Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 декабря 2021 г. № Р-1299/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений».

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования профилактики домашнего насилия. С этой целью Законом вносятся изменения в законы Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон о профилактике правонарушений), «Об оружии», «О порядке и  условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них», «О социальном обслуживании».

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь – социальное правовое государство, обеспечивающее законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1);

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (статья 2);

обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21);

ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);

государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств (часть вторая статьи 24); государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 25); детство находится под защитой государства (часть первая статья 32);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Положениями пункта 1 статьи 4 Закона в Закон о профилактике правонарушений вносятся изменения, согласно которым устанавливается, что домашнее насилие – это умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания, а также определяется круг лиц, относящихся к близким родственникам.

Вносимыми изменениями (пункты 6, 13 и 15 статьи 4 Закона) уточняются также нормы Закона о профилактике правонарушений, регулирующие проведение основных профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия субъектами профилактики, их полномочия и порядок взаимодействия в данной сфере (статья 17); основания осуществления профилактического учета в отношении указанных выше лиц (статья 28); основания и порядок применения к гражданину, совершившему  домашнее насилие, защитного предписания (статья 31). Закон о профилактике правонарушений дополняется статьями, регулирующими порядок сбора, накопления и использования информации о фактах домашнего насилия, иных правонарушений, права пострадавших от домашнего насилия, иных правонарушений (пункты 16 и 18 статьи 4 Закона).

Конституционный Суд полагает, что осуществляемое законодательное регулирование отвечает требованиям Конституции, в соответствии с которыми Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок; государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств; государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности; каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (часть третья статьи 1, часть вторая статьи 24, часть первая статьи 25, статья 53).

3. Положениями Закона предусматривается внесение изменений в Закон о профилактике правонарушений посредством введения термина «домашнее насилие» и его определения, а также расширения круга лиц, насилие в отношении которых квалифицируется как домашнее (статья 1); установления иных оснований для осуществления профилактического учета в отношении гражданина, совершившего домашнее насилие (части вторая и третья статьи 28), применения к гражданину, совершившему домашнее насилие, защитного предписания для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия (часть первая статьи 31). Тем самым меры, устанавливаемые в Законе о профилактике правонарушений, распространяются на новые гражданско-правовые отношения, чем обеспечивается дополнительная защита лиц, пострадавших от домашнего насилия.

В статье 321 Закона о профилактике правонарушений закрепляются права пострадавших от домашнего насилия, иных правонарушений: указанные лица вне зависимости от регистрации по месту жительства и дачи согласия о передаче информации о домашнем насилии вправе в соответствии с законодательством получить защиту и оперативное реагирование во всех случаях совершения в отношении них правонарушений, полную и исчерпывающую информацию о видах оказываемой в пределах компетенции государственными органами и иными организациями помощи (пункт 18 статьи 4 Закона).

Статьей 312 Закона о профилактике правонарушений определяется, что согласие о передаче информации о домашнем насилии – свободное, однозначное, информированное выражение воли пострадавшего от домашнего насилия о передаче информации о совершенном в отношении него домашнем насилии и иных его персональных данных, необходимых для защиты пострадавшего от домашнего насилия, оказания ему соответствующими субъектами профилактики правонарушений предусмотренных законодательством помощи и социальных услуг. Таким образом, в соответствии с Законом определяются пределы возможного доступа третьих лиц к личной информации, что является гарантией соблюдения конституционной нормы о недопущении незаконного вмешательства в личную жизнь граждан, пострадавших от насилия (статья 28 Конституции).

Основные принципы деятельности субъектов профилактики правонарушений, установленные статьей 4 Закона о профилактике правонарушений, дополняются такими принципами, как сохранение традиционных семейных ценностей, уважение частной жизни, недопустимость рассмотрения обычаев, убеждений, традиций как оправдания правонарушений, приоритет предупредительных мер над мерами ответственности (пункт 2 статьи 4 Закона). Данные положения соответствуют нормам Конституции, предусматривающим равенство всех  перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статьи 22 и 31), тем самым предопределяя необходимость защиты фундаментальных, неотчуждаемых прав личности.

4. Пунктом 6 статьи 4 Закона уточняются положения статьи 17 Закона о профилактике правонарушений, в которой определены основные профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия. В соответствии с вносимыми изменениями субъекты профилактики в пределах своей компетенции принимают меры по формированию негативного отношения общества к домашнему насилию, выявлению и устранению причин и условий, ему способствующих; местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают плановость и системность проведения профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия, принимают меры по изучению и комплексному реагированию на запросы граждан с учетом местных особенностей, в этих целях ими создаются межведомственные советы, определяющие порядок реализации комплекса мер по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия, способствуют развитию сотрудничества с иными организациями и гражданами в деятельности по предупреждению домашнего насилия и др.

Положениями статьи 4 Закона в перечень оснований для вынесения официального предупреждения вносится изменение, в соответствии с которым официальное предупреждение выносится гражданину, в отношении которого получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления; при этом исключаются иные основания для вынесения официального предупреждения, в том числе связанные с привлечением к  ответственности (пункт 11); вводится такое профилактическое мероприятие, как коррекционная программа – комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи гражданину, совершившему домашнее насилие, направленных на исправление (корректировку) поведения гражданина, формирование у него навыков ненасильственной коммуникации, предотвращение повторного совершения домашнего насилия (пункт 16).

Конституционный Суд считает, что положения Закона, которыми уточняются полномочия субъектов по проведению основных профилактических мероприятий по предупреждению такого негативного социального явления, как домашнее насилие, предусматриваются основания вынесения официального предупреждения, применения коррекционной программы для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, основаны на конституционных положениях об обеспечении Республикой Беларусь  законности и правопорядка.

5. Закон о профилактике правонарушений дополняется статьей 313, предусматривающей ведение реестра информации о фактах домашнего насилия как государственной информационной системы, предназначенной для сбора, обработки, регистрации, накопления, сохранения и использования информации о фактах домашнего насилия (пункт 16 статьи 4 Закона).

В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей, что в целях предотвращения незаконного доступа третьих лиц к информации, содержащейся в указанном реестре, и бесконтрольного ее использования государственным органам и иным организациям, лицам, которым в установленном порядке предоставлены сведения, хранящиеся в этом реестре, следует основываться на  конституционной гарантии защиты каждого от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28 Конституции) в  соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», касающимися защиты информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

6. Статьями 1, 2 и 3 Закона в законы «О социальном обслуживании», «Об оружии», «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» вносятся изменения, обусловленные согласованием этих законов с иными законодательными актами, а также введением термина «домашнее насилие» и его определения, изменением оснований для осуществления профилактического учета.

Статья 28 Закона «Об оружии» дополняется положением, предусматривающим изъятие оружия и боеприпасов органами внутренних дел в случае применения к собственнику гражданского оружия защитного предписания до прекращения его действия (абзац четвертый пункта 17 статьи 2 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что данная мера является превентивно-предупредительным средством, ограничивающим права лица, совершившего домашнее насилие, включая право собственности (части первая и вторая статьи 44 Конституции), поскольку факт совершения домашнего насилия свидетельствует о наличии у лица асоциальной установки в поведении, нежелании соблюдать установленные правила социального взаимодействия, основанные на балансе интересов граждан и безопасности общества и государства.

Конституционный Суд полагает, что устанавливаемое Законом ограничение, действующее в рамках срока применения защитного предписания, выступает профилактической мерой, целями которой являются минимизация возможности причинения вреда, его предотвращение. Данное ограничение допустимо и соразмерно конституционным ценностям и целям, отвечает требованиям части первой статьи 23 Конституции, осуществляется в интересах обеспечения общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Исходя из анализа положений Закона, Конституционный Суд считает, что ими реализуются нормы Конституции об обеспечении в Республике Беларусь законности и правопорядка, установлении принципа верховенства права (часть третья статьи 1, часть первая статьи 7) путем совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере профилактики домашнего насилия, имеющих целью защиту конституционных прав и свобод человека, в числе которых защита жизни человека от любых противоправных посягательств, обеспечение свободы, неприкосновенности и достоинства личности, защита детства (часть вторая статьи 24, часть первая статьи 25, часть первая статьи 32 Конституции).

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по  вопросам профилактики правонарушений» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                          П.П.Миклашевич