспечения прав и свобод граждан.

Конституционный Суд в посланиях Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь отмечал, что с введением в 2008 году обязательного предварительного контроля конституционности законов устанавливаются дополнительные юридические механизмы, упреждающие принятие законодательных норм, противоречащих Конституции, способствующие оптимизации, эффективности правового регулирования, повышению качества законов.

Одновременно Конституционный Суд неоднократно указывал, что проверка конституционности законов в порядке обязательного предварительного контроля не препятствует проверке конституционности этого закона в порядке последующего контроля после вступления его в силу; для обеспечения результативности последующего конституционного контроля необходимо проявление должной активности со стороны государственных органов, уполномоченных обращаться в Конституционный Суд с предложениями о даче заключения; непоступление предложений в Конституционный Суд приводит к тому, что нормы законов, сомнения относительно конституционности которых возникают на стадии правоприменения, остаются вне сферы конституционного контроля.

В этот период в национальной правовой системе сформировался также институт косвенного доступа граждан к конституционному правосудию: предложение государственных органов о даче заключения о соответствии Конституции нормативного правового акта могло быть основано на обращении гражданина, по мнению которого применением нормативного правового акта в решении государственного органа нарушались его права, свободы и законные интересы. Данное обращение гражданина в уполномоченные государственные органы в Законе определялось как «инициативное обращение».

В актах Конституционного Суда применительно к вопросу рассмотрения уполномоченными органами инициативных обращений граждан акцентировано внимание на том, что данные органы, принимая решение о внесении соответствующего предложения в Конституционный Суд либо об отказе в его внесении, не вправе подменять Конституционный Суд и оценивать конституционность нормативного правового акта или его отдельных положений.

В настоящее время согласно обновленной Конституции после принятия конституционных изменений на референдуме в 2022 году правом вносить предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов различного уровня обладают Президент Республики Беларусь, палаты Парламента – Палата представителей и Совет Республики Национального собрания, Правительство – Совет Министров, Президиум Всебелорусского народного собрания, Верховный Суд.

При этом предварительный контроль конституционности законов в соответствии с обновленной Конституцией факультативный – осуществляется только по инициативе Президента.

Вторая группа – инициирование конституционного контроля гражданами. Введена конституционная жалоба – гражданам предоставлено право обращаться в Конституционный Суд за защитой своих прав и свобод для проверки конституционности закона, примененного в конкретном судебном деле.

При этом в правовой системе сохранен институт косвенного доступа в Конституционный Суд – уполномоченные органы могут обратиться в Конституционный Суд на основании обращений граждан, предлагающих инициировать конституционный контроль в отношении нормативных правовых актов.

Начальный период реализации конституционной жалобы показал, что проблема инициирования конституционного контроля непосредственно гражданами обусловлена неготовностью соблюдать в полной мере установленные на уровне закона юридические критерии допустимости конституционной жалобы.

Конституционный Суд в Послании о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь подчеркнул, что для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы, которая должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Конституционным Судом отмечено, что для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи (решение от 5 марта 2024 г.).

30-летний опыт Конституционного Суда Республики Беларусь, осуществляющего последующий и предварительный, абстрактный и конкретный конституционный контроль, свидетельствует, что функциональная многогранность форм конституционного контроля, комплексный подход в его осуществлении позволяет упреждать и устранять нарушения конституционной законности.