6 декабря 2021 г. № Р-1284/2021
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 9 ноября 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 29 ноября 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования общественных отношений в области дорожного движения, а также приведения норм Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» (далее – Закон о дорожном движении) в соответствие с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона исходя из положений Конституции:
предусматривающих, что Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1), в котором устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
закрепляющих, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2);
определяющих, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая, четвертая и пятая статьи 13);
устанавливающих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; обязанности государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом (пункт 1 статьи 1) статья 1 Закона о дорожном движении излагается в новой редакции, в соответствии с которой отношения в области дорожного движения регулируются данным Законом, Правилами дорожного движения, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое законодательное регулирование согласуется с положениями Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечения соответствия им законодательства, о возможности вхождения Республики Беларусь в соответствии с нормами международного права на добровольной основе в межгосударственные образования и выхода из них (части первая и вторая статьи 8) и содействует реализации международных обязательств Республики Беларусь, в том числе принятых в рамках ЕАЭС.
Кроме того, нормой Закона, определяющей правовое регулирование отношений в области дорожного движения, реализуется общепризнанный принцип международного права «договоры должны соблюдаться», в соответствии с которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (статья 26 Венской конвенции о праве международных договоров).
3. Законодателем уточняются полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области дорожного движения. В частности, пунктом 8 статьи 1 Закона полномочия Совета Министров Республики Беларусь дополняются в части установления типовой формы договора на оказание услуг по проведению государственного технического осмотра; установления требований к конструкции колесных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, а также порядка подтверждения соответствия таким требованиям в случае участия колесных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, в дорожном движении (статья 10 Закона о дорожном движении).
Пунктом 9 статьи 1 Закона полномочия Министерства внутренних дел в области дорожного движения дополняются полномочиями по определению перечня участков дорог, на которых запрещено обучение управлению механическими транспортными средствами; принятию в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, а также участию в подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы дорожного движения (статья 11 Закона о дорожном движении).
В статью 12 Закона о дорожном движении, определяющую полномочия Министерства транспорта и коммуникаций в области дорожного движения, вносятся дополнения, согласно которым это Министерство осуществляет в пределах своей компетенции сбор, обработку, хранение и анализ данных об основных параметрах дорожного движения (далее – мониторинг дорожного движения); обеспечивает в пределах своей компетенции эффективность организации дорожного движения; организовывает выдачу специальных разрешений на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (пункт 10 статьи 1 Закона).
Пунктом 12 статьи 1 Закона полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области дорожного движения дополняются полномочиями по осуществлению в пределах своей компетенции мониторинга дорожного движения, обеспечению в пределах своей компетенции эффективности организации дорожного движения (статья 16 Закона о дорожном движении).
Оценивая конституционность указанных норм Закона, Конституционный Суд отмечает, что они согласуются с нормами Конституции, в соответствии с которыми Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; обеспечивает проведение единой экономической политики; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Беларусь (абзацы второй, третий, пятый и десятый статьи 107); местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (статья 120).
4. Законом совершенствуется правовое регулирование организации дорожного движения, включающей комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
4.1. В соответствии с Законом (пункт 13 статьи 1) статья 17 Закона о дорожном движении излагается в новой редакции, согласно которой к основным параметрам дорожного движения относятся: параметры, характеризующие безопасность дорожного движения (уровень аварийности, потенциальная опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий (риски), аварийные потери в дорожном движении, уровни обслуживания по безопасности дорожного движения, индикаторы, характеризующие уровень безопасности дорожного движения, и др.); параметры, характеризующие эффективность организации дорожного движения (уровни обслуживания, потери времени (задержки) в движении транспортных средств и (или) пешеходов, экономические, экологические и социальные потери в дорожном движении, экономическая эффективность мероприятий по организации дорожного движения и др.).
Указанной статьей Закона о дорожном движении определяются цели мониторинга дорожного движения: формирование и реализация государственной политики в области дорожного движения, обоснование выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирование комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и эффективности организации дорожного движения; предусматривается, что порядок определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета, а также осуществления мониторинга дорожного движения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Законом (пункт 13 статьи 1) статья 18 Закона о дорожном движении излагается в новой редакции, согласно которой управление и регулирование дорожного движения наряду с техническими средствами организации дорожного движения или регулировщиком осуществляется также интеллектуальными транспортными системами, под которыми понимаются подсистемы транспорта для управления дорожным движением и осуществлением транспортной деятельности, основанные на применении информационных и коммуникационных технологий; порядок функционирования интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования и улицах населенных пунктов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Конституционный Суд считает, что приведенными положениями Закона совершенствуются правовые механизмы организации дорожного движения, ориентированные на повышение безопасности и эффективности дорожного движения, обеспечивается интеграция современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, что согласуется с закрепленной в части первой статьи 59 Конституции обязанностью государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
4.2. Пунктом 15 статьи 1 Закона статья 191 Закона о дорожном движении, регулирующая принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства, а также отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, дополняется положением о том, что порядок отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, осуществляемой в случае выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы и таможенные органы, в соответствии с законодательными актами, определяется совместным нормативным правовым актом Государственного пограничного комитета и Государственного таможенного комитета по согласованию с Министерством внутренних дел.
Конституционный Суд отмечает, что право сотрудников органов пограничной службы, должностных лиц таможенных органов на отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в определенной мере ограничивает право собственников пользоваться имуществом по своему усмотрению (часть вторая статьи 44 Конституции), а также право пользования транспортным средством иных лиц, владеющих им на других законных основаниях. В то же время такая мера ограничительного характера устанавливается в целях выполнения задач органов пограничной службы, таможенных органов по обеспечению пограничной безопасности, охране Государственной границы Республики Беларусь, предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, создающих угрозу пограничной безопасности, а также задач таможенных органов по проведению таможенного контроля, обеспечению соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу и др., в том числе в части выполнения возложенных на них отдельных функций органов пограничной службы.
Конституционный Суд считает, что указанные положения статьи 191 Закона о дорожном движении имеют целью обеспечение пограничной и экономической безопасности и согласуются с частью первой статьи 23 и частью шестой статьи 44 Конституции. Устанавливаемое регулирование не искажает сущности конституционного права собственности (часть вторая статьи 44 Конституции), не приводит к утрате его реального содержания; указанные ограничения носят временный характер, не являются чрезмерными, отвечают требованиям справедливости и разумности.
5. Положениями Закона совершенствуется правовое регулирование отношений в области дорожного движения по вопросам выдачи документов, подтверждающих право управления механическим транспортным средством или самоходной машиной соответствующей категории.
Статьей 1 Закона определяется порядок выдачи международного водительского удостоверения и его использования (пункты 3, 8 и 9); изменяется деление колесных тракторов и самоходных машин на категории, на управление которыми выдаются водительские удостоверения, а также устанавливаются порядок и условия предоставления такого права (пункты 19, 20 и др.); предусматривается возможность сдавать квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) на транспортном средстве без механической трансмиссии и получать право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) соответствующей категории без механической трансмиссии, с внесением указанного ограничения в водительское удостоверение (пункт 21) и др.
Кроме того, Законом совершенствуются нормы Закона о дорожном движении, касающиеся подготовки водителей механических транспортных средств. Так, в целях оптимизации учебного процесса исключается положение о необходимости согласования Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел маршрутов, по которым осуществляется обучение управлению механическим транспортным средством (пункт 9 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что установление законодателем определенных требований, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, имеет целью обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение правонарушений в области дорожного движения и охрану прав и свобод всех участников дорожного движения. Это согласуется с частью второй статьи 59 Конституции, предусматривающей обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
6. Законом уточняется правовое регулирование отношений по обеспечению безопасности дорожного движения.
6.1. Часть пятая статьи 23 Закона о дорожном движении, регулирующая вопросы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, излагается в новой редакции, согласно которой Министерство здравоохранения ведет учет выданных медицинских справок о состоянии здоровья, подтверждающих годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами (далее – справки), и лиц, не допущенных по результатам обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств, самоходных машин и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, самоходных машин к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами. Для осуществления государственного контроля в области дорожного движения Министерство здравоохранения обеспечивает также на безвозмездной основе предоставление указанной информации Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства и продовольствия, в том числе путем обеспечения этим министерствам удаленного доступа к централизованной информационной системе здравоохранения (абзац четвертый пункта 18 статьи 1 Закона), для оперативной и централизованной проверки информации о лицах, не допущенных по результатам обязательного медицинского освидетельствования и обязательного медицинского переосвидетельствования, к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами.
Новой редакцией абзаца третьего части девятой статьи 23 Закона о дорожном движении определяется, что до истечения сроков, предусмотренных частями шестой и седьмой данной статьи, направление водителей механических транспортных средств, самоходных машин на обязательное медицинское переосвидетельствование с указанием его причины может быть инициировано организацией здравоохранения – в случае выявления у водителя механического транспортного средства, самоходной машины при проведении обязательного или внеочередного медицинских осмотров работающих, медицинских освидетельствований либо оказании медицинской помощи заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами (пункт 18 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование в части участия лиц, имеющих заболевания или противопоказания, препятствующие управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, в дорожном движении в качестве водителя механического транспортного средства, самоходной машины обеспечивает безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их законных прав и интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, является пропорциональным и соразмерным защищаемым конституционным ценностям, предусмотренным частью первой статьи 2 Конституции (человек, его права, свободы и гарантии их реализации), частью первой статьи 24 Конституции (право на жизнь), частью первой статьи 45 Конституции (право на охрану здоровья).
Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей на необходимость при предоставлении информации путем удаленного доступа соблюдать принцип законности, основанный на положениях Конституции (часть первая статьи 1, части первая и вторая статьи 7), означающий в данном случае, что предоставление информации, накапливаемой с применением информационных и коммуникационных технологий, возможно в случаях и порядке, определяемых законодательными актами, а предоставляемая посредством удаленного доступа информация не должна содержать врачебную тайну. Поскольку соблюдение конфиденциальности имеет особое значение для защиты личной жизни граждан, поддержания их доверия к здравоохранению, при предоставлении информации, составляющей врачебную тайну, из централизованной информационной системы здравоохранения должны соблюдаться требования статьи 46 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», предусматривающие в том числе, что предоставление такой информации без согласия пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 данного Закона, допускается по запросу уполномоченных в определенных случаях лиц в письменной форме и (или) в виде электронного документа, оформленного в соответствии с законодательством об электронных документах и электронной цифровой подписи.
6.2. Законом совершенствуются правила допуска транспортных средств к эксплуатации.
Новой редакцией статьи 31 Закона о дорожном движении устанавливается, что транспортные средства, принадлежности к ним и запасные части, услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин, технические средства организации дорожного движения подлежат оценке соответствия техническим требованиям в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, а также техническими регламентами ЕАЭС и иными международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС (пункт 25 статьи 1 Закона).
Статья 33 Закона о дорожном движении, определяющая, что проведение государственного технического осмотра является обязательным для транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь, дополняется положением о том, что учет сведений о прохождении транспортными средствами (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) государственного технического осмотра проводится государственной организацией, осуществляющей допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, посредством ведения единой автоматизированной информационной системы с предоставлением на безвозмездной основе доступа к ней государственным органам на основании совместных соглашений (пункт 26 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что деятельность, осуществляемая с использованием транспортных средств, связана с повышенной опасностью для окружающих (статья 948 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности предопределяет необходимость определения для них особого правового режима и специальных правил их допуска к эксплуатации. Конституционный Суд считает, что правовое регулирование Законом допуска транспортных средств к эксплуатации способствует обеспечению безопасности дорожного движения, недопущению эксплуатации транспортных средств, технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в данной области, и основывается на положениях Конституции о праве каждого на жизнь (часть первая статьи 24) и о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на охрану здоровья (часть первая статьи 45) в отношении граждан, участвующих в дорожном движении, а также на вытекающей из части первой статьи 59 обязанности государства обеспечить безопасность дорожного движения, в том числе путем осуществления надлежащего контроля.
Таким образом, нормы Закона, которыми совершенствуется правовое регулирование обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь в целях охраны жизни и здоровья физических лиц, а также защиты прав, законных интересов и имущества физических и юридических лиц, согласуются с принципами и нормами Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич