Выступления Председателя Конституционного Суда
Обновленная Конституция Республики Беларусь: развитие доктрины конституционного контроля (выступление на Международной конференции «Конституция и конституционный контроль: развиваем доктрину и совершенствуем практику», 11 мая 2023 г., г.Санкт-Петербург, Российская Федерация)

Международная конференция

«Конституция и конституционный контроль: развиваем доктрину и совершенствуем практику»

(г. Санкт-Петербург, 11–13 мая 2023 г.)

П.П.Миклашевич,

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь,

заслуженный юрист Республики Беларусь

 

Уважаемые коллеги!

Уважаемые участники конференции!

Прежде всего от имени Конституционного Суда Республики Беларусь сердечно поздравляю наших российских коллег, представителей науки и государственных органов Российской Федерации с 30-летним юбилеем принятия Конституции.

Желаю крепкого здоровья, благополучия, дальнейшей успешной плодотворной деятельности по обеспечению верховенства Конституции, укреплению конституционного правопорядка.

1. Конституция в современном мире является не только правовым документом высшей юридической силы, но выступает как общественный договор, на основе которого достигается общественное согласие, формируется доверие между обществом и государственной властью.

Современные геополитические вызовы, актуализация проблем мира и гражданского согласия, обеспечения национальной безопасности, сохранения конституционной идентичности и   укрепления суверенитета объективно потребовали конституционных преобразований.

Процесс разработки и принятия на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года обновленной Конституции Республики Беларусь проходил открыто и демократично, с активным участием граждан.

Для подготовки конкретных поправок в Конституцию была образована Конституционная комиссия, в состав которой вошли представители различных сфер деятельности: образования и науки, культуры и спорта, представители Парламента и органов местного самоуправления, ведущих общественных объединений. В ходе работы рассмотрено несколько тысяч предложений от граждан по совершенствованию конституционного текста.

На предварительном этапе конституционных изменений по предложению Президента Конституционным Судом было подготовлено несколько вариантов внесения изменений и дополнений в Конституцию, которые в дальнейшем легли в основу конституционных преобразований.

Таким образом, Конституционный Суд принимал непосредственное активное участие в выработке предложений по изменению Конституции.

После проведенного всенародного обсуждения, в конечном итоге по результатам референдума скорректированы преамбула и 85 статей Конституции, включено 11 новых статей, исключены 2 статьи. Также Конституция дополнена новой главой – «Всебелорусское народное собрание».

Обновленная Конституция определила современные основы модернизации государства и общества, новые подходы к  функционированию органов государственной власти и общественно-политических институтов с целью утверждения прав и свобод человека и гражданина, устоев правового государства и социального справедливого общества.

В целом изменения и дополнения, внесенные в 2022 году в  Конституцию Республики Беларусь, базируются на национальных конституционно-правовых традициях, сложившейся системе ценностей историко-культурного и духовного наследия, учитывают назревшие объективные потребности общества, отвечают стратегическим целям и задачам государства.

2. О конституционном контроле изменения текста Конституции

В заключительных положениях Конституции Республики Беларусь определен порядок внесения изменений в Конституцию: разделы первый, второй, четвертый, восьмой, устанавливающие основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, систему государственной власти, изменяются только путем референдума. Положения данных разделов не могут быть пересмотрены Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь. Остальные пять разделов Конституции изменяются законом, принимаемым Парламентом по особой процедуре.

До внесения поправок в Конституцию в феврале 2022 года Конституционный Суд имел полномочие по обязательному предварительному контролю конституционности законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом, в том числе и законов о внесении изменений в Конституцию.

Такое полномочие было реализовано принятием решения от 7 октября 2021 года, в котором установлено соответствие Конституции принятого Парламентом Закона, дополнившего статью 67 Конституции положением о едином дне голосования для выборов депутатов всех уровней.

Конституционный Суд установил соответствие данного Закона нормам Конституции, определяющим фундаментальные конституционные основы белорусского государства.

В обновленной Конституции установлено полномочие Конституционного Суда по предложению Президента осуществлять предварительный контроль конституционности проектов законов о внесении изменений в Конституцию. Таким образом, на конституционном уровне определено, что если изменения в текст Конституции вносятся законом, который принимает Парламент, то проект закона по предложению Президента проверяется Конституционным Судом.

3. Согласно обновленной Конституции с целью укрепления независимости судебной власти предусмотрен новый порядок формирования Конституционного Суда: Председатель и судьи по предложению Президента избираются Всебелорусским народным собранием, высшим представительным органом народовластия.

Конституционный Суд наделен рядом полномочий, связанных с компетенцией государственных органов: выносить заключения о  наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции Президентом или Парламентом; о конституционности проведения выборов Президента и Парламента; о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум. Тем самым Конституционный Суд становится фактически конституционным арбитром между различными ветвями власти, выполняя функцию «хранителя» Конституции.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года, правом официального толкования Конституции был наделен Парламент, который за прошедший период один раз реализовал это право. В настоящее время Конституционный Суд наделен таким значимым полномочием, как  официальное толкование Конституции, что свидетельствует об  укреплении статуса Конституционного Суда как органа, формирующего конкретную конституционную доктрину государства.

4. Существенным расширением полномочий Конституционного Суда является введение института конституционной жалобы, права судов общей юрисдикции обращаться в Конституционный Суд по вопросам конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению в конкретном судебном деле. Это означает новый этап развития конституционного правосудия в Беларуси: переход от абстрактного контроля к конкретному конституционному контролю.

Конституционным Судом Республики Беларусь накоплен значительный опыт абстрактного конституционного контроля: с 2008 года Конституционный Суд осуществлял обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом.

За прошедший период Конституционным Судом принято более 1000 решений, в которых дана оценка конституционности законов, сформулировано более 300 правовых позиций.

Переход к конкретному конституционному контролю потребует новых подходов к анализу конституционности нормативных правовых актов, формулированию правовых позиций, новых методологических разработок, и мы с большой заинтересованностью изучаем опыт наших коллег, прежде всего практику Конституционного Суда Российской Федерации по разрешению конституционных жалоб.

Безусловно, что для эффективного функционирования института конституционной жалобы требуются высокий уровень правовой культуры и конституционного правосознания граждан и  должностных лиц, организация оказания необходимой юридической помощи гражданам в целях соблюдения порядка подачи конституционной жалобы.

Согласно обновленной  Конституции Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Установление данного механизма на конституционном уровне служит последовательному разграничению компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении конституционной законности.

В заключение хочу отметить следующее.

Во-первых, процедура и способ изменения текста Конституции Республики Беларусь обусловлены особенностями национальной правовой системы, правовыми и культурно-историческими традициями, правом народа на референдуме принимать и изменять Основной Закон страны.

Во-вторых,  доктринальные подходы к регулированию общественных отношений на основе конституционных принципов и ценностей, выработанные в практике Конституционного Суда Республики Беларусь, явились ориентиром совершенствования правовых конструкций и текста Конституции в ходе работы Конституционной комиссии.

В-третьих, установление в обновленной Конституции Республики Беларусь конституционного контроля за изменениями текста Конституции свидетельствует о потребности дальнейшего общественного развития в конституционно-правовом измерении, повышении роли Конституционного Суда в процессе конституционных преобразований.

 

Спасибо за внимание.