Республиканский "Круглый стол" по проблеме "Уполномоченный по правам человека - важнейшее звено в национальной системе защиты прав человека", состоявшийся 3 февраля 2000 г. в г. Бресте, был организован Комиссией по правам человека и национальным отношениям Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Белорусской секцией Международного общества прав человека (МОПЧ), Институтом права Национальной Академии наук Беларуси при участии представителей Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Беларуси.
"Круглый стол" открыл профессор кафедры политологии и социологии Брестского государственного университета, председатель правления Белорусской секции Международного общества прав человека И.И. Котляр.
С докладами выступили И.В. Котляров - заместитель председателя Комиссии по правам человека и национальным отношениям Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, доктор социологических наук, профессор, Х.П. Кляйнер - заместитель руководителя КНГ ОБСЕ в Беларуси.
В частности, в своем докладе Х.П. Кляйнер отметил, что существует два вида нарушений прав человека: нарушения законных, т.е. обозначенных в законе, прав и нарушения прав, не указанных в законе, но предусмотренных в Конституции.
С сообщениями выступили А.В. Матусевич, доктор юридических наук, заместитель председателя Федерации Профсоюзов Белорусской ("Проблемы реализации прав человека и необходимость Уполномоченного по правам человека") и Ю.Н Минченкова, аспирантка Института права НАН Беларуси ("Формирование института Уполномоченного по правам человека").
В дискуссии по теме "круглого стола" выступили: О.А. Чичурина, кандидат юридических наук; Т.Г. Кейта-Станкевич, аспирантка Института правоведения; В.С. Северянин, доктор технических наук, профессор; А.И. Аввакумов, руководитель пресс-центра Белорусской секции МОПЧ; А.Н. Головченко, учитель Брестского лицея, руководитель Брестской региональной группы МОПЧ; А.И. Левкович, доцент, руководитель Брестского отделения БХК.
В дискуссии принял участие также В.Д. Скирда, начальник отдела судебных заседаний и контроля за исполнением решений суда Конституционного Суда Республики Беларусь.
Выступивший отметил, что в большинстве современных Конституций, в том числе и в Конституции Республики Беларусь (статья 2), провозглашено: человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В этой связи ответственность государства перед гражданином за создание условий для его свободного и достойного развития должна быть реализована в приоритетном порядке, посредством создания для этого необходимый правовой базы.
Права человека являются стержнем Конституции, определяя демократическую направленность всей правовой системы государства. В Конституции Республики Беларусь более половины статей посвящено непосредственно правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Она, образно говоря, воплотила весь спектр классических прав и свобод.
Вместе с тем в самом законодательстве и в правоприменительной деятельности существует еще немало слабых сторон, связанных с пробелами в праве, коллизиями правовых норм, противоречиями в практике их применения, влекущими нарушения конституционных прав граждан. Права и свободы человека в любом государстве могут быть осуществлены эффективно и в полном объеме лишь тогда, когда они не только закреплены в национальном законодательстве, но и в случае их нарушения пострадавшие могут обратиться за защитой.
В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь от 31 января 2000 г. "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1999 году" уделено внимание, в частности, проблеме введения института Уполномоченного по правам человека.
Конституционный Суд считает, что Уполномоченный по правам человека в Беларуси сможет более эффективно реализовать возложенные на него функции при условии наделения его правом обращения в Конституционный Суд в целях инициирования конституционного судопроизводства, как это принято в зарубежной практике.
Такие подходы основаны на Конституции, которая позволяет дополнительно определить компетенцию Конституционного Суда соответствующим законом. Это в полной мере отвечало бы и требованиям статьи 61 Конституции, допускающей в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, возможность обращения граждан за защитой своих прав и свобод в международные организации только после того, как будут исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Вызывает недоумение, что такой важный закон - "Об уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь" не принят до настоящего времени. В то же время приняты, например, такие "наиболее важные" для граждан законы, как "О семенах", "О племенном деле в животноводстве" и т.п., что свидетельствует о несоблюдении приоритета прав человека в правотворчестве.
В Российской Федерации закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" принят еще в начале 1997 года. Положения проекта закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь" в основном схожи с нормами российского закона. При обсуждении указанного законопроекта были высказаны многие заслуживающие внимания замечания и предложения (например, о том, что Уполномоченный должен иметь высшее юридическое образование, и др.).
Действительно, Уполномоченный по правам человека - важнейшее звено в национальной системе защиты прав человека. Однако, по мнению выступившего, следует более четко определить вопросы, относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека. Вероятно, следует оговорить также, какие именно права человека будет защищать Уполномоченный: только предусмотренные в Конституции или и иные.
По итогам проведения "круглого стола" приняты рекомендации.
начальник отдела судебных заседаний
и контроля за исполнением решений суда
Секретариата Конституционного Суда
Республики Беларусь