5 июля 2021 г. № Р-1273/2021
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2020 год».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2020 год», Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2020 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2020 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 июня 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 25 июня 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом утверждается отчет об исполнении республиканского бюджета за 2020 год по доходам в сумме 23 678 480 480,67 рубля и по расходам в сумме 25 890 803 531,08 рубля с превышением расходов над доходами в сумме 2 212 323 050,41 рубля.
В соответствии со статьей 1 Закона «О республиканском бюджете на 2020 год» республиканский бюджет был утвержден по расходам в сумме 25 420 770 731 рубля исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 24 425 693 378 рублей; установлены размер дефицита республиканского бюджета на 2020 год в сумме 995 077 353 рублей и источники его финансирования согласно приложению 1 к данному Закону.
На основании статьи 111 Бюджетного кодекса Республики Беларусь отдельные показатели республиканского бюджета были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 507 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2020 год».
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов при проверке Закона исходит из положений Конституции, согласно которым:
Республика Беларусь – социальное правовое государство, которое обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (части первая и вторая статьи 1);
граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56);
финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан (часть первая статьи 132);
доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений; общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью (части вторая и третья статьи 133).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Из отчета об исполнении республиканского бюджета за 2020 год следует, что доходная часть республиканского бюджета исполнена в основном за счет налоговых доходов, размер которых в общей сумме доходов республиканского бюджета составил 18 636 756 025,20 рубля, размер неналоговых доходов – 3 600 176 330,40 рубля. При этом сохраняется преемственность в формировании доходной части республиканского бюджета за счет налогов на товары (работы, услуги), среди которых наибольший удельный вес составили налог на добавленную стоимость (9 465 001 764,77 рубля) и акцизы (3 144 162 144,31 рубля), а также за счет налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (4 123 203 801,84 рубля).
Конституционный Суд считает, что исполнение республиканского бюджета по доходам согласуется с положениями Конституции, в силу которых государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2), а также с положениями статей 56 и 133 Конституции.
3. Из отчета об исполнении республиканского бюджета за 2020 год в его расходной части следует, что на общегосударственную деятельность профинансированы расходы в сумме 13 585 052 329,76 рубля, которые направлены в том числе на финансирование государственных органов общего назначения, международной деятельности, обеспечения проведения выборов и референдумов, обслуживания государственного долга Республики Беларусь, фундаментальных научных исследований, межбюджетных трансфертов. Такое исполнение расходной части республиканского бюджета отвечает положению части третьей статьи 133 Конституции об осуществлении общегосударственных расходов за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.
Конституцией установлено, что Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1). На финансовое обеспечение выполнения государством задач и функций в указанной сфере из республиканского бюджета в 2020 году израсходовано на национальную оборону – 1 454 357 316,88 рубля, на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – 2 536 696 494,41 рубля.
Данные расходы с учетом части третьей статьи 1 Конституции позволили профинансировать мероприятия по поддержанию обороны страны, боеспособности Вооруженных Сил Республики Беларусь, охране Государственной границы Республики Беларусь, а также другие мероприятия, обеспечивающие гражданам безопасные условия жизни, законность и правопорядок.
Согласно Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (часть первая статьи 46); охрана природной среды – долг каждого (статья 55). За счет средств республиканского бюджета в 2020 году профинансированы расходы на охрану окружающей среды в размере 99 197 699,35 рубля.
В соответствии со статьей 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (часть первая); право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта (часть третья). Расходы в области здравоохранения в 2020 году составили сумму в размере 1 233 523 091,16 рубля, в области физической культуры и спорта – 154 629 669,90 рубля.
Согласно Конституции каждый имеет право на образование; гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования; среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого; каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (статья 49). Расходы республиканского бюджета на образование в 2020 году составили сумму в размере 1 109 648 221,36 рубля.
Статьей 51 Конституции предусмотрено, что каждый имеет право на участие в культурной жизни; это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений (часть первая); государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов (часть четвертая). За счет республиканского бюджета в 2020 году профинансированы расходы на культуру в размере 129 306 780,79 рубля, на средства массовой информации – 149 605 987,35 рубля, на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры – 326 336 698,39 рубля.
В 2020 году осуществлялось также финансирование расходов в социальной сфере для обеспечения гарантий, предусмотренных статьями 47 и 48 Конституции. Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика», включающему расходы на социальную защиту, пенсионное обеспечение, помощь семьям, воспитывающим детей, государственную молодежную политику, помощь в обеспечении жильем и другие мероприятия в области социальной политики, профинансированы в сумме 1 888 986 782,83 рубля.
При этом из республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы расходы на оказание помощи семьям, воспитывающим детей, в сумме 338 000 000,00 рубля, на государственную молодежную политику – в сумме 8 857 574,84 рубля. Такое исполнение расходной части республиканского бюджета подтверждает реализацию норм Конституции о защите государством материнства, отцовства и детства, о гарантировании молодежи права на ее духовное, нравственное и физическое развитие, о создании государством необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии (части первая, шестая и седьмая статьи 32).
Конституционный Суд считает, что исполнение расходной части республиканского бюджета за 2020 год отвечает принципам и нормам Конституции.
4. Согласно Закону республиканский бюджет за 2020 год исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 2 212 323 050,41 рубля.
Из отчета об исполнении республиканского бюджета за 2020 год следует, что источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются внутреннее и внешнее финансирование.
При этом в 2020 году погашение внутреннего основного долга профинансировано в сумме 2 274 850 075,99 рубля, а внешнего основного долга – в сумме 3 954 601 148,55 рубля.
Такое исполнение республиканского бюджета в 2020 году, по мнению Конституционного Суда, обеспечивает выполнение государством своих внутренних и внешних долговых обязательств, что свидетельствует об обладании Республикой Беларусь верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельном осуществлении внутренней и внешней политики (часть вторая статьи 1 Конституции) и согласуется с конституционными нормами о том, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции).
5. Конституцией предусмотрено, что Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета (абзац четвертый статьи 107); отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года (часть первая статьи 135).
Конституционный Суд отмечает, что Национальное собрание действовало в пределах своих конституционных полномочий, в соответствии с которыми Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет принятый проект данного закона (пункт 1 части первой статьи 98 Конституции).
Таким образом, Закон, которым утверждается отчет об исполнении республиканского бюджета за 2020 год, свидетельствует о реализации государством его функций, в том числе социальных, согласуется с конституционными положениями о действиях государства и всех его органов и должностных лиц в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, о полномочиях государственных органов по разработке и рассмотрению отчета об исполнении республиканского бюджета (части первая, вторая статьи 7, пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98, абзац четвертый статьи 107 Конституции), соответствует частям первой и второй статьи 1, части первой статьи 132, частям второй и третьей статьи 133, статье 134, части первой статьи 135 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2020 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич