Послания Конституционного Суда

Президенту 
Республики Беларусь 

Палате представителей 
Национального собрания 
Республики Беларусь

 Совету Республики 
Национального собрания 
Республики Беларусь

 

ПОСЛАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

 

30-летний период действия Конституции, установившей конституционные основы белорусского государства и общества, определившей вектор политического, экономического, социального развития, подтверждает приверженность народа Беларуси своим традиционным ценностям, культурным и духовным традициям, стремление сохранить национальную самобытность и суверенитет.

На конституционных принципах равенства и справедливости, единства и патриотизма развиваются демократические формы народовластия, целенаправленно и последовательно формируется демократическое социальное правовое государство.

Проведенный 27 февраля 2022 г. республиканский референдум о внесении изменений и дополнений в Конституцию убедительно показал, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы и активным субъектом исторического процесса, свободно и открыто выражающим свою волю построить социально справедливое благополучное общество.

Принятие на всенародном референдуме обновленной Конституции Республики Беларусь – свидетельство проявления воли народа сохранить базовые параметры избранной социально-экономической модели развития, укрепить государственный суверенитет, защитить национальную идентичность.

Прошедший период деятельности Конституционного Суда подтвердил значение конституционного контроля для защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь.

Внесенные в Конституцию изменения и дополнения усилили роль Конституционного Суда как конституционного арбитра в системе органов государственной власти, расширили возможности конституционного контроля по защите прав и свобод граждан.

 I

 Обновленная Конституция является залогом поступательного конституционного развития Республики Беларусь на долговременную перспективу. В ней определена модель современного белорусского государства: государство основывается на воле народа, выражает волю народа, функционирует в интересах народа. Данный конституционный ориентир обязывает государственные органы, должностных лиц, общественно-политические институты в своей созидательной деятельности исходить из воли народа и действовать на благо народа и, служа прогрессу общества и государства, всемерно способствовать достижению важнейших конституционных целей: обеспечению мира и гражданского согласия, благополучия граждан, незыблемости народовластия, независимости и процветания Республики Беларусь.

Конституция – Основной Закон государства – является животворной основой национального права: ее принципы и нормы несут в себе организующее начало, обеспечивают единство и взаимосвязь, сбалансированность и гармоничное развитие всех составляющих правовой системы. Обладая огромным регулятивным потенциалом, Конституция находит свое продолжение в законах, определяет их смысл, содержание и векторы совершенствования правового регулирования важнейших общественных отношений.

Конституционализация законодательства, последовательное развитие ценностей, принципов и норм Конституции в положениях законов и подзаконных нормативных правовых актов выступают конституционно-правовой основой построения суверенного демократического социального правового государства.

В заключениях и решениях Конституционного Суда раскрывается многогранное содержание конституционных принципов и норм, отмечается необходимость их соблюдения в правовом обеспечении динамичного развития общества и государства.

Конституционным Судом обращено внимание, что динамизм социальных и экономических процессов предопределяет потребность своевременного, а иногда и опережающего правового регулирования общественных отношений; при этом указано на принципиальную важность обеспечения наиболее полной реализации конституционных положений в правовом регулировании новых сфер общественных отношений, обусловленных достижениями науки и развитием технологий как базы устойчивого инновационного развития (решения от 20 января 2015 г., от 26 декабря 2020 г.).

Отмечено, что современные процессы цифровизации общественных отношений напрямую воздействуют на объем и содержание конституционного статуса личности, появляются новые информационно-цифровые возможности, формируются цифровые права и обязанности; необходимо своевременное законодательное регулирование новых общественных отношений, возникающих в связи с цифровизацией, и новых механизмов реализации прав и свобод, имеющих виртуальное выражение (решение от 11 марта 2021 г.).

В современных условиях на основе принципов и норм Конституции осуществляется законодательная деятельность Парламента, а также нормотворческая деятельность других государственных органов по правовому обеспечению использования инновационных технологий, эффективной защиты персональных данных, цифровизации государственного управления и цифровой трансформации экономики, включая функционирование цифровых баз данных социального назначения, развитие робототехники, создание сложных интегрированных систем с элементами искусственного интеллекта в сферах транспорта, промышленности, социального обслуживания, здравоохранения и иных.

Реализация конституционного положения о содействии государства развитию научных и технических исследований, внедрению инноваций на благо общих интересов требует формирования в национальной правовой системе цифрового права, охватывающего вопросы обеспечения комплексного и системного правового регулирования отношений, связанных с использованием цифровых технологий, применением искусственного интеллекта, обеспечением кибербезопасности, при соблюдении гарантий конституционных прав и свобод граждан, демократических основ государственного управления, осуществления экономической деятельности в интересах человека и общества.

Национальная конституционная идентичность воплощена в фундаментальных положениях Конституции об основах конституционного строя, конституционных правах и свободах человека и гражданина, демократических принципах функционирования органов государственной власти. Конституционные ценности, принципы и нормы, образующие конституционную идентичность белорусского государства, подчеркивают уникальность Республики Беларусь как полноправного члена международного сообщества.

Конституционный Суд неоднократно обращался к вопросам содержания конституционной идентичности и ее надлежащего обеспечения. Так, отмечено, что участие Республики Беларусь в межгосударственных образованиях обусловливает необходимость сохранения правового суверенитета и конституционной идентичности в условиях взаимодействия международного, наднационального и национального права. При формировании наднационального права следует исходить из верховенства Конституции, фундаментальных конституционных основ белорусского государства, предопределяющих конституционную идентичность. При этом акты международного и наднационального права не могут ограничивать суверенное право белорусского народа самостоятельно определять свой путь развития, умалять конституционные права и свободы граждан, изменять демократический, социальный и правовой характер белорусского государства (решения от 21 января 2014 г., от 20 января 2016 г., от 23 января 2018 г., от 14 марта 2019 г.).

Доктринально-нормативные положения о верховенстве Конституции, сущности и содержании конституционной идентичности, сформулированные в решениях Конституционного Суда при проверке конституционности законов в порядке предварительного контроля, нашли отражение в Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196.

Конституция, являясь политико-правовым актом с особыми свойствами, позволяет переводить на язык действующего законодательства, правовой идеологии и реальной политики идеалы личности, общества и государства и служит правовым фундаментом демократического обустройства общества и государства; эволюционное конституционное развитие на основе фундаментальных конституционных идеалов и ценностей обеспечивает преодоление новых угроз верховенству права и конституционному правопорядку (решение от 11 марта 2021 г.).

Воля народа, выраженная на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. в принятии исторически назревших изменений Конституции, усиливает ее идеологическую функцию в обеспечении консолидации и единства общества, защиты фундаментальных конституционных ценностей.

Идеология белорусского государства, закрепленная в положениях Конституции и в своей основе являющаяся общенародной идеологией, получила высшую легитимацию в статье 4 Конституции как идеология государства, на основе которой осуществляется демократия в Республике Беларусь и, следовательно, строится будущее нашей страны и благополучие каждого ее гражданина.

В преамбуле и иных положениях Конституции провозглашены базовые начала и императивы идеологии белорусского государства. В их числе приверженность общечеловеческим ценностям, сохранение национальной самобытности и суверенитета, опора на многовековую историю развития белорусской государственности, культурные и духовные традиции, утверждение прав и свобод человека и гражданина, устоев правового государства и социально справедливого общества, обеспечение мира и гражданского согласия, благополучия граждан, незыблемости народовластия, независимости и процветания Республики Беларусь.

Положения Конституции, устанавливающие обязанность государства и долг каждого гражданина сохранять историческую правду и память о героическом прошлом белорусского народа и его бессмертном подвиге в годы Великой Отечественной войны, способствуют укреплению чувства патриотизма, гражданственности, верности своему Отечеству и готовности защитить интересы Родины.

Идеология белорусского государства лежит в основе построения белорусской модели государственного развития – государства для народа, определяет стратегию этого развития на долговременный период.

Духовно-нравственное содержание и идеологический потенциал Конституции формируют в общественном сознании понимание того, что уважение, осознанное и добровольное соблюдение Конституции и законов своей страны является основой консолидации и единства общества.

Доктринальное осмысление положений обновленной Конституции в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод, что безопасность личности, общества и государства аккумулируется в диалектически многоплановом понятии конституционной безопасности. Конституционная безопасность характеризует защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, незыблемость конституционного строя и невозможность его изменения нелегитимным путем.

Конституционный Суд неоднократно обращал внимание законодателя, что в условиях современных вызовов и глобальных угроз особое значение приобретает реальное обеспечение конституционно-правового статуса личности, прав и свобод граждан, а также юридических гарантий их реализации. Исходя из принципа верховенства права законодателю следует обеспечивать правовое регулирование общественных отношений, отвечающее принципу конституционной безопасности личности, устанавливая объективно необходимые и социально обоснованные правовые ограничения и возлагая дополнительные обязанности на граждан, соблюдая оптимальный баланс частных и публичных интересов, сохраняя суть и целостность ценностно-смыслового содержания конституционных прав и свобод человека.

 II

1. Обеспечение верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет посредством контроля за конституционностью всех нормативных правовых актов в государстве. В решениях и формулируемых в них правовых позициях Конституционный Суд путем выявления конституционно-правового смысла норм законов и иных нормативных правовых актов утверждает верховенство Конституции в нормотворчестве и правоприменении, способствует выработке правовых механизмов развития и защиты конституционных ценностей и достижения конституционно значимых целей, ориентирует законодателя и правоприменителей на неукоснительное соблюдение конституционных положений и их реальное обеспечение.

Посредством конституционного правосудия изменяется качество правовой системы: формируется особый политико-правовой режим верховенства Конституции, ее правовой защиты как акта прямого действия, гарантирующего сбалансированную реализацию фундаментальных ценностей общества и демократического правового государства.

Конституционный Суд постоянно обращает внимание, что при осуществлении правового регулирования общественных отношений от нормотворческих органов требуются последовательная и системная реализация и развитие конституционных принципов и ценностей в целях легитимности и социальной приемлемости нормативных правовых актов. При этом в законотворческой деятельности главным условием защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, утверждения конституционной законности выступает реализация в полной мере принципа верховенства Конституции.

В решении по проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» (принято 12 июля 2018 г.) Конституционным Судом выражена правовая позиция, согласно которой определение и раскрытие законодателем содержания принципов нормотворческой деятельности имеет целью обеспечение верховенства Конституции, ценностей и принципов, закрепленных в Конституции, которые предопределяют сущность и содержание правовой системы Беларуси, а также достижение однозначного понимания законодательных предписаний, которыми должны руководствоваться все субъекты нормотворческой деятельности на всех стадиях нормотворческого процесса.

Конституционный Суд отмечает, что обеспечение верховенства Конституции в законотворческой деятельности означает, что в случаях установления в законах ограничений прав и свобод личности пределы дискреционных полномочий законодателя определяются конституционными принципами и нормами с соблюдением баланса и соразмерности охраняемых Конституцией ценностей и интересов.

В решениях Конституционного Суда сформулированы положения, развивающие правовую доктрину верховенства и прямого действия Конституции, определены основные направления современного белорусского конституционализма, ориентиры дальнейшего стабильного конституционного развития правовой системы. Обращено внимание, что верховенство Конституции в государственной и общественной жизни предполагает неукоснительное соблюдение государством, всеми его органами и должностными лицами, а также гражданами и организациями предписаний Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, что, в свою очередь, создает необходимые предпосылки обеспечения в государстве должного уровня конституционной законности (решение от 20 января 2016 г.); посредством утверждения верховенства Конституции, конституционных ценностей в нормотворчестве и правоприменении осуществляется конституционализация общественных отношений, устанавливается режим конституционной законности, при котором государство, все его органы и должностные лица, а также организации и граждане действуют на основе и в соответствии с Конституцией, а право как важнейший социальный регулятор обеспечивает достижение целей и решение задач, определенных Основным Законом государства (решение от 14 марта 2023 г.).

На современном этапе развития белорусской государственности в целях обеспечения реализации принципа верховенства Конституции, защиты конституционного строя, гарантированных прав и свобод человека и гражданина, дальнейшего укрепления конституционной законности в законотворчестве и правоприменении в обновленной Конституции усовершенствован конституционно-правовой механизм осуществления конституционного контроля, предусматривающий значительное расширение компетенции Конституционного Суда.

2. Защита конституционного строя является необходимым условием жизнедеятельности и устойчивого общественно-политического и социально-экономического развития, а также важнейшей функцией государства, осуществление которой выступает гарантией его суверенитета, независимости, территориальной целостности, служит основой обеспечения верховенства права, реализации прав и свобод каждого, утверждения Республики Беларусь как демократического правового государства.

Соблюдение режима конституционной законности является конституционной обязанностью всех субъектов общественно-политических отношений и граждан нашей страны в целях обеспечения противодействия любому деструктивному воздействию на стабильность и суверенитет государства, гражданский мир и согласие в обществе, устойчивость конституционного строя.

25 августа 2020 г. Конституционный Суд выразил конституционно-правовую позицию по защите конституционного строя, в которой указал, что при реализации политических прав граждане должны учитывать, что в соответствии с частью второй статьи 3 Конституции любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

Содержанием установленных Конституцией основ конституционного строя – системы конституционных принципов, закрепляющих основы государственного и общественного устройства, обусловлена потребность принятия адекватных мер, направленных на защиту Основного Закона, включая обязанность государства по установлению необходимых для этого правовых механизмов.

В целях защиты конституционного строя законодатель, исходя из принципов конституционного правопорядка, не только вправе, но и обязан использовать все доступные в рамках своих дискреционных полномочий средства по установлению юридической ответственности физических и юридических лиц за правонарушения, направленные на подрыв конституционного строя.

В решениях по проверке конституционности законов Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма», «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму», «Об изменении законов по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя» Конституционный Суд сформулировал правовые позиции, указав, что в современных сложных геополитических условиях наиболее опасную реальную угрозу конституционному строю Республики Беларусь, ее суверенитету, национальной безопасности, общественному порядку, правам и свободам граждан представляют экстремизм как приверженность крайним взглядам и методам действий для достижения своих целей, нацизм как одна из наиболее опасных форм его проявления, а также акты терроризма, деятельность террористических организаций, незаконных вооруженных формирований, массовые беспорядки. Определяемое нормами вышеназванных законов правовое регулирование по недопущению указанных наиболее деструктивных и разрушительных социальных явлений, устанавливающее в том числе уголовную ответственность за совершение соответствующих противоправных деяний, имеет целью обеспечение реализации конституционного принципа верховенства права, положений Конституции о защите конституционного строя (решения от 30 апреля 2021 г., от 6 июля 2021 г.).

Важнейшим фактором действенной защиты конституционного строя, прав и свобод граждан является конституционный правопорядок, обеспечение которого в современных условиях возможно при неукоснительном соблюдении всеми субъектами общественных отношений режима конституционной законности.

Проверяя конституционность изменений, внесенных в Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях», Конституционный Суд отметил, что согласно статье 35 Конституции свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования гарантируется государством при условии, если при этом не нарушаются правопорядок и права других граждан Республики Беларусь. При законодательном определении порядка организации и проведения массовых мероприятий должны быть обеспечены предусмотренные в статье 35 Конституции и другие конституционные ценности. Обязанность государства по установлению правовых механизмов, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность при проведении массовых мероприятий, предотвращающих возможные нарушения конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан, непосредственно вытекает также из закрепленных Конституцией основ конституционного строя (решение от 30 апреля 2021 г.).

Решения Конституционного Суда, указывающие на требования и условия соблюдения режима конституционной законности в современных общественных отношениях, реализация конституционных принципов как в законодательной, так и в правоприменительной практике предопределяют дальнейшие направления развития правовой системы для обеспечения защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, укрепления конституционного правопорядка.

3. В соответствии с Конституцией каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Из этого и других конституционных положений вытекает, что любой гражданин обладает правом на реализацию конституционных прав и свобод лишь в той мере, в какой это не нарушает права и свободы других лиц, не посягает на конституционный строй и нравственные устои общества. В случаях, определенных законом, реализация прав и свобод отдельных категорий граждан может быть сопряжена со сбалансированным ограничением прав и свобод иных субъектов правоотношений.

При осуществлении законодательного регулирования юридической ответственности должен быть обеспечен оптимальный баланс прав и свобод привлекаемого к ней лица и публичного интереса, состоящего в эффективной защите личности, общества и государства от правонарушений. Устанавливаемые при этом ограничения прав и свобод должны не только быть юридически допустимыми, но и отвечать требованиям справедливости и соразмерности конституционно признаваемым целям этих ограничений, то есть вводиться исходя из верховенства Конституции и с учетом принципа верховенства права, имеющего значение универсальной ценности, на которой базируются гарантии прав и свобод личности.

Законодателю при установлении законом ограничений того или иного права в соответствии с конституционно определенными интересами следует использовать не чрезмерные, а только строго обусловленные этими интересами меры. Публичные интересы, указанные в части первой статьи 23 Конституции, могут оправдывать ограничение прав и свобод лишь в том случае, если они адекватны социально необходимому результату.

В решении по проверке конституционности Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (принято 28 декабря 2020 г.) обращено внимание, что предусматриваемые этим Кодексом меры обеспечения административного процесса, в том числе административное задержание физического лица, наложение ареста на имущество, будучи по своей сути мерами процессуального принуждения, в определенной степени ограничивают права и свободы граждан, права и законные интересы юридических лиц.

Конституционным Судом выражена правовая позиция о том, что положения указанного Кодекса, определяющие порядок применения мер обеспечения административного процесса, соответствуют нормам Конституции, поскольку эти меры ограничительного характера не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в отношении определенных категорий лиц и за совершение отдельных конкретных правонарушений. Такие ограничения учитывают принципы пропорциональности, справедливости и гуманизма, являются средствами правовой защиты общественного порядка, прав и свобод других лиц и соразмерны защищаемым Конституцией целям и ценностям.

Закрепленные в Конституции право каждого на судебную защиту и связанное с ним право на обжалование в суд решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы, выступают гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод. Право на судебную защиту является универсальным правовым средством государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, выполняет важнейшую обеспечительно-восстановительную функцию, в связи с чем государство обязано обеспечить реальный доступ к правосудию, полное осуществление права на судебную защиту.

Судебная защита прав и свобод граждан должна обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, утверждение верховенства права, законности и справедливости. В связи с этим в ряде решений Конституционный Суд указывал, что конституционное право на судебную защиту – это право не только на обращение в суд, но и на своевременное и полное исполнение судебных решений с целью получения действенной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательством; без полного и своевременного исполнения вступивших в законную силу судебных актов невозможна реализация конституционного права каждого на судебную защиту, имеющего конечной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов посредством правосудия.

Неукоснительное следование в законотворчестве принципам и нормам Конституции создает необходимые правовые механизмы для гарантирования и защиты конституционных прав и свобод граждан, справедливого баланса публично-правовых и частноправовых интересов, обеспечения конституционной законности и конституционного правопорядка.

 III

1. Положения обновленной Конституции, устанавливая последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении конституционной законности, обусловливают необходимость их взаимодействия для обеспечения верховенства Конституции, защиты конституционных прав и свобод граждан.

Конституционный Суд, исходя из смысла статьи 60 Конституции, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, последовательно и принципиально занимал позицию о необходимости обеспечения прямого доступа граждан к конституционному правосудию и введения института индивидуальной конституционной жалобы в Республике Беларусь (решения от 26 января 2010 г., от 25 января 2011 г., от 18 января 2012 г., от 14 марта 2019 г. и др.). Выраженные Конституционным Судом правовые позиции учтены и реализованы в обновленной Конституции и принятом в соответствии с ней законодательстве о конституционном судопроизводстве.

Установление обновленной Конституцией возможности обращения гражданина о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по мнению гражданина, нарушены его конституционные права и свободы, является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан. По сути, граждане становятся активными субъектами социального контроля за качеством нормотворческой деятельности, используя предоставленное им право оспаривать конституционность законов, затрагивающих их интересы.

С момента вступления в силу с 1 октября 2023 г. Закона «О конституционном судопроизводстве» в Конституционный Суд поступило более 50 обращений граждан о проверке конституционности законов, примененных в конкретном деле, которые, по их мнению, нарушают конституционные права и свободы.

Поступающие в Конституционный Суд жалобы граждан изучаются в установленном законом порядке и определяется способ их дальнейшего разрешения. В случаях несоответствия конституционных жалоб положениям Закона «О конституционном судопроизводстве» граждане уведомляются о необходимости соблюдения требований закона для рассмотрения конституционных жалоб Конституционным Судом с вынесением решения.

Анализ показывает, что многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.

Для эффективной реализации гражданами права на обращение с  конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы, которая должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со  ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.

В целях оказания содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме посредством создания на официальном сайте Конституционного Суда в глобальной компьютерной сети Интернет личного кабинета и заполнения в нем специальной регистрационной формы с приложением необходимых документов и иных материалов.

Институт конституционной жалобы является важным фактором соблюдения конституционной законности в законодательном процессе и правоприменительной практике, создает условия для непосредственного доступа граждан к конституционному правосудию, что позволяет устранять искажение конституционно-правового смысла норм закона при применении в конкретном судебном деле, повышает доверие общества к законодательному регулированию общественных отношений.

2. Обеспечение верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь – задача не только Конституционного Суда, но и всех звеньев системы судов общей юрисдикции.

Обновленной Конституцией установлено право судов общей юрисдикции на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению при рассмотрении судами конкретных дел. Таким образом, праву судов общей юрисдикции инициировать проверку конституционности нормативного правового акта корреспондирует полномочие Конституционного Суда проверять в установленном порядке конституционность данного нормативного правового акта.

По результатам рассмотрения и разрешения дела Конституционный Суд выносит решение либо о соответствии Конституции (конституционности), либо о несоответствии Конституции (неконституционности) нормативного правового акта или его отдельных положений, что позволяет устранять из правового пространства не соответствующие Конституции нормативные правовые акты, упреждать возможность допущения судебной ошибки и обеспечивать тем самым конституционализацию правоприменительной практики.

Проявление судами общей юрисдикции конституционной активности в реализации предоставленного им Конституцией полномочия по обращению в Конституционный Суд с запросом будет в полной мере отвечать целям обеспечения верховенства Конституции и верховенства права, послужит формированию конституционно-правового механизма взаимодействия судов общей юрисдикции и Конституционного Суда по достижению более высокого уровня судебной защиты прав и свобод граждан.

 IV

 Действенность конституционного правосудия, утверждение конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении основываются на своевременном и эффективном исполнении решений Конституционного Суда и реализации выраженных в них правовых позиций.

1. В 2023 году исполнено решение Конституционного Суда «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» (принято 3 октября 2019 г.), в котором указано, что Закон «О нормативных правовых актах», предоставляя уполномоченным государственным органам (организациям) право при необходимости подготавливать письменные разъяснения применения нормативных правовых актов, не предусматривает положений о юридической силе и характере таких письменных разъяснений, что свидетельствует о наличии в указанном Законе правовой неопределенности, которая порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения и тем самым может повлечь нарушение конституционных гарантий реализации и защиты прав, свобод и  законных интересов граждан и юридических лиц. В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права Конституционный Суд признал необходимым исключить из положений Закона указанную правовую неопределенность.

Решение исполнено Законом Республики Беларусь от 7 апреля 2023 г. № 261-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», которым пункт 2 статьи 69 Закона «О нормативных правовых актах» дополнен положениями о том, что разъяснения применения нормативных правовых актов носят рекомендательный характер; правовые последствия несоблюдения законодательства, допущенного вследствие исполнения разъяснений применения нормативных правовых актов, предоставленных государственными органами (организациями), указанными в части первой данного пункта, могут устанавливаться законодательными актами.

2. В ряде законов были реализованы правовые позиции, содержащиеся в решениях Конституционного Суда, принятых в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов.

2.1. При проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» Конституционный Суд в решении от 28 декабря 2017 г. указал, что в соответствии с частью шестой статьи 85 Закона «О конституционном судопроизводстве» нормативные правовые акты, признанные согласно заключениям Конституционного Суда не соответствующими Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь, не могут применяться судами, другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами. Если иное не установлено Конституционным Судом, основанные на таких актах решения судов должны быть в установленном порядке пересмотрены, а принятые (изданные) другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами правовые акты – прекратить свое действие.

Однако в положениях проверяемого Закона, которыми регламентируются вопросы производства по пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (глава 34 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь), это обстоятельство не включено в перечень оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, что свидетельствует о пробеле конституционно-правового регулирования общественных отношений в этой сфере.

Данный пробел устранен Законом Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З «Об изменении законов по вопросам конституционного судопроизводства», которым часть вторая статьи 452 Гражданского процессуального кодекса, определяющая перечень оснований для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, дополнена таким основанием, как признание Конституционным Судом нормативного правового акта, примененного при рассмотрении дела, или его отдельных положений не соответствующими Конституции (неконституционными), если в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве такое признание влечет пересмотр судебных постановлений.

2.2. Оценивая норму об исключении из статьи 3 Закона Республики Беларусь «О почтовой связи» положения, согласно которому законодательство о почтовой связи состоит в том числе из международных договоров Республики Беларусь, Конституционный Суд в решении от 10 июня 2019 г. подтвердил правовую позицию, сформулированную в решении от 7 мая 2018 г., суть которой заключается в том, что, наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права, и обратил внимание законодателя, что в необходимых случаях в сферу правового регулирования соответствующих общественных отношений, наряду с Конституцией, законами, актами Президента Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами, следует включать также международные договоры Республики Беларусь, поскольку они вместе с актами внутригосударственного законодательства образуют правовую систему Республики Беларусь.

Правовая позиция Конституционного Суда учтена в Законе Республики Беларусь от 28 декабря 2023 г. № 324-З «Об изменении законов по вопросам лицензирования», в соответствии с которым статья 3 Закона «О почтовой связи» изложена в новой редакции, предусматривающей в том числе, что отношения в области почтовой связи регулируются законодательством о почтовой связи, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

2.3. В решении по проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» (принято 8 июля 2008 г.) Конституционный Суд пришел к выводу, что редакция статьи 4 данного Закона, допускающая возможность включения в состав Совета Министров Республики Беларусь иных должностных лиц, изложена неоднозначно, что может привести на практике к принятию решений, не согласующихся с требованиями части четвертой статьи 106 Конституции.

В соответствии с изменениями Конституции, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., часть четвертая статьи 106 Конституции предусматривает возможность включения в состав Совета Министров Республики Беларусь руководителей не только государственных органов, но и организаций.

Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 236-З внесены изменения в Закон «О Совете Министров Республики Беларусь», которыми статья 4 этого Закона приведена в соответствие с указанной нормой обновленной Конституции.

3. В Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году» (решение от 21 января 2014 г.) Конституционный Суд отметил, что конституционализация общественных отношений в Республике Беларусь требует целенаправленного проведения научно обоснованной правовой политики государства. Достигнутый уровень государственного строительства и социально-экономического развития, происходящие интеграционные процессы обусловливают необходимость разработки комплексного документа – единой Концепции государственной правовой политики Республики Беларусь в целях надлежащего правового обеспечения государственных и общественных интересов, прав и свобод граждан в современных условиях.

В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь» (решение от 10 марта 2022 г.) указано, что для обеспечения процесса достижения конституционных целей современного развития общества и государства необходимо принятие Концепции правовой политики, определяющей стратегию дальнейшего совершенствования правовой системы, национального законодательства, развития правовой науки и юридической практики, системного формирования правосознания и правовой культуры.

Данные положения посланий Конституционного Суда реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196, которым утверждена Концепция правовой политики Республики Беларусь.

 V

1. Для полной и эффективной реализации положений обновленной Конституции законодателем выработан соответствующий законодательный механизм: Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь принято более 90 законов, направленных на обеспечение функционирования на обновленной конституционной основе системы государственных органов, институтов народовластия, возможностей граждан по реализации и защите своих конституционных прав и свобод.

Законотворческий процесс на различных стадиях обеспечивается качественной системной работой государственных органов при надлежащем соблюдении баланса конституционных функций органов законодательной и исполнительной власти.

В прошедшем году обращений от уполномоченных органов о проверке конституционности норм принятых законов либо по другим конституционным спорам в Конституционный Суд не поступало.

Конституционный Суд констатирует, что режим конституционной законности соблюдается всеми субъектами конституционных отношений, которые действуют в соответствии со своими конституционными полномочиями, правами и обязанностями в целях поддержания надлежащего конституционного правопорядка в стране.

2. При осуществлении правовой политики следует не только своевременно реагировать на актуальные проблемы правового регулирования общественных отношений, но и принимать конкретные правовые меры по упреждению возможных вызовов и угроз посредством опережающего законотворчества.

Достижение высокого качества законодательства, правовой определенности, обеспечение понятности правовых предписаний и предсказуемости для граждан правовых последствий своих действий – значимые факторы обеспечения конституционной законности.

Конституционный Суд полагает, что положения Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196, служат ценностно-правовым ориентиром для дальнейшего развития всей национальной системы законодательства и практики его применения, в соответствии с которыми в основе повседневной деятельности государственных органов и должностных лиц должен находиться человек, его конституционные права, свободы и законные интересы.

3. В условиях современного техногенно-цифрового общества расширяются возможности применения научно-технических инноваций в различных сферах, включая использование искусственного интеллекта (в том числе нейросетей). При этом крайне важно обеспечивать своевременное нормативно-правовое регулирование дальнейшего развития информационно-цифрового пространства, отвечающее стандартам конституционного измерения, а также учитывающее принципы научного прогнозирования последствий принятия соответствующих актов законодательства.

Конституционный Суд полагает, что при формировании цифрового права необходимо создание гибкой системы законодательной регламентации, стимулирующей развитие технологий искусственного интеллекта и робототехники, но при этом гарантирующей безопасность, права и свободы человека.

4. Положения обновленной Конституции об осуществлении демократии в Республике Беларусь на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений базируются на конституционно-правовой доктрине суверенитета и независимости Республики Беларусь и являются закономерным отражением объективного исторического процесса развития белорусской государственности.

Конституционный Суд отмечает, что идеология белорусского государства призвана наполнить глубоким мировоззренческим содержанием дальнейший суверенный вектор развития общества и государства как выражающий современные общественные идеалы и волю народа, так и отражающий национальные культурно-исторические традиции и ценности.

Конституционный Суд полагает, что необходима выработка эффективных правовых механизмов, обеспечивающих реализацию положения Конституции об идеологии белорусского государства в целях противодействия насаждению чуждой и разрушительной для нашего общества системы идей и псевдоценностей.

5. Право на подачу конституционной жалобы представляет собой специальный вид обращения для защиты прав и свобод человека и гражданина конституционным правосудием, проявление комплекса конституционных прав, включая право на судебную защиту, право на участие в контроле за законотворческим процессом.

Конституционный Суд обращает внимание, что установленный законодательный механизм реализации права граждан на обращение в Конституционный Суд с жалобой о проверке конституционности норм закона, примененных в конкретном судебном деле, требует надлежащего юридического оформления, получения квалифицированной юридической помощи.

Конституционный Суд полагает, что для действенного функционирования института конституционной жалобы необходимо в учреждениях высшего образования при подготовке юристов проводить специальный учебный курс «Конституционное правосудие: институт конституционной жалобы» и ввести определенную специализацию в системе адвокатуры.

6. Правовое просвещение граждан, формирование их правосознания и правовой культуры является долговременным и приоритетным направлением государственной правовой политики.

Конституционный Суд полагает, что необходимо системно продолжать работу по популяризации и разъяснению положений Конституции в трудовых коллективах, учебных заведениях, среди всех слоев населения с целью формирования уважительного отношения к Основному Закону страны, знания своих конституционных прав, свобод и обязанностей, а также понимания необходимости неукоснительного соблюдения конституционных норм в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности. В этих целях следует использовать Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь, подготовленный высококвалифицированными юристами, в том числе судьями и сотрудниками Конституционного Суда.

7. Обновленная Конституция и приведенные в соответствие с ней законы и иные нормативные правовые акты сформировали правовую основу для дальнейшего устойчивого и динамичного развития Республики Беларусь демократическим социальным правовым государством.

На достижение конституционных целей должны быть направлены усилия не только государственных органов, но и общественных организаций и граждан, добросовестно и осознанно реализующих свои конституционные права и исполняющих конституционные обязанности.

Конституционный Суд, обеспечивая верховенство Конституции, своей деятельностью защищает конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, вносит вклад в укрепление конституционного правопорядка в стране.

 

Настоящее Послание принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 5 марта 2024 г.

 

Председательствующий – 
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                          П.П.Миклашевич