Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 января 2022 г. № Р-1301/2022
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Заслушав судью-докладчика Бодак А.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом (статья 1) вносятся изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании путем изложения его в новой редакции (далее – Кодекс об образовании). Принятие Кодекса об образовании в новой редакции обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования с целью повышения эффективности функционирования системы образования, повышения качества и доступности образования с учетом тенденций развития современного образовательного пространства, а также практики применения Кодекса Республики Беларусь об образовании.

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку положений Закона исходя из верховенства и непосредственного действия норм Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь является социальным правовым государством; человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий  для свободного и достойного развития личности (часть первая статьи 1, статья 2);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, регулирует экономическую деятельность в интересах человека и общества (части вторая, четвертая и пятая статьи 13);

государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);

каждый имеет право на образование; гарантируются доступность и  бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования; среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого; каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (статья 49);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Положения Конституции о социальной функции государства (часть первая статьи 1), о праве каждого на образование, о гарантируемой доступности и бесплатности общего среднего и профессионально-технического образования, о доступности среднего специального и высшего образования для всех в соответствии со способностями каждого, о возможности каждого на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (статья 49) во взаимосвязи с частью первой статьи 59 Конституции предполагают обязанность государства принимать необходимые меры по созданию гарантий и надлежащих условий реализации конституционного права каждого на образование.

Согласно Конституции Парламент Республики Беларусь рассматривает и одобряет проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, об образовании (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98). При этом законодатель обладает дискреционными полномочиями по правовому регулированию общественных отношений в сфере образования, связанных с определением системы образования, субъектов образовательных отношений, общих требований к образовательному процессу, прав и обязанностей педагогических работников, иных работников учреждений образования и обучающихся, а также других отношений в указанной сфере, которое отвечает потребностям общества и социально-экономическому развитию страны.

Конституционный Суд отмечает, что реализация конституционного права граждан на образование создает условия для свободного и достойного развития личности путем приобретения знаний, умений, навыков, компетенций определенного объема и сложности и служит основой для использования образования на благо общества и государства.

3. Законом (статья 1) в Кодекс об образовании вносятся изменения, касающиеся системы образования, в том числе форм получения образования (глава 3), системы дошкольного образования и организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (главы 18 и 19), системы общего среднего образования и организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (главы 21 и 22), системы высшего образования, в том числе структуры высшего образования (главы 35, 37 и 38), и др.

В статье 1 Кодекса об образовании уточняются определения действующих терминов (воспитание, выпускник, лицо с особенностями психофизического развития, образование, обучающийся, обучение, ступень образования, уровень основного образования, целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих и др.), вводятся новые термины и их определения (абитуриент, бакалавр, магистр, грант на обучение, каникулярные отпуска, компетенции, конфликт интересов педагогического работника, коррекционно-педагогическая помощь, коррекционные занятия и др.).

Образование определяется как обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности, удовлетворение ее образовательных потребностей и интересов, а также совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенного объема и сложности (подпункт 1.18 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании).

Конституционный Суд отмечает, что вносимыми Законом изменениями на основе конституционного принципа верховенства права обеспечивается согласованное и непротиворечивое правовое регулирование отношений в сфере образования для более полной реализации конституционных положений о праве на образование (часть первая статьи 7, статья 49 Конституции).

Подпунктом 1.39 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании предусматривается, что целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих – подготовка специалистов с высшим, средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования в целях удовлетворения кадровых потребностей организаций Республики Беларусь за счет персонального привлечения лиц из числа граждан Республики Беларусь, проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, являющихся выпускниками учреждений образования Республики Беларусь, осуществляемая в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием.

По мнению Конституционного Суда, устанавливаемое правовое регулирование расширяет сферу применения института целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих для организаций Республики Беларусь, имеет целью рациональное распределение кадров исходя из потребностей общества и государства, обеспечивает дополнительные гарантии реализации конституционного права на образование и конституционного права на труд, свидетельствует о выполнении государством конституционной обязанности  принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59 Конституции).

4. Принципы государственной политики в сфере образования дополняются новыми принципами: принципом инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами), и принципом обязательности общего среднего образования (подпункты 1.4 и 1.5 пункта 1 статьи 2 Кодекса об образовании).

Предусматриваемый Кодексом об образовании принцип инклюзии корреспондирует положениям статьи 24 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Республикой Беларусь 18 октября 2016 года, согласно которым признается право инвалидов на образование; государства обязуются без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни данной категории граждан.

Установление в Кодексе об образовании принципа обязательности общего среднего образования, по мнению Конституционного Суда, является обоснованным и обязывает граждан получить образование на уровне, необходимом для полноценной подготовки молодого человека к жизни, трудовой и общественной деятельности, самостоятельному принятию решения о своей дальнейшей деятельности, а государство, в свою очередь, призвано обеспечить качество общего среднего образования и надлежащие условия для обучения.

Согласно пункту 2 статьи 3 Кодекса об образовании граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от иных обстоятельств имеют право на получение в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи (кроме дополнительного образования детей и молодежи, получаемого в государственных детских школах искусств), дополнительного образования одаренных детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, получаемого при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), а также при освоении иных образовательных программ, предусмотренных данным Кодексом и другими законодательными актами, а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального, высшего, научно-ориентированного образования, если соответствующее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов они получают впервые.

Конституционный Суд считает, что дополнительно закрепляемыми в Кодексе об образовании принципами государственной политики в сфере образования во взаимосвязи с государственной гарантией прав в сфере образования совершенствуются правовые механизмы реализации конституционного права каждого на образование, в том числе лиц, имеющих особые индивидуальные образовательные потребности и индивидуальные возможности, что согласуется с нормами Конституции о праве каждого на образование; гарантировании доступности и бесплатности общего среднего и профессионально-технического образования; доступности среднего специального и высшего образования для всех в соответствии со способностями каждого; возможности каждого на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (статья 49); о равенстве всех перед законом и их праве без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22).

5. Подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 2 Кодекса об образовании предусматривается, что к основным направлениям государственной политики в сфере образования относится обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Обеспечение всеохватного (инклюзивного) и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех закреплены Организацией Объединенных Наций в качестве одной из целей устойчивого развития (Цель 4 Повестки дня в области устойчивого развития на период до  2030  года; пункт 10 Инчхонской декларации «Образование 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни» 2015 года).

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование об обеспечении права каждого на образование в течение всей жизни способствует постоянному развитию человеческого потенциала, совершенствованию знаний, навыков и компетенций личности на основе непрерывного образования, что отвечает нормам Конституции, согласно которым государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2); каждый имеет право на образование (часть первая статьи 49); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).

6. В ряде положений Кодекса об образовании регламентируются вопросы применения и использования в образовательных и связанных с ними отношениях современных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (статьи 1, 5, 15, 16 и др.).

Так, в Кодексе об образовании предусматривается  возможность реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, и организацией, участвующей в реализации образовательной программы посредством сетевой формы взаимодействия, позволяющей использовать ресурсы этой организации, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы в целях освоения ее содержания обучающимися (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 5, пункт 12 статьи 15 и др.).

При этом определяется, что реализация образовательной программы посредством сетевой формы взаимодействия осуществляется на основании договора о сетевой форме взаимодействия; порядок и условия такой реализации образовательных программ, финансирования расходов участвующих в ней организаций в случаях, не предусмотренных Кодексом об образовании, иные аспекты реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия устанавливаются Положением о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утверждаемым Правительством Республики Беларусь (пункт 12 статьи 15 Кодекса об образовании).

Пунктами 1, 4, 7, 8 статьи 16 и другими нормами Кодекса об образовании закрепляется возможность получения образования в дистанционной форме, которое определяется как обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий, под которыми понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

В Докладе Специального докладчика ООН по вопросу о праве на образование (2016) отмечено, что при использовании информационно-коммуникационных технологий важно обеспечить соблюдение присущих праву на образование принципов и норм (пункт 44); указано на необходимость в обязательном порядке учитывать отрицательное влияние информационно-коммуникационных технологий на качество обучения, а также на миссию университетов как центров знаний (пункт 63).

В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2020 году» (решение от 11 марта 2021 г. № Р-1256/2021) Конституционным Судом обращено внимание законодателя на то, что конституционализация формирующегося информационно-цифрового пространства требует доктринального осмысления и эффективного законодательного регулирования; при этом в новых условиях цифровой реальности система права должна гарантировать безопасность реализации прав и свобод человека, стабильность и динамизм в конституционном развитии, сохранение и укрепление национальных фундаментальных ценностей белорусского общества и государства.

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемым правовым регулированием расширяются возможности использования современных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в  образовательном процессе для обеспечения равного доступа к  образованию для всех, удовлетворения потребностей человека в получении образования в течение всей жизни, что свидетельствует о развитии правовых механизмов обеспечения доступности образования, его мобильности, технологичности, баланса публичных и частных интересов и согласованности с положениями части пятой статьи 13, части первой статьи 34, части первой статьи 59 Конституции.

При этом Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей, что при реализации норм Кодекса об образовании, предусматривающих использование дистанционных образовательных технологий, следует исходить из того, что в условиях отсутствия непосредственного взаимодействия обучающихся и педагогических работников и преимущественно самостоятельного освоения содержания образовательной программы обучающимся необходимо обеспечить  конституционное право граждан на образование во взаимосвязи с принципом качества образования, в результате реализации которого удовлетворяются запросы личности в образовании, а также потребности общества и государства в подготовке квалифицированных кадров.

7. В Кодексе об образовании уточняются нормы о правовом статусе педагогического работника, в том числе расширяется перечень лиц, которые относятся к педагогическим работникам (за счет включения в него лиц, оказывающих коррекционно-педагогическую помощь); перечень оснований для осуществления педагогической деятельности дополняется контрактом о прохождении военной службы (службы); уточняется перечень должностей педагогических работников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, а также отдельные должности педагогических работников, замещаемые по конкурсу (статья 50).

Кодексом об образовании, наряду с ранее установленными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, и обязанностями педагогических работников, предусматриваются дополнительные требования: педагогическую деятельность не могут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности (подпункт 2.5 пункта 2 статьи 51); педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (пункт 3 статьи 53).

Формулируя правовые позиции в решениях (от 23 декабря 2011 г. № Р-659/2011, от 5 июля 2013 г. № Р-840/2013, от 10 июля 2019 г. № Р-1188/2019 и др.) о различиях правового регулирования общественных отношений при реализации права на труд, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что конституционный принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда устанавливать различия, исключения, предпочтения в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если они объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям.

Изложенные ранее правовые позиции Конституционный Суд учитывает при проверке конституционности положений Кодекса об образовании, которыми устанавливаются требования, предъявляемые к педагогическим работникам, и обязанности педагогических работников.

Конституционный Суд полагает, что закрепление в Кодексе об образовании специальных требований к осуществлению педагогической деятельности обоснованно и направлено на повышение качества образовательной деятельности, объективности и непредвзятости педагогических работников при осуществлении ими своей деятельности, служит цели обеспечения доступа к педагогической деятельности лиц, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки, которые несут ответственность за обучение и воспитание, обеспечивающее полноценное духовное, нравственное и физическое развитие обучающегося, и согласуется с положениями пункта 2 части первой статьи 97 и пункта 1 части первой статьи 98 Конституции.

8. В пункте 3 статьи 36 Кодекса об образовании раскрывается содержание термина «поддержка выпускников», которая заключается в предоставлении отдельным выпускникам места работы путем распределения, трудоустройства в счет брони, направления на работу, а также связанных с этим гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 48 этого Кодекса. Названные положения находят развитие в статьях 72 «Распределение выпускников», 73 «Трудоустройство в счет брони», 74 «Перераспределение выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих)», 75 «Направление на работу выпускников» и других статьях Кодекса об образовании.

Статьей 73 Кодекса об образовании вводится процедура, устанавливающая дополнительные гарантии трудоустройства выпускников, относящихся к категориям лиц с особенностями психофизического развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, которым не может быть предоставлено место работы в ходе распределения, заключающаяся в определении места работы таких выпускников и осуществляемая государственными учреждениями образования на рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами; за выпускниками, трудоустроенными в счет брони, в течение срока обязательной работы закрепляется статус молодых специалистов или молодых рабочих (служащих).

В статье 76 Кодекса об образовании определяются основания для перенаправления на работу выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих). Так, отдельно для каждой категории лиц, указанных в данной статье, определены случаи, при которых учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы научно-ориентированного образования, осуществляют их перенаправление на работу в соответствии с полученной специальностью, присвоенной квалификацией и (или) степенью. Компетенцией по установлению порядка перенаправления на работу выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) в части, не урегулированной Кодексом об образовании, наделено Правительство Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Оценивая приведенные нормы Кодекса об образовании, Конституционный Суд считает, что они согласуются с положениями Конституции, определяющими социальный характер государства (часть первая статьи 1), устанавливающими, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21), государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).

При этом Конституционный Суд отмечает, что законодателем учтена правовая позиция, изложенная в решении Конституционного Суда от 30 декабря 2010 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Кодекса Республики Беларусь об образовании», суть которой заключается в том, что поскольку основания для последующего направления на работу касаются прав и обязанностей граждан, то они должны устанавливаться в Кодексе об образовании.

9. Положениями ряда статей Кодекса об образовании совершенствуется правовое регулирование образовательного процесса на всех уровнях образования.

Так, Кодексом об образовании предусматривается оптимизация видов учреждений дошкольного образования (исключаются такие самостоятельные виды, как ясли, ясли-сад, санаторный ясли-сад), учреждений общего среднего образования (исключаются такие виды, как   вечерняя школа, гимназия-интернат, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации, межшкольный центр допризывной подготовки, учебно-педагогический комплекс с сохранением таких видов, как гимназия-колледж искусств, училище олимпийского резерва общего среднего образования), учреждений высшего образования (исключается такой вид, как высший колледж, а также указания «классический» и «профильный» применительно к университету) (пункт 2 статьи 137, пункт 2 статьи 148, пункт 2 статьи 203 и др.).

Кодексом об образовании определяется, что на уровне дошкольного образования учредитель учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность, реализующий образовательную программу дошкольного образования, могут устанавливать иную, чем предусмотренная Кодексом об образовании (пункт 7 статьи 139), наполняемость групп при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с пребыванием воспитанников. Закрепляется также положение о возможности финансирования за счет местных бюджетов расходов частных учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (пункт 4 статьи 129 Кодекса об образовании) и др.

В Кодексе об образовании устанавливается возможность: реализации образовательной программы дошкольного образования в начальных, базовых и средних школах; приема (зачисления) по заявлению одного из законных представителей в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году, при наличии решения педагогического совета; сочетания учебных занятий на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому учащегося, осваивающего содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому; обучения и воспитания учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования и содержащихся под стражей в следственном изоляторе (пункты 3–5 статьи 148, пункт 1 статьи 150, пункт 3 статьи 151, пункт 2 статьи 152, статья 157) и др.

Кодексом об образовании предусматриваются следующие виды высшего образования: общее высшее образование при реализации образовательной программы бакалавриата, направленное на подготовку специалистов с присвоением квалификации и степени «Бакалавр»; углубленное высшее образование при реализации образовательной программы магистратуры, направленное на подготовку специалистов с присвоением степени «Магистр»; специальное высшее образование при реализации непрерывной образовательной программы высшего образования, направленное на подготовку специалистов с присвоением квалификации и степени «Магистр» (статьи 198–213). Положениями статей 214–223 Кодекса об образовании устанавливается научно-ориентированное образование как уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, адъюнкта, докторанта, соискателя, реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование у них компетенций, необходимых для организации и проведения научных исследований, осуществления профессиональной деятельности, в том числе завершающийся присвоением квалификации «Исследователь».

Оценивая конституционность приведенных выше норм Кодекса об образовании, Конституционный Суд считает, что при определении видов учреждений образования, системы образования, требований к организации образовательного процесса законодатель основывался на гуманистическом характере образования, интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций национальной системы образования и действовал в рамках своих дискреционных полномочий (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции). При этом Конституционный Суд отмечает, что данными нормами Кодекса совершенствуются правовые механизмы реализации принципа социальной справедливости при получении образования, повышения доступности образования для наиболее уязвимых в социальном плане категорий граждан, что соответствует положениям Конституции о социальном характере государства (часть первая статьи 1), обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

10. Кодексом об образовании устанавливается новый вид дополнительного образования – дополнительное образование одаренных детей и молодежи; определяются система данного вида дополнительного образования, порядок деятельности учреждения дополнительного образования одаренных детей и молодежи, общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи, научно-методическое обеспечение данного вида дополнительного образования (раздел XIV). Согласно Кодексу об образовании указанный вид дополнительного образования направлен на выявление и развитие у учащихся способностей к научно-исследовательской и изобретательской деятельности; учреждением дополнительного образования одаренных детей и молодежи является  детский технопарк (пункт 1 статьи 236, пункт 2 статьи 240).

Проверяя конституционность указанных норм Кодекса об образовании, Конституционный Суд отмечает, что установление дополнительного образования одаренных детей и молодежи согласуется с положениями Конституции о гарантировании государством права молодежи на ее духовное, нравственное и физическое развитие (часть шестая статьи 32), о содействии государства развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов (часть четвертая статьи 51).

Таким образом, исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона Конституционный Суд полагает, что устанавливаемым правовым регулированием обеспечиваются усиление правовых гарантий реализации конституционного права каждого на образование, повышение качества и доступности образования, создание необходимых условий для свободного и достойного развития личности в  течение всей жизни с учетом тенденций развития современного образовательного пространства, включающих использование информационно-коммуникационных технологий, что соответствует принципам и нормам Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                         П.П.Миклашевич