Новости
Декрет Президента Республики Беларусь № 14 от 26 июня 2008 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

Декрет Президента Республики Беларусь № 14 от 26 июня 2008 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» принят в целях дальнейшего развития института конституционного контроля в республике, создания необходимых условий для решения важных задач, поставленных перед Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд, руководствуясь статьей 116 Основного Закона Республики Беларусь и статьей 6 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, призван обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждать законность в нормотворчестве и правоприменении.

В связи с тем, что современный процесс политического и социально-экономического развития в республике требует повышения эффективности деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, Главой государства было поручено подготовить проект соответствующего нормативного правового акта с учетом необходимости повышения роли конституционного контроля в правовой системе государства и обеспечении конституционной законности.  

В соответствии с поставленными Президентом Республики Беларусь задачами данным Декретом Конституционному Суду Республики Беларусь предоставлен ряд дополнительных полномочий, закреплены механизмы и формы осуществления конституционного контроля.

Декретом предусмотрено, что Конституционный Суд наряду с имеющимися полномочиями будет осуществлять ряд дополнительных полномочий.

Во-первых, Конституционный Суд наделяется правом осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. Указанное право позволит не допустить вступления в законную силу норм законов, противоречащих Конституции, упредить тем самым наступление возможных негативных социальных и правовых последствий от действия неконституционных норм и положений законов.

Во-вторых, учитывая важность принятия на себя Республикой Беларусь международно-договорных обязательств, по предложению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд будет излагать позицию о конституционности международных договоров Республики Беларусь – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров. Это явится дополнительной гарантией неукоснительного выполнения требований статьи 8 Конституции, согласно которой не допускается заключение международных договоров, противоречащих Основному Закону.

В-третьих, по поручению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Это полномочие дает возможность оперативно, на высоком профессиональном уровне устранять неясности, неоднозначности, противоречия в понимании и применении нормативных положений законодательных актов Президента, что, в конечном итоге будет способствовать формированию единообразной правоприменительной практики.

В-четвертых, по поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда будут проводить проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов. Осуществление такой проверки расширяет возможности конституционного контроля по безусловному выполнению всеми государственными органами и должностными лицами требований статьи 59 Конституции, предусматривающей их обязанность в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для защиты прав и свобод личности.

Кроме того, по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Конституционный Суд принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства.

По предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь Конституционный Суд излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

Проверка Конституционным Судом Республики Беларусь конституционности законов в случаях, предусмотренных Декретом, не исключает возможности проверки при определенных обстоятельствах конституционности этих актов после вступления их в силу.

Принятие указанного Декрета позволит повысить эффективность деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, усилить роль института конституционного контроля в нашем обществе и государстве, содействовать совершенствованию законодательства и практики его применения, укрепить правовую систему в целом.