Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 декабря 2021 г. № Р-1300/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».

Заслушав судью-докладчика Бодак А.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственной инновационной политики и инновационной деятельности, в том числе с учетом международного опыта, правоприменительной практики, а также согласования с иными законодательными актами.

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов при проверке Закона исходит из положений Конституции, согласно которым:

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части четвертая и пятая статьи 13);

гарантируется свобода научного, технического творчества; государство содействует развитию научных и технических исследований на благо общих интересов (части вторая и четвертая статьи 51);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Статья 3 Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об инновационной политике и инновационной деятельности) дополняется частью, предусматривающей регулирование отношений в сфере государственной инновационной политики и инновационной деятельности законодательством о государственной инновационной политике и инновационной деятельности, а также международными договорами Республики Беларусь (пункт 4 статьи 1 Закона).

При проверке конституционности приведенного положения Закона Конституционный Суд учитывает правовую позицию, изложенную в решении от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018, заключающуюся в том, что наряду с актами внутригосударственного законодательства международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования.

Конституционный Суд полагает, что вносимые Законом изменения основываются на конституционных нормах, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть первая статьи 7, часть третья статьи 21 Конституции).

3. В Закон об инновационной политике и инновационной деятельности вносятся изменения, касающиеся основных задач государственной инновационной политики и реализации государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.

Основные задачи государственной инновационной политики, предусмотренные статьей 4 Закона об инновационной политике и инновационной деятельности, дополняются такими задачами, как создание и развитие системы технологического прогнозирования, содействие обеспечению цифровой трансформации национальной экономики, инновационное развитие традиционных секторов национальной экономики, формирование и ускоренное развитие высокотехнологичных секторов национальной экономики (пункт 5 статьи 1 Закона).

Положениями Закона разработка и реализация государственной программы инновационного развития Республики Беларусь устанавливается в качестве одной из форм осуществления государственного регулирования инновационной деятельности; определяется содержание указанной программы; устанавливается, что средства, предусмотренные в республиканском бюджете для финансирования инновационной деятельности, используются в том числе для реализации инновационных проектов, выполняемых, как правило, в рамках государственных программ (статьи 10, 13–16 и 30 Закона об инновационной политике и инновационной деятельности).

Согласно излагаемой в новой редакции статье 16 Закона об инновационной политике и инновационной деятельности государственная программа инновационного развития Республики Беларусь включает цель, задачи и целевые показатели, основные направления государственной инновационной политики, направления развития национальной инновационной системы, финансовое обеспечение ее реализации и иные элементы; на основании данной программы Совет Министров Республики Беларусь определяет перечень проектов этой программы по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, которые являются инвестиционными, соответствующими приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций, перечень мероприятий указанной программы по развитию инновационной инфраструктуры, объемы их финансирования и иные элементы (пункт 14 статьи 1  Закона).

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование совершенствует правовые механизмы осуществления инновационной деятельности путем концентрации государственных ресурсов на реализации наиболее важных и значимых направлений инновационной деятельности, обеспечивает стимулирование субъектов инновационной деятельности на создание новых технологий, имеющих практические преимущества для экономического роста и развития общества, и согласуется с положениями Конституции о содействии государством развитию научных и технических исследований на благо общих интересов (часть четвертая статьи 51), об осуществлении государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечении направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая статьи 13).

4. Законом уточняются полномочия государственных органов, иных государственных организаций в сфере государственного регулирования инновационной деятельности, в том числе путем возложения на местные исполнительные и распорядительные органы областного территориального уровня новых полномочий в указанной сфере (пункты 12–14 статьи 1).

Статья 15 Закона об инновационной политике и инновационной деятельности излагается в новой редакции, согласно которой местные исполнительные и распорядительные органы областного территориального уровня в сфере государственного регулирования инновационной деятельности осуществляют реализацию региональной инновационной политики; участвуют в формировании государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, обеспечивают ее реализацию в пределах своей компетенции (пункт 14 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд считает, что нормы Закона, предусматривающие полномочия государственных органов, иных государственных организаций в сфере государственного регулирования инновационной деятельности, имеют целью повышение эффективности государственного регулирования в указанной сфере, в том числе путем оптимального распределения полномочий между государственными органами, что согласуется с нормами Конституции, в соответствии с которыми государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая статьи 7), местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов (статья 120).

5. Законом корректируется перечень субъектов инновационной инфраструктуры путем исключения из него венчурных организаций, одновременно эти организации наделяются правом приобретения статуса субъекта инновационной инфраструктуры в случае их регистрации в установленном порядке в качестве такого субъекта, перечень направлений деятельности венчурной организации определяется как открытый; предусматриваются дополнительные возможности технопарка в части оказания поддержки резидентам технопарка, закрепляется положение о том, что ее оказание является обязательным направлением деятельности технопарка; расширяется перечень услуг (работ), которые вправе оказывать (выполнять) центры трансфера технологий при содействии осуществлению трансфера технологий, путем дополнения его правом осуществления иной деятельности в соответствии с законодательством; устанавливается возможность предоставления статуса субъекта инновационной инфраструктуры и лишения этого статуса для отдельных юридических лиц на основании законодательного акта (статьи 25–27 и 32 Закона об инновационной политике и инновационной деятельности).

Так, статья 32 Закона об инновационной политике и инновационной деятельности излагается в новой редакции, согласно которой деятельность венчурной организации может осуществляться в следующих направлениях: финансирование венчурных проектов; передача субъектам инновационной деятельности по договору лизинга оборудования, необходимого для осуществления инновационной деятельности; создание юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность; приобретение имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе созданные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, с целью последующей передачи этих прав субъектам инновационной деятельности, являющимся исполнителями венчурных проектов, на возмездной или безвозмездной основе (пункт 24 статьи 1 Закона).

Оценивая конституционность норм Закона, Конституционный Суд полагает, что устанавливаемым правовым регулированием создаются условия для привлечения инвестиций, в том числе от частных инвесторов, в научно-технологический сектор страны, расширения инновационной деятельности за счет финансирования, включая венчурное, инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для развития экономики, что согласуется с положениями части второй статьи 21, частей второй, четвертой и пятой статьи 13, части четвертой статьи 51 Конституции.

6. В Законе об инновационной политике и инновационной деятельности исключаются нормы об инновационно-технологическом мониторинге, предусматриваются нормы о системе технологического прогнозирования (пункты 1, 5, 8); расширяется перечень источников финансирования инновационной деятельности средствами физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, наряду со средствами республиканского и (или) местных бюджетов, внешними государственными займами, кредитами, собственными средствами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством (пункт 22 статьи 1 Закона).

Согласно дополнению, вносимому в статью 1 Закона об инновационной политике и инновационной деятельности, система технологического прогнозирования – совокупность организационной структуры, технических средств, информационных и научно-методических ресурсов для организации и осуществления технологического прогнозирования в целях: определения наиболее значимых областей научно-технологического развития на долгосрочную перспективу; выбора приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности; принятия государственными органами, физическими и юридическими лицами решений, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью (пункт 2 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое законодательное регулирование имеет целью создание на основе технологического прогнозирования благоприятных условий функционирования субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и использующих новейшие технологии, что согласуется с положениями части четвертой статьи 13, частей второй и четвертой статьи 51 Конституции.

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу, что нормами Закона с соблюдением конституционного принципа верховенства права совершенствуется правовое регулирование отношений в сфере государственной инновационной политики и инновационной деятельности, предусматриваются дополнительные правовые механизмы для инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономики, что согласуется с конституционными принципами и нормами.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                          П.П.Миклашевич