Новости
Десять лет демократического конституционализма в центральной и восточной Европе Конференция в Польше

 В г. Казимире (Польша) 14 - 17 сентября проходила конференция "Десять лет демократического конституционализма в Центральной и Восточной Европе", организованная Польской ассоциацией конституционного права, Университетом Марии Кюри-Складовской (г. Люблин), Институтом общественных дел и Польским юридическим товариществом.

     В работе конференции приняли участие представители конституционных судов Беларуси, Польши, Словакии, Чехии, в основном ученые и преподаватели учебных заведений из этих стран, а также из Германии, Македонии, Болгарии, Венгрии, Швейцарии, Нидерландов, Украины, Румынии.

     В рамках темы конференции обсуждались следующие вопросы: новая роль Конституции; конституционные суды и защита фундаментальных прав; роль Президента в системе управления.

     В выступлении генерального докладчика - профессора Войцеха Соколевича (Польша) были проанализированы причины конституционных изменений в странах Центральной и Восточной Европы, было подчеркнуто, что в начале 90-х годов эти государства стали принимать конституции, основанные на международных стандартах. В основном все новые конституции являются демократичными по своему содержанию, хотя для некоторых стран, по его мнению, характерно отступление от этого принципа.

     Профессор В. Соколевич показал общее и особенное в конституциях стран Восточной и Центральной Европы, что их сближает с конституциями стран с устойчивыми демократическими традициями. По его мнению, в новых конституциях больше воспринято из конституций западных стран, чем привнесено своего, особенного.

     Он охарактеризовал конституционное развитие с точки зрения объема конституционного регулирования, места Конституции в системе права, ее открытости, непосредственного действия, гарантий соблюдения.

     Аналитический доклад профессора Соколевича и его ответы на вопросы были весьма содержательными и глубокими. Он, в частности, обратил внимание на "эффект маятника", характерный для недавнего прошлого в развитии конституционализма стран молодой демократии.

     Выступающие в дискуссиях представители других стран рассказали об имеющихся у них особенностях конституционного строительства.

     Автор этих строк рассказал об истории подготовки и принятия 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь, проведенном 24 ноября 1996 г. референдуме, месте Конституции в правовой системе государства, высказал предложения по обеспечению ее непосредственного действия, необходимости разработки института конституционной ответственности.

     Большой интерес у участников конференции вызвало обсуждение роли конституционных судов в защите фундаментальных прав. По этому направлению работы конференции с основным докладом выступил представитель Конституционного Суда Словакии - профессор А. Бростл. Он рассказал о предмете конституционного контроля, особенностях работы с жалобами граждан, обратил внимание на непростые отношения конституционных и верховных судов.

     Профессор Клима (Чехия) подчеркнул первостепенную роль Конституционного Трибунала (суда) в защите прав и свобод граждан. Отметил, что есть "решения, которым аплодируют", есть и такие, которые обществом не воспринимаются.

     Мною в выступлении было уделено внимание компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, на который возложена обязанность осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов. Помимо нормативных правовых актов, традиционно признаваемых у нас в качестве предмета контроля, к ним можно относить законы о ратификации международных договоров; законы Республики Беларусь, принятые путем референдума, в том числе и решения, принятые путем местного референдума; законы (как утратившие силу, так и еще не вступившие в силу); регламенты палат Парламента. Конституционный Суд исходя из положений предложенного для проверки акта может анализировать и выносить заключение в отношении актов, обладающих как более высокой, так и более низкой юридической силой. Полномочия Конституционного Суда могут закрепляться не только в Конституции, но и в специальном законе.

     Все решения (не только заключения) обязательны для исполнения, так как они базируются на Конституции. В этом смысле речь идет не только о выполнении решения Конституционного Суда, но и непосредственном действии норм Конституции, ее приоритете и верховенстве.

     Конституционный Суд формирует общие начала правотворческой и правоприменительной деятельности. Он вправе выносить решения исходя из принципов, присущих правовому, демократическому социальному государству.

     Было рассказано о принятых Конституционным Судом решениях за последние годы и их исполнении. Подчеркнуто, что Конституционный Суд при формировании своего отношения к рассматриваемому вопросу использует не только международные документы, которые обязательны для Республики Беларусь, но и ориентируется на решения Европейского Суда по правам человека и Европейской комиссии по правам человека.

     Основным докладчиком по вопросу о роли Президента в системе управления был профессор М. Буроменский (Украина), который выступил с докладом, отличающимся глубоким анализом законодательства и практики стран молодой демократии. Он провел сравнение с опытом конституционного строительства западных стран, рассказал об особенностях правового статуса президентов США, Франции, Молдовы, Украины, Беларуси, Албании, Литвы и других, о взаимодействии Президента и Парламента.

     В моем выступлении было обращено внимание на особенности правового статуса главы белорусского государства, причины усиления его полномочий, показано общее и особенное со статусом Президента Франции, высказаны идеи, направленные на укрепление системы сдержек и противовесов в государственном механизме.

Г.А. Василевич,
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь