6 июля 2021 г. № Р-1277/2021
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 июня 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 25 июня 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в Республике Беларусь с целью усиления государственного контроля в указанной сфере деятельности, согласования норм Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции) с положениями ряда иных законодательных актов Республики Беларусь, регламентирующих отношения в данной сфере, а также актов, составляющих право Евразийского экономического союза.
1. Конституционный Суд, осуществляя обязательный предварительный контроль конституционности законов, проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из:
положений Конституции, определяющих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (часть вторая статьи 1);
установленного в Конституции принципа верховенства права (часть первая статьи 7);
содержащихся в статье 13 Конституции норм, предусматривающих, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; законом может быть закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности (части вторая, четвертая, пятая и седьмая).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом (пункт 4 статьи 1) статья 3 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции дополняется пунктом 3, предусматривающим, что законодательными актами может вводиться государственная монополия на производство и (или) оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
Конституционный Суд отмечает, что такое дополнение основывается на положениях части второй статьи 1 Конституции, устанавливающих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, и согласуется с нормой части седьмой статьи 13 Конституции, определяющей, что законом может быть закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона пункт 1 статьи 5 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции излагается в новой редакции, согласно которой право на осуществление производства, экспорта, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовой и розничной торговли ими имеют только юридические лица Республики Беларусь, если иное не предусмотрено частями третьей и четвертой данного пункта; если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, право на осуществление производства коньяков, бренди и коньячных напитков имеют только государственные юридические лица Республики Беларусь или юридические лица Республики Беларусь, более 30 процентов акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц. Одновременно право на осуществление розничной торговли алкогольными напитками в объектах общественного питания в розлив, а также в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, импорта и (или) розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую упаковку емкостью не более 1 литра (массой не более 1 килограмма), предоставляется индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь.
Из анализа содержания приведенных норм Закона следует, что право на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, сохраняется только за юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь; в отношении производства отдельных видов алкогольной продукции – за государственными юридическими лицами Республики Беларусь или юридическими лицами Республики Беларусь, более 30 процентов акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
При этом иностранные юридические лица и иностранные организации, обладающие в настоящее время на основании норм Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции правом на осуществление в Республике Беларусь деятельности, связанной с оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, такое право в соответствии с указанными положениями статьи 1 Закона утрачивают.
Конституционный Суд считает, что исключение иностранных юридических лиц и иностранных организаций из круга субъектов, осуществляющих в Республике Беларусь данные виды деятельности, не противоречит положениям Конституции, в частности статье 11, в силу которой иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
Кроме того, осуществляемое правовое регулирование согласуется с международными обязательствами Республики Беларусь в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз). Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 112 утверждены индивидуальные национальные перечни ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках ЕАЭС для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В пункте 10 индивидуального национального перечня для Республики Беларусь определено, что условия и порядок доступа, включая ограничения такого доступа, к производству и обороту алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.
3. В соответствии с пунктом 26 статьи 1 Закона пункт 1 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции излагается в новой редакции, согласно которой юридические лица Республики Беларусь, являющиеся переработчиками алкогольной продукции, получают наряды на получение этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, ввозимого ими на территорию Республики Беларусь; юридические лица Республики Беларусь, являющиеся переработчиками непищевого этилового спирта, а также юридические лица Республики Беларусь, основным видом деятельности которых является производство продуктов нефтепереработки, аккредитованные для проведения испытаний производимых нефтепродуктов по установленным методикам, предусматривающим применение указанного спирта, получают наряды на получение этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, ввозимого ими на территорию Республики Беларусь; наряды на отпуск и наряды на получение этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, выдаются соответствующими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, определяемыми Советом Министров Республики Беларусь; перемещение этилового спирта, указанного в частях второй и третьей данного пункта, по территории Республики Беларусь осуществляется при наличии копии наряда на его получение (части вторая – пятая). В настоящее время согласно пункту 1 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции наряды выдаются только на отпуск этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья.
Из анализа содержания новой редакции статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции следует вывод об усилении государственного контроля в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта с целью защиты таких важнейших конституционных прав человека, как право на жизнь и право на охрану здоровья, закрепленных в части первой статьи 24 и части первой статьи 45 Конституции.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование соответствует нормам Конституции, предусматривающим, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая статьи 13); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
4. Пунктом 9 статьи 1 Закона в статью 11 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции вносятся изменения, которыми уточняются и дополняются нормы об ограничениях в области производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
При оценке конституционности данных положений Закона Конституционный Суд учитывает правовую позицию, сформулированную в решении от 6 июня 2013 г. № Р-810/2013, предметом рассмотрения в котором в порядке обязательного предварительного контроля конституционности являлись схожие нормы Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Данная позиция заключается в том, что с учетом принципа пропорциональности правовые ограничения, какими бы ни были основания для их установления, должны обеспечивать должный баланс интересов граждан и государства; ограничения конституционных прав должны быть юридически допустимыми, социально оправданными, отвечать требованиям справедливости и быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты других конституционно значимых ценностей; в случаях, когда конституционные нормы позволяют законодательно установить ограничения прав и свобод, эти ограничения не должны искажать реальную сущность конституционных прав и свобод.
4.1. Пункт 1 статьи 11 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции дополняется нормами, согласно которым в Республике Беларусь запрещается перемещение алкогольных напитков, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю алкогольными напитками, транспортными средствами (за исключением транспортных средств железнодорожного транспорта), не оснащенными специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь; запрещается розничная торговля алкогольными напитками: при осуществлении разносной торговли (за исключением разносной торговли на бортах воздушных судов белорусских авиационных организаций, осуществляющих международные воздушные перевозки пассажиров, алкогольными напитками, загруженными на борта таких воздушных судов из магазинов беспошлинной торговли для использования в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС), торговли на ярмарках (за исключением ярмарок, проводимых по решению государственных органов), дистанционной торговли (в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет), торговли на аукционах, торговли на торговых местах, торговли через распространителей; физическим лицам, въезжающим в Республику Беларусь из другого государства – члена ЕАЭС, в магазинах беспошлинной торговли, функционирующих в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС воздушным видом транспорта, в объеме, превышающем 5 литров; запрещаются производство (изготовление), перемещение по территории Республики Беларусь и оборот фальсифицированных алкогольных напитков (пункт 9 статьи 1 Закона).
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона вводится запрет на выплату юридическими лицами, осуществляющими производство и (или) оптовую торговлю алкогольными напитками, на которые государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), установлены предельные минимальные отпускные цены, любых вознаграждений юридическому лицу, осуществляющему торговлю алкогольными напитками, в связи с приобретением им у поставщика алкогольных напитков определенного количества таких напитков, а также за оказание услуг, направленных на повышение спроса покупателей на товары, в том числе путем рекламирования алкогольных напитков и (или) используемых для их обозначения товарных знаков, исследования потребительского спроса, проведения маркетинговых исследований и (или) подготовки информации о таких исследованиях, подготовки иной отчетности, содержащей информацию об алкогольных напитках, иных подобных услуг.
Конституционный Суд полагает, что при введении правовых запретов в данной сфере деятельности независимо от оснований их установления должны учитываться принципы и нормы Конституции, обеспечиваться оптимальный баланс между конституционными правами и свободами личности, публичными интересами государства и общества. Только при соблюдении законодателем конституционных требований гарантируется обеспечение верховенства права и таких его составляющих, как законность, защита конституционных прав и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.
Как отмечено в решении Конституционного Суда от 10 июля 2018 г. № Р-1138/2018, при осуществлении правового регулирования порядка и условий предпринимательской деятельности законодатель, действующий в рамках предоставленных ему пунктом 2 части первой статьи 97 и пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции дискреционных полномочий, вправе устанавливать с учетом специфики тех или иных видов предпринимательской деятельности дополнительные требования к занимающимся ею лицам, причем за субъектами экономических отношений признается право на осознанный и добровольный выбор юридических средств и принятие объективных рисков, связанных с конкретной хозяйственной деятельностью.
При оценке конституционности устанавливаемых запретов в области производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта Конституционный Суд приходит к выводу, что нормы статьи 1 Закона, которыми предусматриваются новые запреты, согласуются с положениями Конституции, в том числе с частями второй и четвертой статьи 13, допускающими в отдельных случаях на уровне закона возможность введения запрета на осуществление экономической, хозяйственной и иной деятельности; ряд вводимых запретов имеют целью защиту важнейших конституционных прав граждан, прежде всего права на жизнь и права на здоровье (статьи 24 и 45 Конституции).
4.2. Положениями пункта 9 статьи 1 Закона уточняется ряд действующих запретов. Так, в новой редакции излагается подпункт 1.14 пункта 1 статьи 11 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, предусматривающий запрет на розничную торговлю алкогольными напитками в определенных местах, в том числе в местах проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, спортивных соревнований и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий за два часа до начала и во время проведения таких мероприятий.
Данный запрет не применяется при розничной торговле алкогольными напитками в случаях организации указанных мероприятий по решению государственных органов, проведения запланированных ранее торжественных или ритуальных мероприятий в объектах общественного питания, находящихся в таких местах, а также проведения соответствующих мероприятий, предусмотренных Избирательным кодексом Республики Беларусь, если местным исполнительным и распорядительным органом не принято решение в соответствии с абзацем третьим излагаемого в новой редакции пункта 5 статьи 11 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Согласно указанному пункту местным исполнительным и распорядительным органам предоставляется право принимать решения о запрете продажи алкогольных напитков в местах проведения мероприятий, предусмотренных Избирательным кодексом.
Оценку приведенных норм Закона Конституционный Суд осуществляет во взаимосвязи с положениями Избирательного кодекса, касающимися проведения соответствующих мероприятий (пункт 4 части шестой статьи 24, части девятая и десятая статьи 45, статья 451 и др.), и считает, что устанавливаемое правовое регулирование основано на статье 120 Конституции, согласно которой местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Данное правовое регулирование обеспечивает принятие на местном уровне оптимальных управленческих решений в области оборота алкогольной продукции с учетом специфики конкретного мероприятия, отвечает общегосударственным интересам и интересам населения, проживающего на соответствующей территории, при условии соблюдения разумного баланса таких интересов. В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание местных исполнительных и распорядительных органов, что при реализации ими указанного полномочия конституционным интересам будет соответствовать установление такого запрета в случаях, когда это необходимо для обеспечения общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23 Конституции).
5. В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1 Закона уточняются положения абзаца пятого пункта 1 статьи 3 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции относительно проведения оценки соответствия данной продукции техническим требованиям в случаях и порядке, предусмотренных не только законодательством и международными договорами Республики Беларусь, но и техническими регламентами Таможенного союза, ЕАЭС и иными международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС. Кроме того, пункт 1 статьи 3 названного Закона дополняется положением о такой мере государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, как подтверждение соответствия указанной продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, установленным законодательством, международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС (абзац шестой пункта 4 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что данные изменения согласуются с правовыми позициями, сформулированными им в ряде решений (решения от 8 июля 2016 г. № Р-1058/2016, от 13 октября 2016 г.
№ Р-1069/2016 и др.), в которых указано, что, исходя из актуальности вопросов соотношения национального и наднационального права, законодателю необходимо при дальнейшем совершенствовании нормативно-правового регулирования соответствующих отношений учитывать право ЕАЭС, обеспечивая единые принципы и подходы к гармонизации и унификации законодательства государств – членов указанного межгосударственного образования; технические регламенты ЕАЭС, решения постоянно действующего регулирующего органа ЕАЭС – Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий, предусмотренные Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС) и международными договорами в рамках Союза, признаются в Республике Беларусь актами, регулирующими отношения в области оценки соответствия техническим требованиям технических регламентов ЕАЭС, как государстве – участнике ЕАЭС на основании статей 6, 51–54 Договора о ЕАЭС, пунктов 3 и 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о ЕАЭС). Вместе с тем, исходя из верховенства Конституции, а также учитывая положение преамбулы Договора о ЕАЭС о необходимости безусловного соблюдения всеми его сторонами принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина, приоритет права ЕАЭС в соответствующих отношениях не должен приводить к нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией.
Статьей 1 Закона (пункты 7, 19 и др.) Закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции дополняется положениями, обеспечивающими согласование норм указанного Закона с Таможенным кодексом ЕАЭС.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование отношений в области производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта актами, составляющими право ЕАЭС, основано на таком закрепленном в Договоре о ЕАЭС принципе технического регулирования, как применение и исполнение технических регламентов Таможенного союза и ЕАЭС в государствах – членах ЕАЭС без изъятий (статья 51 Договора о ЕАЭС), на положениях об обязательном исполнении решений высших органов ЕАЭС, составляющих право Союза (статья 6 Договора о ЕАЭС, пункт 13 Положения о Евразийской экономической комиссии, содержащегося в Приложении № 1 к Договору о ЕАЭС), и имеет целью дальнейшее выполнение международных обязательств Республики Беларусь в рамках ЕАЭС, что отвечает положениям статьи 8 Конституции, согласно которым Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, а также в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них; не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
Таким образом, нормами Закона с соблюдением принципа верховенства права совершенствуется правовое регулирование общественных отношений в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в целях повышения обеспеченности и безопасности регулирования отношений в данной сфере, усиления контроля государства за производством и оборотом указанной продукции, создания оптимальных условий для осуществления данного вида экономической деятельности, принятия дополнительных мер по недопущению вовлечения алкогольной продукции в нелегальный оборот, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, что соответствует статье 1, части первой статьи 2, частям первой и второй статьи 7, частям второй, четвертой и пятой статьи 13, частям первой и третьей статьи 21, части первой статьи 59 Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич