27 декабря 2021 г. № Р-1289/2021
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 8 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Нормами Закона совершенствуется правовое регулирование отношений в сфере осуществления инвестиций с целью создания благоприятного инвестиционного климата в государстве, сохранения стабильных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечения гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.
1. При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции, согласно которым:
Республика Беларусь является правовым государством, обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (статья 1); признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая и четвертая статьи 13);
государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством; принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (части первая, третья и пятая статьи 44).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Пунктом 2 статьи 1 Закона статья 3 Закона «Об инвестициях» (далее – Закон об инвестициях) излагается в новой редакции, согласно которой отношения в сфере инвестиций регулируются законодательством в сфере инвестиций, а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза; законодательство в сфере инвестиций основывается на Конституции и состоит из данного Закона, законодательства о концессиях, о государственно-частном партнерстве и иных актов законодательства; если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены этим Законом, то применяются правила международного договора.
При проверке конституционности приведенных положений Закона Конституционный Суд учитывает правовую позицию, изложенную в решении от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018, заключающуюся в том, что наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.
Конституционный Суд считает, что такое законодательное регулирование согласуется с положениями Конституции, закрепляющими, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, а государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7), Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (части первая и вторая статьи 8), а также отвечает общепризнанному принципу международного права «договоры должны соблюдаться», закрепленному в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года и других международно-правовых актах.
3. Законом (пункт 3 статьи 1) установленные статьей 4 Закона об инвестициях способы осуществления инвестиций дополняются таким способом, как осуществление на территории Республики Беларусь инвестиций в рамках государственно-частного партнерства.
Пунктом 5 статьи 1 Закона статья 6 Закона об инвестициях излагается в новой редакции. Согласно части второй новой редакции данной статьи законодательными актами, регулирующими отношения, связанные с осуществлением инвестиций на основе концессии, в рамках государственно-частного партнерства, могут устанавливаться ограничения в отношении использования объектов гражданских прав в качестве инвестиций, за исключением денежных средств (денег), включая привлеченные (в том числе займы, кредиты).
Данная норма обеспечивает устранение возможных разногласий с потенциальными инвесторами, поскольку в силу специфики концессий и государственно-частного партнерства допустимы определенные ограничения, которые могут не согласовываться с определением инвестиций, содержащимся в части первой статьи 1 Закона об инвестициях, с учетом изменений, вносимых пунктом 1 статьи 1 Закона, в части объектов, являющихся инвестициями.
Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемым правовым регулированием законодатель осуществляет реализацию принципа правовой определенности в целях согласования норм Закона об инвестициях с положениями законов Республики Беларусь «О концессиях» и «О государственно-частном партнерстве», что отвечает конституционному принципу верховенства права, закрепленному в части первой статьи 7 Конституции.
Одновременно, исходя из части первой статьи 23 Конституции во взаимосвязи с положениями части второй статьи 2, части пятой статьи 13 и части шестой статьи 44 Конституции, Конституционный Суд считает необходимым обратить внимание законодателя на то, что при установлении ограничений, предусматриваемых частью второй новой редакции статьи 6 Закона об инвестициях (пункт 5 статьи 1 Закона), следует обеспечивать их соответствие принципу пропорциональности. Вводимые ограничения должны быть допустимыми, сохранять должный баланс интересов граждан, общества и государства, являться необходимыми и достаточными для защиты конституционно значимых интересов обеспечения национальной безопасности, прав и свобод других лиц, а также закрепленного статьей 22 Конституции принципа равноправия, не искажать сущность конституционного положения о гарантировании государством всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13 Конституции).
4. Законом (пункт 11 статьи 1) Закон об инвестициях дополняется статьей 111, предусматривающей, что инвестору, заключившему инвестиционный договор с Республикой Беларусь, предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. При этом для целей данной статьи под неблагоприятными изменениями налогового законодательства понимаются повышение налоговых ставок и (или) введение новых налогов и сборов.
Указанная норма Закона, по мнению Конституционного Суда, обеспечивает возможность оказания экономической поддержки инвестору путем сохранения для него наилучшего правового режима в сфере налогообложения, что позволит повысить инвестиционную активность и заинтересованность инвестора во вложении своего капитала в экономику государства.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование свидетельствует о реализации вытекающего из части второй статьи 23 Конституции права законодателя устанавливать преимущества и привилегии для определенной категории лиц.
При этом Конституционный Суд отмечает, что законодателю при определении порядка и условий предоставления гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства следует исходить как из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, так и из частных интересов физических и юридических лиц для соблюдения соразмерности между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, а также обеспечения баланса конституционно защищаемых интересов.
5. В соответствии с Законом (пункт 13 статьи 1) Закон об инвестициях дополняется статьями 121 и 122.
В статье 121 данного Закона предусматривается, что компенсация стоимости национализированного или реквизированного имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, должна быть своевременной и полной (часть первая); устанавливаются правила, при которых такая компенсация признается своевременной (часть вторая); определяются условия, при выполнении которых в совокупности компенсация признается полной (часть третья); закрепляется положение, согласно которому в случае уничтожения реквизированного имущества ввиду обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, законом может быть предусмотрен иной порядок и условия выплаты компенсации стоимости такого имущества (часть четвертая).
Проверку данных положений Закона Конституционный Суд осуществляет, основываясь на конституционных принципах и нормах, в том числе на части пятой статьи 44 Конституции, в силу которой принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества.
Конституционный Суд полагает, что устанавливаемым правовым регулированием создаются правовые механизмы обеспечения прав и законных интересов инвесторов, защиты конституционно гарантированного права частной собственности для формирования в стране благоприятного инвестиционного климата, способствующего устойчивому развитию экономики государства.
Конституционный Суд отмечает, что компенсация инвестору стоимости имущества в результате его национализации или реквизиции является одной из международных гарантий инвестиционной деятельности, закрепленных в ряде международно-правовых актов, в том числе Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой Резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года (подпункт «с» пункта 2 статьи 2); Конвенции Содружества Независимых Государств о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года (статья 9); Протоколе о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (пункты 79–81) и др.
С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что законодательное регулирование компенсации стоимости национализированного или реквизированного имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, согласуется с принципами и нормами Конституции, а также положениями соответствующих международно-правовых актов.
Статьей 122 Закона об инвестициях предусматривается, что требования Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, государственных органов (организаций) и их должностных лиц к инвестору, возникающие в связи с осуществлением инвестиций, не могут быть предъявлены по истечении трех лет с даты наступления обстоятельства, с которым связаны и (или) из которого вытекают соответствующие требования; под такими требованиями понимаются требования, которые возникают в связи с изменением (отменой) ранее принятых решений, ввиду чего может быть причинен ущерб имущественным правам инвестора, в том числе лишение (прекращение, ограничение) инвестора имущественных прав, когда такие требования не связаны с противоправными действиями инвестора; данное ограничение предъявления требований к инвестору не распространяется на требования, вытекающие из налоговых, таможенных, трудовых и связанных с ними отношений, а также из отношений, связанных с привлечением лиц к уголовной и административной ответственности.
Конституционный Суд отмечает, что конституционный принцип верховенства права, возлагающий на государство, все его органы и должностных лиц обязанность действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции), предполагает установление такого правопорядка, при котором гарантируется государственная защита прав и свобод личности, создаются эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных государственными органами и должностными лицами.
По мнению Конституционного Суда, приведенные нормы статьи 122 Закона об инвестициях создают дополнительные гарантии обеспечения имущественных прав инвесторов, защиты их частной собственности и согласуются с соответствующими положениями статей 7, 13, 21 и 44 Конституции.
Таким образом, нормами Закона совершенствуется правовое регулирование отношений в сфере осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, предусматриваются правовые гарантии деятельности инвесторов, защиты их прав и законных интересов, обеспечиваются права собственников имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, реализуется дальнейшая конституционализация экономических отношений в сфере инвестиций, что согласуется с положениями статьи 2, частей второй, четвертой и пятой статьи 13, частей первой – третьей и пятой статьи 44 Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич