Выступления Председателя Конституционного Суда
Выступление Председателя Конституционного Суда П.П. Миклашевича «Обновленная Конституция: современное развитие конституционного контроля» на Международной конференции «Верховенство Конституции: конституционные изменения и современное развитие конституционного контроля», приуроченной к 30-летию образования Конституционного Суда Республики Беларусь (4 апреля 2024 г.)

Обновленная Конституция: современное развитие конституционного контроля

 

    Введение

В настоящее время процессы модернизации и трансформации в конституционно-правовом строительстве являются характерными для многих стран. Высокая динамика конституционного развития объективно отражает ускорение и усложнение социального взаимодействия.

Глобальное управление цифровой сферой, выход за рамки конкретного государства и национального права процессов регулирования общественных отношений представляют определенные  вызовы современному конституционализму.

Как в ходе конституционных реформ, так и эволюционного конституционного развития становится особенно важным «конституционное измерение» общественных процессов, обеспечение эффективного функционирования конституционной модели развития  общества и государства.

 

  1. Устойчивое конституционное развитие

В этом году мы отмечаем 30-летний юбилей Основного Закона – 15 марта 1994 года принята Конституция Республики Беларусь, определившая путь развития нашей страны как суверенного демократического социального правового государства.

 

На референдумах в 1996, 2004 и 2022 годах были внесены изменения в Конституцию, направленные на дальнейшее стабильное и динамичное развитие общества и государства, эффективное функционирование системы органов государственной власти, укрепление суверенитета и независимости Республики Беларусь.

Мы видим, что если народ непосредственно является участником конституционных изменений, то ресурсный потенциал устойчивости конституционного каркаса увеличивается многократно, и Конституция Республики Беларусь становится особым общественным договором, обеспечивающим гармоничное взаимодействие личности, общества и государства.

Беларусь является не просто суверенным государством, возникшим в результате распада СССР, но и государством, имеющим глубокие исторические традиции государственности. Положение о сохранении национальной самобытности и суверенитета, закрепленное в качество конституционной цели в преамбуле обновленной Конституции, отражает историческую преемственность в развитии белорусской государственности.

Время, прошедшее с момента принятия Конституции в 1994 году, показало значимость конституционных положений, сформулированных в ней ценностных ориентиров для интенсивного государственно-правового строительства.

 

Современные условия объективно потребовали конституционных преобразований, формулирования в Конституции новых положений, отражающих идеи и цели дальнейшего государственного и общественного развития.

27 февраля 2022 года состоялся республиканский референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию. Реализовав свое конституционное право, граждане Республики Беларусь на республиканском референдуме приняли обновленную Конституцию. Согласно результатам референдума, за принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 82,86 % от принявших участие в голосовании граждан.

Скорректированы преамбула и 85 статей Конституции из 146. В обновленную Конституцию включено 11 новых статей, исключено 2 статьи. Появилась новая глава – «Всебелорусское народное собрание».

Сущность изменений Конституции заключается в следующем.

Сохранена президентская форма правления с перераспределением полномочий Президента, Парламента и Правительства исходя из их конституционных функций.

Установлен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

Усовершенствованы конституционные основы избирательной системы, определен конституционный статус Центральной избирательной комиссии.

Конституционные положения о социальном характере белорусского государства получили развитие и содержательное наполнение в виде усиления гарантий социальных прав.

Предусматривается новый порядок формирования Верховного и Конституционного судов: председатели, заместители председателей и судьи Верховного и Конституционного судов избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием.

Установлен на конституционном уровне статус Верховного Суда Республики Беларусь как органа, возглавляющего систему судов общей юрисдикции.

Расширены гарантии судебной защиты прав граждан – установлено полномочие Конституционного Суда по рассмотрению конституционных жалоб граждан на нарушение их прав и свобод.

Конституционные поправки служат основой совершенствования конституционного устройства белорусского общества и государства, конституционализации права и правоприменительной практики, являются прочным фундаментом дальнейшего развития Республики Беларусь демократическим социальным правовым государством.

 

 

В настоящее время Парламентом принято более 90 законов, направленных на реализацию положений обновленной Конституции.

Отмечу, что в целях разъяснения смысла и нормативного содержания принципов и норм Конституции, в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко,  высококвалифицированными юристами, в том числе судьями и сотрудниками Конституционного Суда подготовлен Научно-практический комментарий к Конституции.

Комментарий издан тиражом в 20 000 экземпляров и послужит дальнейшей системной работе по разъяснению положений Конституции и их неукоснительному соблюдению в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

 

  1. Развитие конституционного контроля

Формирование и развитие конституционного контроля в Республике Беларусь можно разделить на следующие этапы.

Первый этап (1994–1996 годы) – период учреждения и становления Конституционного Суда. В этот период значительная часть заключений была направлена на определение баланса полномочий органов власти, соблюдение конституционного принципа разделения властей.

 

Второй этап (1996–2008 годы) – деятельность Конституционного Суда по конституционализации законодательства на этапе формирования правовой системы страны. Основные усилия были направлены на оценку соблюдения в законодательстве и правоприменительной практике конституционных положений, их полную и последовательную реализацию, разработку на законодательном уровне механизмов осуществления конституционных прав и свобод граждан.

Третий этап – 2008–2022 годы. С 2008 года основным направлением деятельности Конституционного Суда становится осуществление предварительного контроля конституционности законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом.

За этот период Конституционным Судом проверены на соответствие Конституции вносимые изменения в 10 кодексов и 683 закона. Сформулировано более 300 правовых позиций, адресованных законодателю и правоприменителям.

Признавая конституционность принятых законов, в отношении их отдельных положений Конституционный Суд формулировал правовые позиции, направленные на уяснение конституционно-правового смысла норм законов, исходя из положений Конституции. Обращалось внимание законодателя на выявленные в законах случаи правовой неопределенности, пробелы и коллизии, а правоприменителям указывалось на необходимость точного понимания содержания законодательных норм и соблюдения конституционно-правового режима их применения.

Доктринальные подходы к конституционно-правовому регулированию современных общественных отношений, выработанные в практике Конституционного Суда, во многом послужили фундаментом теоретических и практических разработок конституционно-правовых конструкций обновленной Конституции.

В этот период получило реализацию особое полномочие Конституционного Суда  – по предложениям Президента, Парламента, Правительства излагать позицию о документах, принятых иностранными государствами, международными организациями или их органами, которые затрагивают интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

В 2011 году изложена позиция Конституционного Суда о том, что положения Закона Республики Польша «О Карте поляка», на основании которого гражданам Республики Беларусь выдаются документы, обеспечивающие определенные льготы в Польше, не согласуются с общепризнанными принципами международного права.

В 2021 году принято решение по ограничениям (санкциям), введенным актами Европейского Союза, США и некоторых других государств в отношении Республики Беларусь, которые признаны Конституционным Судом не соответствующими Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека, международным пактам и ряду других документов.

Четвертый этап с 2022 года – реализация новых полномочий  и переход к конкретному конституционному контролю.

Согласно обновленной Конституции Конституционный Суд наделен широкими полномочиями:

– по предложению уполномоченных субъектов осуществляет последующий конституционный контроль нормативных правовых актов, а также предварительный конституционный контроль законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом;

– проверяет конституционность проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

– проверяет конституционность не вступивших в силу международных договоров.

При осуществлении ряда полномочий Конституционный Суд выступает как арбитр в системе государственной власти, обеспечивая ее устойчивое функционирование:

– по предложению Президента Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента,

– по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции Президентом.

 

Установлен конституционный контроль при проведении выборов: по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания Конституционный Суд дает заключения о конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Это является дополнительной гарантией обеспечения свободного волеизъявления избирателей, справедливой и объективной оценки избирательного процесса.

Конституционный Суд осуществляет проверку конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, дает официальное толкование Конституции.

Согласно статье 116-1 Конституции Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных судами общей юрисдикции в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.

Установление института конституционной жалобы на конституционном уровне обеспечивает прямой доступ граждан к конституционному правосудию, позволит не допускать действия судебных постановлений, основанных на неконституционных нормах законов, дает возможность исключить искажение конституционно-правового смысла норм закона при применении в конкретном судебном деле.

Безусловно, что для эффективного функционирования института конституционной жалобы требуются высокий уровень правовой культуры и конституционного правосознания граждан и должностных лиц, организация оказания необходимой юридической помощи гражданам в целях соблюдения порядка подачи конституционной жалобы.

Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Полагаем, что суды общей юрисдикции, наделенные правом инициирования, будут активно направлять запросы в Конституционный Суд при возникновении сомнений в конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении конкретных дел. Устранение возникших сомнений в конституционности нормативных правовых актов до принятия судами общей юрисдикции постановлений существенно уменьшит риски неконституционного правоприменения.


 

 

    Заключение

  1. Обновленная Конституция, приведенные в соответствие с ней законы и иные нормативные правовые акты формируют конституционно-правовую основу для дальнейшего устойчивого и динамичного развития Республики Беларусь демократическим социальным правовым государством, конституционализации права и правоприменительной практики.
  2. Закрепленные в Конституции юрисдикция и полномочия Конституционного Суда отвечают современному этапу государственно-правового строительства, обеспечивают функционирование целостной системы конституционного контроля при оптимальном сочетании различных его форм – в целях укрепления государственно-правового механизма обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия, защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.