Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 декабря 2021 г. № Р-1298/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования».

Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Положениями Закона в Лесной кодекс Республики Беларусь и законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О растительном мире», «О безопасности генно-инженерной деятельности», «О животном мире» вносятся изменения, обусловленные необходимостью дальнейшего совершенствования их положений с учетом правоприменительной практики, международных обязательств Республики Беларусь и оптимизации правового механизма возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в целях усиления охраны растительного и животного мира, а также повышения безопасности генно-инженерной деятельности, согласования норм указанных законов с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь.

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона исходя из положений Конституции, согласно которым:

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства; не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (части первая и третья статьи 8);

государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях; недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства (части четвертая – шестая статьи 13);

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21);

каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды  (статья 46);

охрана природной среды – долг каждого (статья 55).

Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Законом (пункт 2 статьи 4) пункт 1 статьи 2 Закона «О животном мире» излагается в новой редакции, определяющей, что отношения в области охраны и использования животного мира регулируются законодательством об охране и использовании животного мира, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Указанная статья Закона «О животном мире» дополняется пунктами 11 и 8, согласно которым законодательство об охране и использовании животного мира основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из этого Закона, актов Президента Республики Беларусь, иных актов законодательства об охране и использовании животного мира. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора.

Законом (пункт 2 статьи 2) статья 2 Закона «О растительном мире» дополняется частью, согласно которой отношения в области обращения с объектами растительного мира регулируются законодательством об охране и использовании растительного мира, международными договорами Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона излагаются в новой редакции название и пункт 1 статьи 2 Лесного кодекса, предусматривающий, что  отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов регулируются законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, а также международными договорами Республики Беларусь. Указанная статья Лесного кодекса дополняется пунктом 11, согласно которому законодательство об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из этого Кодекса, актов Президента Республики Беларусь, а также иных актов законодательства, регулирующих отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

При оценке конституционности указанных положений Закона Конституционный Суд учитывает правовую позицию, изложенную им в решении от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь». Суть данной правовой позиции заключается в том, что наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, являются составной частью действующего права.

Включение в круг источников правового регулирования международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, корреспондирует международным обязательствам Республики Беларусь, принятым в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части технического регулирования в целях охраны окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений (статья 52).

В целях выполнения Республикой Беларусь международных обязательств, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе, Законом (пункты 6 и 19 статьи 4) в статьи 11 и 42 Закона «О животном мире» вносятся изменения, которыми компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды дополняется полномочием по установлению перечня видов диких животных, запрещенных к содержанию и (или) разведению в неволе в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на их придомовых территориях, в садоводческих товариществах, дачных кооперативах, и перечня видов диких животных, разрешенных к содержанию в контактных зоопарках, а также устанавливаются соответствующие запреты с учетом указанных перечней и запрет на содержание и (или) разведение диких животных в передвижных зоопарках.

Положениями статьи 4 Закона предусматривается, что контактные зоопарки – объекты (вольеры, клетки, бассейны, аквариумы, террариумы, акватеррариумы и иное), в которых содержатся в целях демонстрации и физического контакта дикие и иные животные (пункт 1); передвижные зоопарки – расположенные на (в) транспортных средствах объекты (клетки, бассейны, аквариумы, террариумы, акватеррариумы и иное), в которых содержатся дикие животные в неволе в целях их демонстрации (пункт 19).

Конституционный Суд считает, что введение Законом запрета на содержание и (или) разведение отдельных видов диких животных в контактных и передвижных зоопарках имеет целью усиление правовой охраны диких животных от уничтожения и жестокого обращения, отвечает принципу гуманности (абзац третий статьи 7 Закона «О животном мире»), вытекающему из конституционных положений.

3. Законом (статья 1, пункты 8 и 21 статьи 2, пункты 4 и 5 статьи 4, пункты 2–4 статьи 5) в законы «Об охране окружающей среды» (статьи 9 и 1011), «О растительном мире» (статьи 12 и 76), «О животном мире» (статьи 9 и 10) и в Лесной кодекс (статьи 10, 11 и 108) вносятся изменения, предусматривающие передачу от Президента Республики Беларусь Совету Министров Республики Беларусь полномочия по установлению такс для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в том числе лесам, объектам растительного мира и (или) среде их произрастания, незаконным изъятием или уничтожением диких животных и (или) вредным воздействием на среду их обитания.

Законом (пункт 22 статьи 4) уточняется порядок определения размера возмещения вреда, причиненного объектам животного мира и (или) среде их обитания, путем изложения в новой редакции статьи 63 Закона «О животном мире», согласно которой вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания, подлежит возмещению в доход республиканского бюджета в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим, в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды, в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и (или) вредного воздействия на среду их обитания, установленными Советом Министров Республики Беларусь (пункт 1).

В пункте 2 указанной статьи Закона «О животном мире» устанавливается, что в случае невозможности определения размера возмещения вреда, причиненного объектам животного мира и (или) среде их обитания, в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и (или) вредного воздействия на среду их обитания, либо при отсутствии таких такс размер возмещения вреда, причиненного объектам животного мира и (или) среде их обитания, определяется по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния объектов животного мира и (или) среды их обитания, а также с учетом упущенной выгоды.

Конституционный Суд, оценивая конституционность приведенных положений Закона в части компетенции Совета Министров Республики Беларусь, отмечает, что они согласуются с нормами Конституции, предусматривающими, что Правительство Республики Беларусь – центральный орган государственного управления, осуществляющий исполнительную власть в Республике Беларусь, разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, проведение государственной политики в области экологии; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности (часть первая статьи 106, абзацы третий, пятый, шестой и восьмой статьи 107).

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется законодателем с учетом не только экологической, но и экономической ценности леса, объектов растительного и животного мира и на основе норм гражданского законодательства, соответствует части шестой статьи 13, а также статье 46 Конституции, согласно которой каждому предоставляется право на благоприятную окружающую среду и обеспечивается его защита.

4. В соответствии с частью второй статьи 16 Закона «О безопасности генно-инженерной деятельности» использование в хозяйственных целях пород генно-инженерных животных допускается после их государственной регистрации Министерством сельского хозяйства и продовольствия. В целях государственной регистрации для использования в хозяйственных целях выведенных генно-инженерных животных, отличающихся от породы только одним новым признаком, из термина «породы генно-инженерных животных» исключается слово «породы», в дальнейшем используется термин «генно-инженерные животные» (пункты 1, 3, 4, 6–12 статьи 3 Закона).

Таким образом, осуществляемым правовым регулированием обеспечивается безопасность генно-инженерных животных путем их государственной регистрации с учетом рекомендаций экспертного совета о допустимости использования таких животных в хозяйственных целях после проведения испытаний с соблюдением требований безопасности и оценки рисков возможных вредных воздействий на здоровье человека и окружающую среду и внесения соответствующих сведений в Государственный реестр генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов.

Конституционный Суд считает, что положения Закона, предусматривающие отнесение генно-инженерных животных к объектам государственной регистрации, выступающей в качестве одной из мер обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности, а также устанавливающие порядок осуществления их регистрации, свидетельствуют о гарантировании государством прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 45 и часть первая статьи 46), обеспечении социальной направленности генно-инженерной деятельности и реализации в данной области юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями конституционных прав (части вторая, четвертая и пятая статьи 13 Конституции).

5. Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7).

Как указывалось в ряде решений Конституционного Суда, одним из неотъемлемых элементов принципа верховенства права является принцип правовой определенности, предполагающий ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм; посредством соблюдения в нормотворчестве принципа правовой определенности создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.

Статьями Закона обеспечивается согласование норм ряда законодательных актов, а также уточняется терминология и вводятся новые термины и их определения, что отвечает принципу правовой определенности.

Таким образом, Конституционный Суд считает, что положения Закона, имеющие целью дальнейшее усиление правовых гарантий безопасности генно-инженерной деятельности, охраны жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, лесов, а также выполнение Республикой Беларусь международно-правовых обязательств и обеспечение проведения единой экономической политики в области охраны окружающей среды, согласуются с частью первой статьи 7, частями пятой и шестой статьи 13, частью шестой статьи 44 и статьей 46 Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                          П.П.Миклашевич