28 декабря 2021 г. № Р-1293/2021
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год».
Заслушав судью-докладчика Рябцева В.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом утверждается бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на 2022 год, определяются источники формирования его доходов и их объем, цели и направления расходов бюджета фонда, устанавливаются порядок исполнения бюджета фонда и порядок внесения в него изменений в процессе исполнения.
1. Конституционный Суд, осуществляя обязательный предварительный контроль конституционности законов, проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из положений Конституции:
провозгласивших Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства, ответственного перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть первая статьи 1, статья 2, часть первая статьи 21);
гарантирующих гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47);
устанавливающих, что финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в том числе финансовые средства внебюджетных фондов (часть первая статьи 132); доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений (часть вторая статьи 133); порядок составления, утверждения и исполнения государственных внебюджетных фондов определяется законом (статья 134).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Статьей 1 Закона утверждается бюджет фонда на 2022 год по расходам в сумме 21 093 456 200 рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 21 440 556 200 рублей; устанавливаются минимальный размер профицита бюджета фонда по средствам профессионального пенсионного страхования в сумме 347 100 000 рублей и направление его использования согласно приложению 1 к Закону.
В соответствии с Законом доходы бюджета фонда, составляющие 21 440 556 200 рублей, формируются за счет взносов на государственное социальное страхование в сумме 19 379 545 500 рублей; неналоговых доходов в сумме 322 590 000 рублей; субвенций из республиканского бюджета в сумме 1 738 420 700 рублей, из которых 1 087 329 300 рублей на финансирование расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством из республиканского бюджета на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, пенсий гражданам, проходившим альтернативную службу, и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат (статья 2, приложение 2 к Закону).
Согласно Закону основную долю в структуре взносов на государственное социальное страхование составляют обязательные страховые взносы в сумме 19 151 545 500 рублей (приложение 2 к Закону), плательщиками которых являются работодатели и работающие граждане, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы.
Конституционный Суд считает, что осуществляемое правовое регулирование, которым определяются источники формирования доходов бюджета фонда и их объем, соответствует нормам Конституции, устанавливающим, что доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей и иных поступлений, порядок составления, утверждения государственных внебюджетных фондов определяется законом (часть вторая статьи 133, статья 134), а также положениям Конституции о взаимной ответственности государства и гражданина (часть вторая статьи 2), об обязанности граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56).
3. С учетом необходимости обеспечения реализации социальных гарантий прав и свобод граждан статьей 3 Закона устанавливается, что в 2022 году расходы бюджета фонда в сумме 21 093 456 200 рублей направляются на цели согласно приложению 3 к Закону.
В Законе предусматривается ряд выплат за счет средств бюджета фонда, в том числе оказание услуг по их выплате: выплата трудовых пенсий, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, пенсий гражданам, проходившим альтернативную службу, и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат в сумме 16 120 140 200 рублей; выплата пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, на погребение в сумме 4 653 268 000 рублей; выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь в сумме 159 020 000 рублей; выплата профессиональных пенсий в сумме 14 900 000 рублей; финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения в сумме 42 912 500 рублей, из них субвенции в бюджеты областей и бюджет г. Минска в сумме 40 456 200 рублей; финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления в сумме 48 437 000 рублей и иные выплаты.
Конституционный Суд считает, что приведенные положения Закона обеспечивают реализацию положений Конституции о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства (часть первая статьи 32), о гарантированных гражданам Республики Беларусь праве на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47), праве на труд (часть первая статьи 41) и праве на охрану здоровья (часть первая статьи 45).
4. Законом определяется, что распорядителем средств бюджета фонда является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (часть третья статьи 1); Правительство Республики Беларусь вправе вносить при необходимости в установленном порядке Президенту Республики Беларусь предложения об увеличении или уменьшении утвержденных объемов доходов и расходов бюджета фонда на 2022 год, а также об уточнении других показателей бюджета фонда на 2022 год не более одного раза в квартал (пункт 2 статьи 7).
Конституционный Суд отмечает, что осуществляемое правовое регулирование согласуется с положениями Конституции, предусматривающими, что в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды; порядок составления, утверждения и исполнения государственных внебюджетных фондов определяется законом (часть четвертая статьи 133 и статья 134).
Таким образом, Законом, положениями которого утверждается бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год, определяются источники формирования его доходов и их объем, цели и направления расходов бюджета фонда, обеспечивается социальная защита нуждающихся в ней категорий населения, гарантируется реализация конституционного права на социальное обеспечение, что согласуется с нормами Конституции, провозгласившими Республику Беларусь социальным государством, человека, его права, свободы и гарантии их реализации – высшей ценностью и целью общества и государства, а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства, которое ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть первая статьи 1, статья 2 и часть первая статьи 21).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич