Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 декабря 2021 г. № Р-1291/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь».

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с награждением государственными наградами Республики Беларусь, статусом государственных наград, правами и обязанностями награжденных.

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (часть вторая статьи 1);

Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе об установлении государственных наград (пункт 2 части первой статьи 97); Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Положениями статьи 1 Закона в Закон Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» (далее – Закон о государственных наградах) вносятся изменения, согласно которым в качестве субъектов награждения орденами Республики Беларусь определяются также организации, воинские части (подразделения), соединения Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, их коллективы (пункт 2); перечень государственных наград Республики Беларусь, предусмотренный указанным Законом, дополняется новыми государственными наградами – орденом «За воинскую доблесть» и медалью «За боевые заслуги» (пункт 3); уточняются перечень государственных наград, которыми награждаются организации, воинские части (подразделения), соединения, организации Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, их коллективы (пункты 5–7, 9), порядок представления к награждению государственными наградами Республики Беларусь (пункты 14–20), права и обязанности награжденных государственными наградами Республики Беларусь (пункты 21–24) и др.

Конституционным Судом при проведении обязательного предварительного контроля неоднократно проверялась конституционность законодательных положений, касающихся определения системы и статуса государственных наград Республики Беларусь, оснований награждения; излагались правовые позиции, согласно которым законодатель вправе, исходя из интересов государства и общества и необходимости соответствия статуса государственной награды характеру заслуг награждаемого, формировать систему официального признания заслуг граждан перед обществом и государством; установление государственных наград выступает проявлением государственного суверенитета. В ряде решений Конституционного Суда указано, что Конституцией непосредственно не определены система и статус государственных наград Республики Беларусь, законодатель осуществляет правовое регулирование в этой сфере с учетом специфики государственной награды как высшей формы поощрения граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства за заслуги перед Республикой Беларусь, признания их вклада в защиту и укрепление государства и демократического общества, единства народа, приумножение экономического, интеллектуального и духовного потенциала страны, а также заслуг в общественной, гуманитарной, благотворительной и иных видах деятельности перед государством и народом (решения от 26 мая 2011 г. № Р-592/2011, от 29 июня 2012 г. № Р-730/2012, от 17 апреля 2015 г. № Р-977/2015, от 10 октября 2016 г. № Р-1064/2016 и от 8 июля 2019 г. № Р-1182/2019).

С учетом приведенных правовых позиций Конституционный Суд отмечает, что Парламент Республики Беларусь при принятии указанных положений Закона действовал в пределах своих дискреционных полномочий, предусматривая правовое регулирование отношений, связанных с награждением организаций, воинских частей (подразделений), соединений Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, их коллективов государственными наградами Республики Беларусь (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98).

3. Законом (пункт 3 статьи 1) в Закон о государственных наградах вносится дополнение, в соответствии  с которым учреждаются новые государственные награды Республики Беларусь – орден «За воинскую доблесть» и медаль «За боевые заслуги».

Положениями Закона (пункты 5 и 12 статьи 1) предусматривается, что орденом «За воинскую доблесть» награждаются военнослужащие офицерского состава Вооруженных Сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел; медалью «За боевые заслуги» награждаются военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел за подвиги, личное мужество, храбрость и самоотверженность, проявленные при выполнении боевых (специальных) задач в обстоятельствах, связанных с риском для жизни, и за иные заслуги, предусмотренные Законом. Орденом «За воинскую доблесть» могут награждаться воинские части (подразделения), соединения, организации Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, их коллективы за смелые и решительные действия, обеспечившие успешное выполнение боевых (специальных) задач.

Пунктами 5–7 и другими пунктами статьи 1 Закона расширяются перечни субъектов, которые могут награждаться государственными наградами Республики Беларусь  за заслуги в иных видах деятельности.

Конституционный Суд отмечает, что положения Закона, которыми учреждаются новые государственные награды Республики Беларусь, определяются основания награждения ими, дополнительно устанавливаются категории субъектов, которые могут быть награждены государственными наградами Республики Беларусь, способствуют укреплению престижа и авторитета лиц, удостоенных государственных наград, а также являются дополнительной формой официального признания их заслуг перед обществом и государством, что отвечает положениям Конституции о защите Республикой Беларусь своей независимости и территориальной целостности, конституционного строя, обеспечении законности и правопорядка (часть третья статьи 1).

4. Законом (пункты 14–24 статьи 1) уточняются порядок предоставления к награждению государственными наградами Республики Беларусь указанных в Законе о государственных наградах субъектов, права и обязанности награжденных. Так, организации, воинские части (подразделения), соединения Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований имеют право использовать название орденов Республики Беларусь, которыми они были награждены, в своих наименованиях, а также размещать их названия и изображения на официальных геральдических символах, официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, бланках документов, титульных листах и обложках официальных периодических и непериодических изданий.

Конституционный Суд считает, что приведенные изменения, вносимые в Закон о государственных наградах, основаны на конституционном принципе верховенства права (часть первая статьи 7) и вытекающем из него принципе правовой определенности как одном из составляющих его элементов, в соответствии с которым обеспечиваются согласованность между собой норм, исключающая различное их понимание, и формирование единой правоприменительной практики.

5. Изменениями, вносимыми Законом в статьи 13, 67 Закона о государственных наградах, устанавливаются дополнительные условия награждения женщин орденом Матери, а также основания, препятствующие такому награждению; уточняется порядок повторного награждения орденом Матери.

Так, предусматривается, что представление женщины к награждению орденом Матери в случае, если гражданство детей является приобретенным, допускается при условии проживания этих детей на территории Республики Беларусь не менее пяти лет; к награждению орденом Матери не могут быть представлены женщины, неоднократно (два и более раза) привлекавшиеся к административной ответственности за правонарушения против общественного порядка и общественной нравственности, против порядка управления, если не истек срок, по окончании которого они считаются не подвергавшимися административному взысканию за совершение указанных правонарушений; многодетные матери, ранее получившие аналогичную награду в других государствах за рождение этих же детей, к награждению орденом Матери не представляются (пункты 10, 19 статьи 1 Закона).

В соответствии с Конституцией материнство и детство находятся под защитой государства, а родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (части первая и третья статьи 32).

Конституционный Суд отмечает, что указанные выше положения Закона, регулирующие отношения, связанные с награждением многодетных матерей орденом Матери, призваны повысить престиж ордена Матери как высшей формы поощрения женщин, родивших и (или) воспитавших пять и более детей – граждан Республики Беларусь, исключить возможность необоснованного пользования предусмотренными в связи с этим социальными гарантиями, формальный подход к награждению, что отвечает принципу социальной справедливости, характерному для Республики Беларусь как социального государства (часть первая статьи 1 Конституции), и обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59 Конституции).

На основе анализа норм Закона Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование отношений, связанных с награждением государственными наградами Республики Беларусь, осуществлено в пределах предоставленных Конституцией Парламенту Республики Беларусь дискреционных полномочий (пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98), исходя из интересов общества и государства, а также необходимости соответствия статуса государственной награды характеру заслуг и достижений награждаемого, что соответствует нормам статьи 1, частям первой и второй статьи 7, части первой статьи 32, части первой статьи 59 Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                           П.П.Миклашевич