28 декабря 2021 г. № Р-1292/2021
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правовых основ государственного регулирования в сфере создания и функционирования свободных экономических зон.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона исходя из положений Конституции:
предусматривающих, что Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1), в котором устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
определяющих, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая, четвертая и пятая статьи 13);
устанавливающих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» (далее – Закон о свободных экономических зонах) предусмотрено, что государственное регулирование в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, соответствующими областными (Минским городским) исполнительными комитетами, иными государственными органами в пределах их компетенции (статья 6).
Согласно статье 7 Закона о свободных экономических зонах Президент Республики Беларусь в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон: определяет государственную политику; принимает решения о создании, продлении срока функционирования и досрочной ликвидации свободной экономической зоны, изменении ее границ; осуществляет другие полномочия в соответствии с данным Законом и иными законодательными актами.
Законом (пункт 1 статьи 1) из указанной статьи Закона о свободных экономических зонах исключается полномочие Президента Республики Беларусь по изменению границ свободной экономической зоны.
Одновременно Законом (пункт 2 статьи 1) полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон дополняются полномочиями по определению границ свободных экономических зон, принятию решений об изменении их границ.
Конституционный Суд считает, что правовое регулирование перераспределения полномочий между государственными органами развивает и конкретизирует конституционно-правовые основы организации, компетенции и деятельности органов государственной власти и основывается на статье 6 Конституции, предусматривающей, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Законодательное перераспределение Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь в пределах своей дискреции (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции) полномочий от Президента Республики Беларусь Правительству – Совету Министров Республики Беларусь как центральному органу государственного управления, осуществляющему исполнительную власть в Республике Беларусь, соответствует части первой статьи 106 и статье 107 Конституции. При этом, принимая во внимание полномочия Правительства Республики Беларусь по экономическим вопросам (абзацы пятый – седьмой статьи 107 Конституции), законодателю следует и в дальнейшем совершенствовать нормы законов, регулирующие отношения в различных сферах экономики, посредством передачи отдельных полномочий от Президента Республики Беларусь Правительству Республики Беларусь исходя из их конституционных функций. Такие изменения будут способствовать повышению роли Правительства Республики Беларусь и усилению его ответственности как государственного органа, обеспечивающего проведение единой экономической политики.
3. Пунктом 4 статьи 1 Закона вносятся изменения в статью 12 Закона о свободных экономических зонах, регулирующую порядок изменения границ свободной экономической зоны. Положениями Закона предусматривается, что изменение границ свободной экономической зоны производится по решению Совета Министров Республики Беларусь; решение об изменении границ свободной экономической зоны при включении в ее границы территорий, на которых расположены земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения, лесным землям лесного фонда (природоохранным, рекреационно-оздоровительным и защитным лесам), принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Конституционный Суд отмечает, что данными нормами Закона совершенствуется правовой механизм изменения границ свободной экономической зоны, что согласуется с нормами частей первой и второй статьи 59 Конституции, соответствует положениям Конституции о компетенции Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь (часть вторая статьи 79, пункт 30 статьи 84, абзацы третий, шестой, десятый статьи 107 Конституции).
Таким образом, нормы Закона, которыми совершенствуется правовое регулирование функционирования свободных экономических зон в целях создания условий для ускорения процесса реализации новых инвестиционных договоров, согласуются с принципами и нормами Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич