Уважаемые участники Республиканской конференции судей!
Уважаемые коллеги!
Конституционные преобразования учитывают реальные особенности социального и политико-правового развития страны, выступают залогом устойчивости и безопасности государства.
Обновленная Конституция как учредительный политико-правовой акт, основной закон государства является юридической базой для правотворчества и правоприменения.
- Укрепление конституционных основ судебной власти
Республика Беларусь как правовое государство функционирует на основе Конституции и законов, обеспечивая реальное признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, имеет независимую и самостоятельную судебную власть, осуществляющую функцию правосудия.
В обновленной Конституции уточнены конституционные основы судебной власти: скорректированы положения статьи 109, предусматривающие, что судебная власть в Республике Беларусь не просто принадлежит судам, а осуществляется судами, то есть рассмотрением судьями конкретных судебных дел. Судоустройство в первую очередь определяется Конституцией, устанавливающей конституционные принципы формирования судебной системы, которые получают развитие в Кодексе о судоустройстве и статусе судей и других законодательных актах.
Для полноты и последовательности реализации конституционных принципов организации судебной власти установлен конституционный статус Верховного Суда Республики Беларусь как высшего судебного органа, возглавляющего систему судов общей юрисдикции.
На конституционном уровне определены цели деятельности Конституционного Суда: защита конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь.
В современных условиях судебная защита конституционного строя – важнейшая задача всех судов нашей страны; ее эффективное решение является необходимым условием жизнедеятельности и устойчивого общественно-политического и социально-экономического развития.
При этом судебная защита конституционных прав и свобод граждан должна обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, утверждение верховенства права, законности и справедливости.
Следует отметить, что обеспечение верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь – задача не только Конституционного Суда, но и всех звеньев судов общей юрисдикции.
В обновленной Конституции всем судьям предоставлено право инициировать проверку конституционности правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении в суде дел.
Хочу подчеркнуть, что на конституционном уровне установлена особая конституционно-юридическая сила судебных постановлений – никакой государственный орган, включая Всебелорусское народное собрание, не может отменить акты судебных органов.
- Взаимодействие Конституционного Суда с судами общей юрисдикции
Комплексный подход к полномочиям Конституционного Суда, закрепленный в Конституции, повышает роль конституционного контроля в системе органов власти, обеспечивает утверждение верховенства Конституции, реализацию не только буквы, но и духа Конституции в правотворчестве и правоприменении, укрепление конституционного правопорядка.
В настоящее время первостепенное значение имеют два направления взаимодействия Конституционного Суда и судов общей юрисдикции.
Во-первых, реализация конкретного конституционного контроля в целях конституционализации правоприменительной практики посредством разрешения конституционных жалоб.
Законом о конституционном судопроизводстве определены условия допустимости конституционной жалобы:
наличие признаков нарушения конституционных прав и свобод гражданина в результате применения закона в конкретном деле с его участием;
исчерпание всех других средств судебной защиты конституционных прав и свобод гражданина при разрешении конкретного дела;
подача конституционной жалобы в срок не позднее одного года со дня принятия судебного постановления, которым исчерпываются все другие средства судебной защиты по соответствующей категории дел;
рассмотрению подлежат конституционные жалобы на законы, примененные после 1 октября 2023 года.
Для восстановления конституционных прав и свобод граждан, нарушенных применением не соответствующего Конституции закона, в случаях, определенных Законом о конституционном судопроизводстве, предусмотрен пересмотр судебных постановлений по уголовным и гражданским делам, по делам об административных правонарушениях.
Установление конституционной жалобы на конституционном уровне обеспечивает прямой доступ граждан к конституционному правосудию, дает возможность исключить применение неконституционных норм, правовую неопределенность, искажение конституционно-правового смысла норм закона при применении в конкретном судебном деле.
Выражаю уверенность, что Конституционный Суд и Верховный Суд в целях утверждения конституционной законности в правоприменительной практике будут находить взаимопонимание и взаимодействие при установлении необходимости пересмотра судебных постановлений по результатам рассмотрения конституционных жалоб.
Во-вторых, обеспечение действенности механизма направления судами общей юрисдикции запросов о конституционности нормативных правовых актов.
Согласно Конституции Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.
Обращаю внимание, что ходатайствовать перед судом общей юрисдикции об обращении в Конституционный Суд с таким запросом могут все участники судебного разбирательства, в отношении всех нормативных правовых актов.
Хочу подчеркнуть, что Конституционный Суд ожидает активности судов общей юрисдикции в инициировании проверки конституционности нормативных правовых актов при рассмотрении конкретных дел в судебном разбирательстве.
- Повышение уровня независимости судей в осуществлении правосудия
Конституционный статус судьи, устанавливающий, что судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону, предполагает особый порядок назначения или избрания судей, а также прекращения или приостановления их полномочий.
В обновленной Конституции установлен новый порядок формирования Верховного и Конституционного судов: Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда, Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием.
При этом в Конституции сохранен прежний порядок назначения Президентом судей судов общей юрисдикции районного и областного уровня.
Установленный порядок формирования Верховного и Конституционного судов посредством избрания судей высшим представительным органом народовластия усиливает гарантии независимости судей.
- Роль судейского сообщества на современном этапе развития судебной системы
На современном этапе реализации конституционных преобразований роль судейского сообщества в развитии судебной системы следует повышать – в целях эффективности деятельности судебной системы, высокого качества принимаемых судебных решений.
Сегодня необходимо определить конкретные меры по дальнейшей целенаправленной и последовательной деятельности органов судейского сообщества по поддержанию авторитета судебной власти, содействия реализации гарантий независимости и неприкосновенности судей.
При этом одним из важнейших направлений является дальнейшее формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры судейского корпуса, должной нравственной и общественно-политической позиции в рамках государственной идеологии, основанной на национальных культурных и духовных традициях, патриотизме, гражданственности, исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа.
Комплексная и системная реализация конституционных положений о судебной системе обновленной Конституции обеспечивает дальнейшее устойчивое и эффективное функционирование судебной системы нашего государства на прочной конституционной основе, служит гарантией эффективной судебной защиты прав граждан, осуществления справедливого и беспристрастного правосудия.