Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
6 июля 2021 г. № Р-1275/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 июня 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 25 июня 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, касающихся уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда).

С этой целью Законом предусматривается правовое регулирование уплаты взносов на государственное социальное страхование в бюджет фонда, а также внесение соответствующих изменений в законы Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», «Об основах государственного социального страхования», «О профессиональном пенсионном страховании» и «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

1. Конституционный Суд, осуществляя обязательный предварительный контроль конституционности законов, проводит проверку Закона исходя из положений Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь – социальное правовое государство, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2);

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2);

государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13);

гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47);

граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56);

в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О  конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. В статьях 3–6 Закона определяются плательщики взносов, объекты для их начисления и размеры взносов.

При проверке конституционности положений данных статей Закона Конституционный Суд учитывает правовую позицию, сформулированную ранее в Заключении от 24 сентября 1998 г. № З-71/98, в котором при оценке содержания норм, касающихся порядка регистрации плательщиков обязательных страховых взносов, порядка и сроков их уплаты, ответственности, применяемой к плательщикам взносов, Конституционный Суд пришел к выводу о сходстве обязательных страховых взносов с налоговыми платежами и указал, что при установлении обязательных страховых взносов законодателем должен обеспечиваться такой же подход, как и при регулировании налоговых отношений, а определение таких важнейших элементов обязательных страховых взносов, как круг плательщиков, объект, состав объекта, размеры платежей, льготы, должно осуществляться на законодательном уровне.

2.1. Статьей 1 Закона предусматривается, что взносами на профессиональное пенсионное страхование являются обязательные платежи страхователя в бюджет фонда для формирования средств на профессиональные пенсии, а обязательными страховыми взносами – обязательные платежи плательщика в бюджет фонда на пенсионное и (или) социальное страхование (абзацы второй и пятый пункта 1).

Согласно статье 3 Закона плательщиками обязательных страховых взносов являются: работодатели; работающие граждане; физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы; Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленные подразделения) (далее – Белгосстрах); организации, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы (далее – организации, обеспечивавшие денежным довольствием), а плательщиками взносов на профессиональное пенсионное страхование – страхователи, к которым относятся работодатели из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, имеющих отдельный баланс, а также представительств иностранных организаций, иностранных организаций, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым договорам.

Конституционный Суд отмечает, что круг плательщиков обязательных страховых взносов по сравнению с действующим расширяется за счет включения в него организаций, обеспечивавших денежным довольствием военнослужащих срочной военной службы.

Одновременно пунктом 2 статьи 22 Закона статья 7 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» излагается в редакции, предусматривающей, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат военнослужащие, проходящие срочную военную службу.

Конституционный Суд полагает, что данное правовое регулирование отвечает принципу верховенства права, установленному частью первой статьи 7 Конституции, и вытекающему из него принципу правовой определенности, а также усиливает гарантии пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь, которые в соответствии с частью первой статьи 57 Конституции выполняют обязанность и священный долг по защите Республики Беларусь.

Кроме того, из анализа содержания пункта 1 статьи 3 Закона во взаимосвязи с положениями абзаца десятого пункта 1 статьи 1 Закона, в котором содержится определение термина «физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы», следует вывод о расширении категории плательщиков, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, за счет отнесения к ним физических лиц, осуществляющих деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющихся нотариусами и адвокатами (далее – самозанятые лица), и граждан, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, участвующих в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза.

Конституционный Суд считает, что такое законодательное регулирование отвечает принципу социальной справедливости, характерному для Республики Беларусь как социального государства (часть первая статьи 1 Конституции), и обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59 Конституции), способствует установлению на законодательном уровне правовых механизмов реализации конституционного права на социальное обеспечение (статья 47 Конституции) путем предоставления гражданину возможности самостоятельно формировать свой страховой стаж, необходимый для реализации права на получение трудовой пенсии.

2.2. Статьей 4 Закона в зависимости от категории плательщиков и вида взносов определяются объекты для начисления взносов.

Соответственно в Законе предусматриваются размеры обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование (в процентах от объекта для начисления обязательных страховых взносов), а также размеры взносов на профессиональное пенсионное страхование (в процентах от объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование).

Согласно статье 5 Закона размеры обязательных страховых взносов на пенсионное страхование составляют: для работодателей – 28 процентов; для работающих граждан – 1 процент; для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы; Белгосстраха; организаций, обеспечивавших денежным довольствием, – 29 процентов; для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов от общего объема произведенной продукции и определяется в стоимостном выражении на основании годовых, а для вновь созданных – на основании квартальных данных бухгалтерской и (или) статистической отчетности, – 24 процента; для потребительских кооперативов (кроме потребительских обществ); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений, при условии наличия в штатной численности работающих инвалидов за прошлый год в среднем не менее 30 процентов – 5 процентов; размер обязательных страховых взносов на социальное страхование для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (за исключением самозанятых лиц), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднего заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов.

Размеры взносов на профессиональное пенсионное страхование (статья 6 Закона) дифференцируются в зависимости от условий работы и категорий работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании». Размеры указанных взносов устанавливаются от 9 процентов (за работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда) до 4 процентов (за отдельные категории медицинских и педагогических работников).

Конституционный Суд отмечает, что взносы в бюджет фонда служат основой для формирования финансовой базы, предназначенной для осуществления гарантируемых государством выплат застрахованным гражданам при наступлении соответствующих страховых случаев (достижение пенсионного возраста, инвалидность, потеря кормильца и др.), обеспечивают реализацию в государственном социальном страховании таких принципов социального страхования, как обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования, распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим, гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством.

При оценке норм Закона, определяющих размеры взносов, Конституционный Суд основывается на выраженной им ранее правовой позиции в отношении размеров налоговых платежей (решения от 11 октября 2010 г. № Р-494/2010, от 26 декабря 2011 г. № Р-662/2011, от 16 октября 2012 г. № Р-761/2012, от 27 декабря 2013 г. № Р-894/2013, от 22 декабря 2018 г. № Р-1159/2018 и др.) и полагает, что устанавливаемые Законом размеры взносов дифференцируются исходя из объективных факторов различий в видах деятельности, необходимости учета социальной роли плательщиков, в зависимости от страхового случая, условий труда и категорий работников и являются справедливыми, допустимыми и соразмерными в целях обеспечения государственных, общественных и частных интересов.

С учетом положений пункта 2 части первой статьи 97 и пункта 1 части первой статьи 98 Конституции, закрепляющих компетенцию Парламента Республики Беларусь по принятию законов, во взаимосвязи с частью четвертой статьи 133 Конституции, предусматривающей, что в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды, Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование относительно объектов для начисления взносов и размеров взносов согласуется с принципами и нормами Конституции, в том числе определяющими, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая статьи 13); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47); граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56).

3. Нормами главы 3 Закона регулируются постановка на учет плательщиков взносов (статья 7); сроки уплаты взносов и минимальной суммы обязательных страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет фонда (статьи 8 и 9); общий порядок и особый порядок уплаты взносов (статьи 11 и 16); уплата обязательных страховых взносов в добровольном порядке (статья 13); порядок перечисления взносов (статья 14); порядок уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица в уголовном процессе (статья 17).

В результате оценки конституционности указанных норм Закона Конституционный Суд приходит к выводу, что осуществляемое правовое регулирование имеет целью обеспечить своевременную и полную уплату взносов в бюджет фонда, сократить издержки, связанные с их уплатой, гарантировать пенсионное обеспечение при восстановлении нарушенных пенсионных прав физических лиц в уголовном процессе, повысить качество обслуживания и упростить взаимоотношения плательщиков взносов с Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) и его территориальными органами, что отвечает принципу правовой обеспеченности, предполагающему установление надлежащих правовых механизмов реализации прав и свобод граждан и согласуется с частью первой статьи 7, частью пятой статьи 13, статьей 47, частью первой статьи 59 Конституции.

Конституционный Суд обращает внимание на нормы статьи 15 Закона, определяющие случаи и порядок приостановления операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков.

Согласно пункту 1 данной статьи Закона в случаях неуплаты либо неполной уплаты плательщиками взносов в бюджет фонда, необеспечения своевременной выплаты пособий в счет начисленных обязательных страховых взносов, непредставления заявки на получение средств на выплату пособий при превышении суммы начисленных пособий над суммой платежей в бюджет фонда, несвоевременной выплаты заработной платы и непредставления документов, подтверждающих обоснованность указанной в заявке суммы средств и правильность назначения пособий, органы Фонда имеют право приостанавливать операции по счетам, за исключением счетов по учету бюджетных средств, электронным кошелькам плательщиков, если иное не установлено законодательными актами, а также право получать от банков информацию об остатках и (или) движении денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщиков.

Оценку приведенных положений Закона Конституционный Суд осуществляет во взаимосвязи с нормами пункта 1 статьи 21 Закона, закрепляющими обязанности плательщиков, к которым относятся обязанность начислять и перечислять в полном объеме и в установленные Законом сроки взносы в бюджет фонда; обратиться в органы Фонда по месту постановки на учет за получением средств на выплату пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования (далее – пособия), при превышении суммы начисленных пособий над суммой платежей в бюджет фонда, несвоевременной выплате заработной платы; представлять в органы Фонда установленные законодательством сведения и отчетность, обеспечивать своевременность выплаты пособий в счет начисленных обязательных страховых взносов и другие обязанности.

По мнению Конституционного Суда, решением о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков, которое принимается руководителем (его заместителем) органа Фонда (часть первая пункта 2 статьи 15 Закона), в определенной мере ограничивается конституционное право собственности плательщиков взносов (статьи 13, 44 Конституции).

Вместе с тем, исходя из содержания нормы части первой статьи 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, и части шестой статьи 44 Конституции, согласно которой осуществление права собственности не должно ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, Конституционный Суд считает, что право собственности может быть ограничено законодателем в соответствии с общепризнанным принципом пропорциональности в той мере, в какой это необходимо для достижения конституционно значимых целей. 

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование имеет целью принудить плательщиков взносов к надлежащему исполнению своих обязанностей и тем самым обеспечить наполняемость бюджета фонда, своевременную и полную выплату пенсий, а также пособий, являющихся в ряде случаев единственным источником средств жизнеобеспечения для отдельных категорий граждан (пособия по материнству, семейные пособия, пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и др.), и согласуется с принципами и нормами Конституции, в том числе с частью первой статьи 32, согласно которой брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства, и статьей 47, гарантирующей гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение.

4. Законом определяются права и обязанности плательщиков взносов.

В статье 20 Закона предусматривается, что плательщики имеют право обращаться в органы Фонда за разъяснениями по вопросам начисления, уплаты и учета взносов в бюджет фонда, а также правильности расходования средств бюджета фонда; обжаловать решения Фонда и органов Фонда по актам проверок, требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверок, действия (бездействие) проверяющих в вышестоящий контролирующий орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд в соответствии с установленной подведомственностью и др.

При этом плательщики обязаны своевременно стать на учет в органах Фонда; вести учет начисленных и перечисленных взносов в бюджет фонда, а также расходов, производимых за счет средств бюджета фонда; принять меры по устранению нарушений (недостатков), установленных в ходе проведения проверок и (или) мониторингов по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании; уплачивать в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решений по актам проверок и (или) требований (предписаний) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверок, начисленные (доначисленные) по результатам проверок пени, а также суммы взносов в бюджет фонда и не принятые к зачету суммы расходов, произведенных плательщиками в счет обязательных страховых взносов; исполнять иные обязанности, установленные Законом и иными актами законодательства (статья 21 Закона).

Приведенными нормами Закона устанавливаются правовые механизмы и способы защиты прав плательщиков взносов, в том числе права на судебную защиту, что согласуется с положениями Конституции, в соответствии с которыми государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции и законах; каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом (часть третья статьи 21, часть первая статьи 60). В свою очередь, нормы Закона, устанавливающие обязанности плательщиков взносов, согласуются с требованиями Конституции об ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); об обязанности граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56); об обязанности каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, соблюдать Конституцию и законы (статья 52).

5. Заключительными положениями Закона вносятся изменения в ряд законов (статья 22), а также признаются утратившими силу соответствующие законы и их отдельные положения (статья 23).

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона статья 9 Закона «Об основах государственного социального страхования» дополняется абзацем, расширяющим перечень случаев, при наступлении которых застрахованные граждане приобретают право на выплаты по государственному социальному страхованию, за счет включения в него предоставления ежемесячно одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. Соответственно статья 10 данного Закона дополняется новым видом выплат по государственному социальному страхованию.

Конституционный Суд отмечает, что путем внесения указанных дополнений нормы Закона «Об основах государственного социального страхования» согласовываются с частью первой статьи 265 Трудового кодекса Республики Беларусь, которой предусмотрено, что матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда.

Пунктом 3 статьи 22 Закона из Закона «О профессиональном пенсионном страховании» исключается статья 7, содержащая нормы об уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование. Исключение указанной статьи обусловлено тем, что отношения по уплате данного вида взносов регулируются соответствующими статьями Закона.

Осуществляемое правовое регулирование, по мнению Конституционного Суда, обеспечивает реализацию принципа правовой определенности, являющегося одним из основных элементов принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции), суть которого заключается в ясности, точности и логической согласованности норм права, в отсутствии пробелов в законодательстве (правовом регулировании) и коллизий нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона статья 26 Закона «О  государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» дополняется пунктом 21, предусматривающим возможность восстановления сроков обращения за назначением государственных пособий, предусмотренных статьями 12, 14, 15 и 18 этого Закона (по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возрасте от 3 до 18 лет, на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет), в случае их пропуска по уважительным причинам; в случае восстановления пропущенных сроков государственные пособия назначаются и выплачиваются не более чем за три года до обращения за их назначением при условии, что семья имела на них право в соответствии с данным Законом.

Конституционный Суд считает, что тем самым обеспечивается защита государством семьи и детства, гарантируется право на социальное обеспечение, что согласуется с частью первой статьи 7, частью первой статьи 32 и статьей 47 Конституции.

Таким образом, положения Закона, устанавливающие правовое регулирование уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, который служит финансовой основой для реализации гражданами конституционного права на социальное обеспечение, соответствуют принципам и нормам Конституции, в том числе части первой статьи 1, статье 2, части первой статьи 7, части пятой статьи 13, статьям 21, 22, 32, 47, 52, 56, 132 и 133 Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия, а также с точки зрения разграничения компетенции Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                             П.П.Миклашевич