Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
6 декабря 2021 г. № Р-1285/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности».

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 9 ноября 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 29 ноября 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования общественных отношений, складывающихся при осуществлении геодезической и картографической деятельности в целях создания условий для удовлетворения потребностей государственных органов, иных организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в геодезических и картографических материалах и данных, а также пространственных данных.

В соответствии с Законом (статья 1) Закон Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» излагается в новой редакции (далее – Закон о геодезии и картографии).

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из положений Конституции:

устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, который обязывает государственные органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

предусматривающих, что государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части четвертая и пятая статьи 13);

обязывающих государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, а государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, – в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. В соответствии с Законом о геодезии и картографии геодезическая и картографическая деятельность – это научно-техническая, производственная, управленческая и иная деятельность по получению геодезических и картографических материалов и данных, пространственных данных, созданию, функционированию и развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных, выполнению работ, оказанию услуг в области геодезии и картографии (абзац одиннадцатый статьи 1).

Геодезическими и картографическими материалами и данными являются все виды конечной и промежуточной геодезической, топографической, картографической (включая нивелирную, гравиметрическую, аэрокосмосъемочную, гидрографическую) и иной продукции, в том числе содержащей пространственные данные, полученной в результате геодезической и картографической деятельности, независимо от ее вида, техники и способа закрепления информации (каталоги координат, карты, издательские и другие оригиналы, аэро- и космические снимки, базы геодезических или картографических данных, пространственных данных и т.п.), а также технические отчеты о выполненных геодезических и картографических работах (абзац тринадцатый статьи 1 указанного Закона).

Согласно статье 12 Закона о геодезии и картографии к геодезическим и картографическим работам государственного назначения относятся теоретическое определение, практическая реализация и распространение государственной системы отсчета координат, государственной системы отсчета высот и государственной системы гравиметрических измерений, определение параметров взаимосвязи (перехода) между государственной системой отсчета координат и установленными для применения и используемыми в Республике Беларусь системами отсчета координат; создание, обновление и издание государственных топографических карт и государственных топографических планов, топографических планов населенных пунктов в графической, цифровой и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение задач общегосударственного, межотраслевого назначения; геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений; геодезическое и картографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Республики Беларусь, установления и нормализации границ административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь; съемка дна озер, водохранилищ и отдельных участков рек; геодезическое и картографическое обеспечение навигации и другие работы.

Статьей 13 Закона о геодезии и картографии определяется, что к геодезическим и картографическим работам специального назначения относятся построение и развитие геодезических сетей сгущения и нивелирных сетей сгущения при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, землеустройстве, лесоустройстве, охотоустройстве, ведении кадастров и выполнении иных работ, при которых требуется построение таких сетей сгущения; построение специальных геодезических сетей, специальных нивелирных сетей, специальных гравиметрических сетей при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений и выполнении иных работ, при которых требуется построение таких специальных сетей; построение съемочных геодезических сетей, создание и обновление топографических планов, предназначенных для разработки генеральных планов городов, иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, а также для выполнения иных работ, при которых требуются построение съемочных геодезических сетей, создание и обновление топографических планов и другие работы.

Основываясь на анализе приведенных положений Закона о геодезии и картографии, Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование геодезической и картографической деятельности как необходимых вспомогательных элементов должного функционирования народнохозяйственного комплекса, в том числе градостроительства, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, путей сообщения, землеустройства, лесоустройства, охотоустройства, навигации и безопасного судоходства, а также обеспечения охраны Государственной границы Республики Беларусь, обороны государства и национальной безопасности, соответствует нормам Конституции, предусматривающим, что Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность (часть третья статьи 1), государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13).

Кроме того, указанные нормы Закона о геодезии и картографии согласуются с положениями международно-правовых документов, регулирующих отношения, связанные с геодезической деятельностью.

Так, в Резолюции 69/266 «Глобальная геодезическая система координат для целей устойчивого развития», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 26 февраля 2015 года (далее – Резолюция), признаются экономическое и научное значение и растущая необходимость наличия четкой и устойчивой глобальной геодезической системы координат для всей планеты, которая позволила бы обеспечивать взаимную увязку геодезических измерений, производимых в любом районе Земли и в космосе, включая определения пространственного положения и гравиметрические измерения, в качестве основы и отправной точки при установлении местоположения и высоты для геопространственной информации, используемой во многих науках о Земле и в самых разных сферах жизни общества, в том числе в целях мониторинга уровня моря и изменения климата, борьбы с опасными природными явлениями и бедствиями, а также в целом ряде отраслей (включая горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство, транспорт, судоходство и строительство), в которых точное определение координат обеспечивает повышение эффективности (абзац одиннадцатый преамбулы).

В соответствии с Резолюцией государства – члены ООН настоятельно призываются самостоятельно внедрять практику открытого обмена геодезическими данными и информацией о геодезических стандартах и методах в целях содействия созданию глобальной системы координат и региональных геодезических сетей сгущения, используя соответствующие национальные механизмы и действуя на основе межправительственного сотрудничества, а также в координации с Международной геодезической ассоциацией (пункт 3). Кроме того, государствам-членам предлагается целенаправленно развивать и поддерживать соответствующую национальную геодезическую инфраструктуру в качестве важного средства совершенствования глобальной геодезической системы координат (пункт 4 Резолюции).

3. В соответствии со статьей 2 Закона о геодезии и картографии отношения в области геодезической и картографической деятельности регулируются законодательством о геодезической и картографической деятельности, а также международными договорами Республики Беларусь (часть первая); если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора (часть восьмая).

Конституционный Суд полагает, что приведенные нормы статьи 2 указанного Закона обусловлены необходимостью реализации международных обязательств Республики Беларусь и согласуются с положениями Конституции о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8). Кроме того, данное правовое регулирование основывается на общепризнанном принципе международного права «договоры должны соблюдаться» (статья 26 Венской конвенции о праве международных договоров), в соответствии с которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

Конституционный Суд также отмечает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование учитывает правовые позиции Конституционного Суда, изложенные в ранее принятых решениях. Так, в решении от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018 Конституционным Судом указано, что наряду с актами внутригосударственного законодательства международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования; исходя из положений статей 7, 8 и 21 Конституции, нормы международных договоров являются составной частью действующей системы права на территории Республики Беларусь.

4. Согласно статье 5 Закона о геодезии и картографии к субъектам геодезической и картографической деятельности относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также Государственный комитет по имуществу и иные государственные органы, иные организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Частью четвертой статьи 13 указанного Закона устанавливается, что геодезические и картографические работы специального назначения выполняются государственными специализированными организациями, а также иными организациями, индивидуальными предпринимателями.

Анализируя приведенные положения Закона о геодезии и картографии, Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование, согласно которому геодезическая и картографическая деятельность наряду с государственными органами и организациями может осуществляться также организациями негосударственной формы собственности и индивидуальными предпринимателями, согласуется с нормами Конституции, предусматривающими, что собственность может быть государственной и частной; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части первая и четвертая статьи 13).

В Законе о геодезии и картографии также определяется, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие геодезическую и картографическую деятельность, обязаны безвозмездно передавать в государственную специализированную организацию, входящую в систему Государственного комитета по имуществу и уполномоченную этим Комитетом на формирование, ведение и хранение Государственного картографического фонда Республики Беларусь (далее – уполномоченная организация) созданные ими геодезические и картографические материалы и данные, метаданные о них по перечню и в порядке, установленным Государственным комитетом по имуществу по согласованию с Министерством юстиции (часть вторая статьи 16).

Частью первой статьи 31 указанного Закона предусматривается, что финансирование геодезических и картографических работ осуществляется наряду с иными источниками за счет средств организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Конституционный Суд считает, что безвозмездная передача в уполномоченную организацию созданных организациями и индивидуальными предпринимателями геодезических и картографических материалов и данных в случаях, когда финансирование указанных работ осуществлялось за счет названных субъектов, в определенной мере ограничивает их право на свободное распоряжение результатами своего труда, что вытекает из части второй статьи 44 Конституции, согласно которой собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Однако такое ограничение является соразмерным конституционным ценностям и целям, поскольку передаваемые геодезические и картографические материалы и данные могут быть необходимы для обеспечения жизненно важных отраслей экономики и обороны государства, что отвечает требованиям Конституции, предусматривающим, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (часть шестая статьи 44).

В решении Конституционного Суда от 3 мая 2016 г. № Р-1031/2016 отмечено, что осуществление экономических прав в условиях конституционного правопорядка сопряжено с необходимостью учета иных конституционных ценностей как частного, так и публичного характера; реализация экономической свободы не должна противоречить в том числе публичным интересам общества и государства; в случае необходимости защиты данных интересов законодатель с соблюдением конституционных принципов и норм вправе устанавливать определенные условия осуществления и ограничения экономических прав.

5. Законом о геодезии и картографии регулируются отношения по использованию при осуществлении геодезической и картографической деятельности инновационных технологий, основанных на цифровизации процессов сбора, обработки и предоставления геодезических и картографических данных.

Так, частью первой статьи 12 Закона о геодезии и картографии предусматриваются геодезические и картографические работы государственного назначения, к числу которых наряду с иными относятся проведение анализа функционирования Национальной инфраструктуры пространственных данных (абзац одиннадцатый); создание и (или) ведение (обновление, эксплуатация), программно-техническое сопровождение и модернизация комплексов программно-технических средств государственных географических информационных систем и ресурсов, в  том числе государственной атласной информационной системы «Национальный атлас Беларуси», государственной географической информационной системы Государственного картографо-геодезического фонда Республики Беларусь, государственного географического информационного ресурса «Дежурная справочная карта Республики Беларусь», а также земельно-информационной системы Республики Беларусь (абзац пятнадцатый).

В статье 1 Закона о геодезии и картографии определяется, что Национальная инфраструктура пространственных данных – взаимосвязанная совокупность организационной структуры, технических и программных средств, наборов базовых пространственных данных и наборов тематических пространственных данных, метаданных, сервисов, соглашений о доступе, обмене и использовании таких наборов пространственных данных, обеспечивающая посредством информационно-коммуникационных технологий доступ поставщиков и пользователей к распределенным информационным ресурсам Республики Беларусь, содержащим наборы пространственных данных, а также распространение и обмен наборами пространственных данных в глобальной компьютерной сети Интернет (абзац сорок первый); географическая информационная система – автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, обработки, поиска, анализа, моделирования, визуализации и предоставления пространственных данных, а также для решения информационных и расчетных задач с использованием цифровой картографической, аналоговой и текстовой информации (абзац четвертый).

Рассматривая данные положения Закона о геодезии и картографии, Конституционный Суд отмечает, что применение цифровых инновационных технологий в области геодезии и картографии, создание на их основе современной, высокотехнологичной системы оказания услуг по оперативному предоставлению пользователям достоверных и актуальных геодезических и картографических материалов и данных в цифровом виде, в том числе посредством удаленного доступа к ним через глобальную компьютерную сеть Интернет, обеспечивает дальнейшее развитие форм, способов и методов выполнения геодезических и картографических работ, повышение их качества и тем самым способствует снижению расходов и экономии времени, стимулированию инвестиций в данную деятельность, повышению эффективности государственного управления при принятии управленческих решений и контроле их исполнения.

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование согласуется с принципом правовой обеспеченности как неотъемлемым элементом конституционного принципа верховенства права и нормами Конституции, гарантирующими гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о различных аспектах государственной и общественной жизни (часть первая статьи 34), а также обязывающими государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

В посланиях Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2018 году» (решение от 14 марта 2019 г. № Р-1166/2019) и «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2020 году» (решение от 11 марта 2021 г. № Р-1256/2021) отмечалось, что, учитывая усиление роли информатизации и цифровизации на современном этапе, правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере должно являться приоритетным; современные процессы цифровизации затронули правовое регулирование многих общественных отношений, потребовав от законодателя отражения правовыми средствами их цифровой составляющей, а также создания правовых условий для дальнейшего внедрения цифровых инноваций.

6. В соответствии с частью девятой статьи 14 Закона о геодезии и картографии использование информации, полученной с использованием Спутниковой системы точного позиционирования Республики Беларусь, в  целях, не предусмотренных законодательством о геодезической и картографической деятельности и (или) договором на ее предоставление и использование, а также передача этой информации, в том числе ее копирование, третьим лицам не допускаются.

Законодателем определяется, что к пространственным данным, распространение и (или) предоставление которых ограничено и которые не подлежат открытому опубликованию, относятся пространственные данные, раскрывающие оперативно-тактические свойства местности и объектов местности (часть первая статьи 25 указанного Закона).

Анализируя данные положения Закона о геодезии и картографии, Конституционный Суд полагает, что ограничение предоставления и использования информации, полученной с использованием Спутниковой системы точного позиционирования Республики Беларусь, а также пространственных данных, раскрывающих оперативно-тактические свойства местности и объектов местности, является правомерным и социально оправданным, поскольку указанные меры необходимы для защиты информации, имеющей оборонное значение, что обеспечивает безопасность общества и государства от внешних угроз. Устанавливаемое правовое регулирование соответствует нормам Конституции, согласно которым Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность (часть третья статьи 1).

Частью второй статьи 25 Закона о геодезии и картографии предусматривается, что отнесение пространственных данных к пространственным данным, распространение и (или) предоставление которых ограничено и которые не подлежат открытому опубликованию, осуществляется в соответствии с перечнем, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь.

Конституционный Суд считает, что наделение данным полномочием Правительства Республики Беларусь соответствует статье 107 Конституции, устанавливающей, что Правительство принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности (абзац шестой).

7. Частью седьмой статьи 27 Закона снос или перезакладка геодезических пунктов Геодезической дуги Струве запрещаются.

Рассматривая приведенное положение Закона о геодезии и картографии, Конституционный Суд отмечает, что Геодезическая дуга Струве представляет собой цепь из 265 триангуляционных пунктов, которые расположены на территории десяти государств. В Список всемирного наследия ЮНЕСКО включены 34 пункта Геодезической дуги Струве. На территории Беларуси расположен 31 пункт, пять из которых вошли в указанный Список.

Устанавливаемое Законом правовое регулирование основывается на нормах Конституции, согласно которым государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия (статья 15); каждый обязан беречь историко-культурное наследие (статья 54).

Таким образом, нормы Закона, которыми совершенствуются порядок и условия осуществления геодезической и картографической деятельности, конкретизируются права и обязанности субъектов в сфере геодезии и картографии, согласуются с принципами и нормами Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                          П.П.Миклашевич