Производство по делу возбуждено Конституционным Судом в соответствии со статьей 147 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» на основании поступившего предложения Совета Министров Республики Беларусь об изложении позиции Конституционного Суда.
В предложении Совета Министров указано, что Европейским союзом (далее – ЕС), а также некоторыми государствами, в том числе Великобританией, Соединенными Штатами Америки, Канадой в отношении юридических и физических лиц Республики Беларусь введены ограничительные меры, которые затрагивают права физических, юридических лиц, а также отрасли национальной экономики (финансовый сектор, сектор страхования, рынок нефтепродуктов и калийных удобрений, производство табачных изделий, интернет- и телефонные коммуникации, рынок товаров и технологий военного и двойного назначения, рынок авиаперевозок) и противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права.
1. Конституционный Суд считает, что принятые ЕС и некоторыми иностранными государствами документы в отношении отдельных физических и юридических лиц Республики Беларусь создают определенные сложности в деятельности субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики, затрудняют реализацию социально-экономических, гражданских прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и основополагающими международно-правовыми актами, что в конечном итоге затрагивает национальные интересы Республики Беларусь.
2. При системном анализе документов, принятых ЕС и некоторыми иностранными государствами и их органами, предусматривающих введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь, Конституционный Суд исходит из общепризнанных принципов и норм международного права и прежде всего принципов Устава ООН, которые в условиях развития региональных подсистем международных отношений, в том числе европейской, выступают основой современного миропорядка при центральной роли ООН в универсальной системе международно-правового регулирования.
3. Конституционный Суд отмечает, что документы ЕС и иностранных государств, предусматривающие введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь, противоречат положениям глав VI и VII Устава ООН, предусматривающим механизм применения превентивных и принудительных мер против государства – только по решению Совета Безопасности ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.
4. Конституционный Суд считает, что применение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь в нарушение порядка, установленного учредительным документом ООН, является вмешательством во внутренние дела суверенного государства, что противоречит пунктам 1 и 7 статьи 2 Устава ООН.
Оценивая документы ЕС и некоторых иностранных государств и их органов, Конституционный Суд приходит к выводу, что указанные документы также не согласуются с принципами сотрудничества государств, равноправия и самоопределения народов, в силу которых народы, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, свободно определяют свой политический статус и беспрепятственно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.
5. Конституционный Суд полагает, что распоряжение народом Республики Беларусь богатствами и ресурсами своей страны предполагает право свободной и взаимовыгодной торговли ими в целях роста экономического потенциала и устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.
Конституционный Суд считает, что ограничительные меры ЕС и ряда государств препятствуют гражданам и организациям в свободном распоряжении своим имуществом, торговле природными ресурсами, что негативно сказывается на жизненном уровне физических лиц и экономической деятельности юридических лиц и, следовательно, нарушает положения пункта 1 статьи 17 Всеобщей декларации прав человека и пункта 2 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах.
6. Конституционный Суд считает, что документы ЕС и некоторых иностранных государств и их органов, предусматривающие введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь, затрагивают в определенной степени права и законные интересы граждан Республики Беларусь, закрепленные в Конституции Республики Беларусь и основополагающих международно-правовых актах, в том числе право на труд и его справедливые и благоприятные условия, которые обеспечивают право человека на достаточный жизненный уровень, на здоровье и медицинское обслуживание, образование, право на осуществление экономической деятельности, что не согласуется с общепризнанным принципом уважения прав человека и его основных свобод, предусмотренным в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, с положениями Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах.
Учитывая изложенное, Конституционный Суд решил:
1. Документы, принятые (изданные) Европейским союзом, некоторыми иностранными государствами, в том числе Великобританией, Соединенными Штатами Америки, Канадой, и их органами, предусматривающие введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь:
не соответствуют общепризнанным принципам суверенного равенства государств и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства, сотрудничества государств друг с другом в соответствии с Уставом ООН, добросовестного выполнения международных обязательств, равноправия и самоопределения народов, уважения прав человека и его основных свобод, предусмотренным Уставом Организации Объединенных Наций (пункты 1, 2 и 7 статьи 2), Декларацией о принципах международного права 1970 года (пункт 1), Хартией экономических прав и обязанностей государств 1974 года (статья 32);
не соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права в области прав человека, установленным Всеобщей декларацией прав человека 1948 года (статья 2, пункт 1 статьи 17, пункты 1 и 3 статьи 23, пункт 1 статьи 25, статья 28), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (статья 1, пункт 2 статьи 2, статьи 6, 7 и 11), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (пункты 1 и 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2, статья 26);
не соответствуют Уставу ООН, предусматривающему механизм применения превентивных и принудительных мер против государства только по решению Совета Безопасности ООН в целях поддержания международного мира и безопасности (статьи 33–38 главы VI и статьи 39–41 главы VII Устава Организации Объединенных Наций).
2. Государственным органам, должностным лицам, руководителям организаций следует в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для защиты национальных интересов Республики Беларусь, конституционных прав и свобод граждан исходя из ценностей и целей Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципов и норм международного права.