17 мая 2021 г. № Р-1272/2021
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам технического регулирования и энергосбережения».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам технического регулирования и энергосбережения» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам технического регулирования и энергосбережения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 30 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 7 мая 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования технического нормирования, оценки соответствия, осуществления государственного контроля и надзора в целях оптимизации деятельности государственных органов и организаций, а также обеспечения прав граждан и субъектов хозяйствования в сферах торгового мореплавания, газоснабжения, использования атомной энергии, энергосбережения, информации, информатизации и защиты информации.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из положений Конституции:
провозглашающих Республику Беларусь социальным правовым государством (часть первая статьи 1), в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2);
предусматривающих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1);
устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, который обязывает государственные органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
предусматривающих предоставление государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирование равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, а также осуществление регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая и пятая статьи 13);
устанавливающих, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21);
закрепляющих право каждого на жизнь и гарантирующих гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья (часть первая статьи 24, часть первая статьи 45);
определяющих, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и что государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (статья 46);
обязывающих государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом (пункт 2 статьи 1) в статью 2 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь вносится изменение, согласно которому классификационное общество осуществляет техническое наблюдение (вместо осуществляемого технического надзора) за судами в процессе их строительства и эксплуатации. Указанная статья Кодекса торгового мореплавания соответственно дополняется термином «техническое наблюдение», которое определяется как проверки судов, осуществляемые классификационным обществом в соответствии с изданными этим обществом правилами классификации судов, правилами постройки судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения и освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов.
Кроме того, статья 8 Кодекса торгового мореплавания излагается в новой редакции, в том числе изменяется название статьи: название «Технический надзор за судами» заменяется названием «Техническое наблюдение и классификация судов» (пункт 4 статьи 1 Закона).
Таким образом, из Кодекса торгового мореплавания исключается термин «технический надзор», который заменяется термином «техническое наблюдение».
Оценивая указанные изменения правового регулирования, Конституционный Суд отмечает, что технический надзор по своей сути является государственно-властной деятельностью, осуществляемой государственными органами и организациями Республики Беларусь. В то же время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2005 г. № 627 в качестве классификационных обществ признаны иностранные субъекты: Российский Морской Регистр Судоходства (Российская Федерация), Ллойд Регистр (Великобритания), Бюро Веритас (Франция), Германский Ллойд (Федеративная Республика Германия), Международное Бюро Морского Инспектирования (Греция), Морской Ллойд (Грузия), Регистр Судоходства Феникс (Греческая Республика), Бюро судоходства Дромон (Кипр). Поскольку государственные органы и организации не признаны в качестве классификационных обществ, то наделение указанных субъектов функцией технического наблюдения, а не технического надзора является правомерным.
Кроме того, правовое регулирование закрепляемой пунктом 4 статьи 1 Закона функции технического наблюдения позволяет обеспечить необходимую безопасность в области торгового мореплавания, предотвратить причинение вреда судну, находящимся на нем пассажирам, экипажу, багажу и грузу, а также неблагоприятные последствия для окружающей среды.
Так, установленное частью четвертой статьи 8 Кодекса торгового мореплавания право классификационного общества не выдавать и изымать ранее выданные им судовые документы за соответствующие нарушения исключает возможность эксплуатации судна, находящегося в неудовлетворительном состоянии, что обеспечивает безопасность пассажиров, экипажа и судна. Расширение перечня правовых актов, за нарушение которых могут быть не выданы и изъяты судовые документы, за счет включения в него, наряду с издаваемыми классификационным обществом правилами, законодательства и международных договоров Республики Беларусь в области торгового мореплавания позволяет более полно и эффективно провести проверку судна, в том числе в рамках исполнения международных обязательств, и тем самым усиливаются гарантии надежности судна, его безаварийной эксплуатации.
Конституционный Суд считает, что указанное правовое регулирование согласуется с положениями Конституции, устанавливающими, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 46), а также определяющими, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8), в их системной взаимосвязи с общепризнанным принципом международного права «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), закрепленным в Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (статья 26), предусматривающим, что каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
3. Законом (пункт 10 статьи 2) статья 15 Закона Республики Беларусь «О газоснабжении» излагается в новой редакции, согласно которой в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, имущества и охраны окружающей среды в области газоснабжения осуществляются техническое нормирование и стандартизация в соответствии с законодательством о техническом нормировании и стандартизации, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (часть первая).
Конституционный Суд отмечает, что такое правовое регулирование соответствует нормам Конституции, закрепляющим права каждого на жизнь и на благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 24, часть первая статьи 46) и гарантирующим защиту собственности (часть вторая статьи 13 и часть третья статьи 44).
Пунктом 10 статьи 2 Закона статья 16 Закона «О газоснабжении» излагается в новой редакции, в соответствии с которой государственный надзор за организацией работ в отношении объектов системы газоснабжения, относящихся к опасным производственным объектам и (или) потенциально опасным объектам, при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям, областными, Минским городским управлениями Департамента в форме проверок в сфере организации работ в отношении опасных производственных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера в сфере организации работ в отношении потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, а также в иных формах государственного надзора, предусмотренных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности (часть первая); государственный надзор за соблюдением требований к техническому состоянию, устройству и технической эксплуатации вводных и внутренних газопроводов, газового оборудования, инженерных систем, обеспечивающих безопасность при эксплуатации газового оборудования в жилищном фонде, осуществляется государственным учреждением «Государственный энергетический и газовый надзор» в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мер профилактического и предупредительного характера (часть вторая).
Таким образом, вместо отсылочной нормы к законодательству о контрольной (надзорной) деятельности законодатель в специальном законе, регулирующем отношения по обеспечению потребителей газом и эксплуатации объектов системы газоснабжения, определяет сферы, формы, субъекты государственного надзора в области газоснабжения. Тем самым в едином нормативном правовом акте закрепляются основные положения о государственном надзоре в области газоснабжения, что позволяет субъектам отношений в этой области, включая потребителей газа, обеспечивать реализацию своих прав и обязанностей при проведении надзора, что отвечает принципу верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и принципу правовой определенности. Как отмечалось в ряде решений Конституционного Суда, верховенство права включает ряд элементов, в том числе правовую определенность, предполагающую ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм. Посредством соблюдения в нормотворчестве принципа правовой определенности создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что обеспечивает должную защиту прав и свобод личности, а также повышает доверие граждан к государству.
Кроме того, полное и непротиворечивое регулирование отношений в сфере государственного надзора, определяющее основные задачи, функции, структуру, формы и методы государственного надзора в области газоснабжения, обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей, устойчивое функционирование систем газопотребления, способствует соблюдению как субъектами хозяйствования, так и физическими лицами требований законодательства в области газоснабжения, позволяет снизить риск гибели людей, возникновения аварий, отказов газового оборудования, что направлено на безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности, связанных с использованием природного газа в быту и на производстве, и согласуется с положениями Конституции, устанавливающими государственные гарантии обеспечения прав и свобод граждан, включая право на жизнь и право охрану здоровья, а также обязывающими государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и третья статьи 21, часть первая статьи 24, часть первая статьи 45, часть вторая статьи 59).
4. Законом (пункт 5 статьи 4) статья 9 Закона Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии», регулирующая особенности технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия техническим требованиям в области использования атомной энергии, излагается в новой редакции, согласно которой проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, устанавливающих технические требования к использованию атомной энергии, за исключением государственных стандартов Республики Беларусь, технических условий и стандартов организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, подлежат согласованию с государственными органами по регулированию безопасности при использовании атомной энергии (часть первая); требования государственных стандартов Республики Беларусь или технических кодексов установившейся практики в области использования атомной энергии становятся обязательными для соблюдения в области использования атомной энергии в случаях, установленных законодательством о техническом нормировании и стандартизации, в том числе в случае, если ссылки на эти государственные стандарты или технические кодексы установившейся практики даны в нормах и правилах по обеспечению ядерной и радиационной безопасности (часть вторая).
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику, защищает свою независимость (части вторая и третья статьи 1).
Конституционный Суд отмечает, что стратегическое значение в деле обеспечения независимости и суверенитета Республики Беларусь имеет энергетическая безопасность государства, исключающая внешнюю зависимость от поступления энергоносителей, гарантирующая эффективность работы всех отраслей экономики, для обеспечения которой необходимы развитие атомной энергетики, эффективное и рациональное использование атомной энергии. Решению указанных задач способствуют техническое нормирование, стандартизация и оценка соответствия техническим требованиям в области использования атомной энергии.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое законодательное регулирование, предусматривающее необходимость согласования проектов технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, определяющих технические требования к использованию атомной энергии, с государственными органами по регулированию безопасности при использовании атомной энергии, а также устанавливающее обязательность требований государственных стандартов Республики Беларусь или технических кодексов установившейся практики в области использования атомной энергии, если ссылки на них даны в нормах и правилах по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, является юридически необходимым и социально оправданным, поскольку таким образом обеспечивается защита граждан, объектов инфраструктуры и окружающей среды от вредного воздействия источников ионизирующего излучения и радиационных объектов. Осуществляемое Законом правовое регулирование способствует минимизации опасности наступления негативных последствий от использования атомной энергии, усиливает гарантии реализации прав на жизнь, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 24, часть первая статьи 45, часть первая статьи 46 Конституции).
5. Законом (пункт 9 статьи 6) вносится изменение в статью 15 Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» путем изложения ее в новой редакции, согласно которой в сфере энергосбережения устанавливаются целевые показатели энергосбережения, показатели по использованию местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии, а также другие показатели в соответствии с законодательством об энергосбережении.
Конституционный Суд полагает, что устанавливаемое указанной нормой Закона правовое регулирование предполагает рациональное сочетание топливно-энергетических ресурсов и источников энергии в целях охраны окружающей среды, что соответствует положениям Конституции о праве каждого на благоприятную окружающую среду и о государственном контроле за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (статья 46).
Статьей 6 Закона в статьи 1 и 17 Закона «Об энергосбережении» вносятся изменения, согласно которым соответственно для работ, услуг, не связанных с производством продукции, к нормам расхода приравниваются предельные уровни потребления топливно-энергетических ресурсов, необходимые для выполнения таких работ, оказания таких услуг; предельный уровень определяется как величина максимально допустимого потребления топливно-энергетических ресурсов, необходимого на период до 1 года (пункт 1); изменяется предельный показатель потребления топливно-энергетических ресурсов (годового суммарного потребления) юридическими лицами, при достижении которого устанавливаются нормы расхода топливно-энергетических ресурсов, – 300 тонн (пункт 10) вместо действующих 100 тонн.
Таким образом, законодатель определяет показатели расхода топливно-энергетических ресурсов не только для производства продукции, но и для осуществления работ и услуг, не связанных с производством продукции, а также увеличивает предельный показатель потребления топливно-энергетических ресурсов юридическими лицами, расширяя тем самым круг лиц, которым не требуется разрабатывать и утверждать в республиканском органе государственного управления специальные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов.
Конституционный Суд считает, что осуществляемое регулирование развивает правовые механизмы, стимулирующие эффективное и рациональное потребление топлива, тепловой, электрической энергии независимо от вида деятельности субъектов хозяйствования – производства продукции либо выполнения работ, оказания услуг, а также создает более благоприятные условия для хозяйственной деятельности. При этом соблюдается баланс между правами и законными интересами субъектов хозяйствования и интересами государства и общества, что обеспечивает реализацию норм Конституции о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, об осуществлении государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая и пятая статьи 13).
6. Положениями Закона в ряде законов закрепляются нормы, предусматривающие регулирование отношений в сфере технического нормирования и стандартизации международно-правовыми актами, принятыми в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), составляющими право ЕАЭС.
Так, излагаемыми в новой редакции статьями 3 и 15 Закона «О газоснабжении» устанавливается правовое регулирование отношений в области газоснабжения международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС; осуществляются техническое нормирование, стандартизация и оценка соответствия техническим требованиям в области газоснабжения в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС (пункты 2 и 10 статьи 2 Закона).
В соответствии с изменениями, вносимыми в статьи 1, 2 и 11 Закона Республики Беларусь «О государственном и мобилизационном материальных резервах», определения терминов «аналогичные материальные ценности» и «замена материальных ценностей государственного и (или) мобилизационного материальных резервов» дополняются положениями об обязательности соблюдения технических регламентов Таможенного союза, ЕАЭС; предусматривается, что отношения в области государственного и мобилизационного материальных резервов регулируются международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС; устанавливается, что сроки и условия хранения материальных ценностей государственного материального резерва определяются с учетом требований технических регламентов Таможенного союза, ЕАЭС (пункты 1, 2 и 9 статьи 3 Закона).
В излагаемой в новой редакции статье 9 Закона «Об использовании атомной энергии» устанавливается положение о том, что оборудование, изделия и технологии для объектов использования атомной энергии подлежат оценке соответствия техническим требованиям в случаях и порядке, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза, ЕАЭС, а также иными международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС (пункт 5 статьи 4 Закона).
Изменениями, вносимыми в статьи 21 и 25 Закона «Об энергосбережении», предусматриваются положения об оценке соответствия в сфере энергосбережения в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС; о возможности осуществления информационного обеспечения в сфере энергосбережения путем информирования потребителей о соответствии энергетической эффективности капитальных строений (зданий, сооружений) требованиям технических регламентов ЕАЭС (пункты 13 и 16 статьи 6 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что осуществляемое правовое регулирование согласуется с международными обязательствами Республики Беларусь в рамках ЕАЭС. Так, применение и исполнение технических регламентов Таможенного союза и ЕАЭС в государствах – членах ЕАЭС без изъятий является одним из принципов технического регулирования, установленных в статье 51 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС). В пункте 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о ЕАЭС) определено, что эта Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.
Кроме того, указанные изменения законов согласуются с правовыми позициями Конституционного Суда, сформулированными им в ряде решений. Так, в решении от 8 июля 2016 г. № Р-1058/2016 Конституционный Суд, исходя из актуальности вопросов соотношения национального и наднационального права, обратил внимание законодателя на необходимость при дальнейшем совершенствовании нормативно-правового регулирования соответствующих отношений учитывать право ЕАЭС, обеспечивая единые принципы и подходы к гармонизации и унификации законодательства государств – членов этого межгосударственного образования. В решении Конституционного Суда от 8 июля 2016 г. № Р-1057/2016 указано, что участие Беларуси в ЕАЭС предопределяет необходимость выработки на законодательном уровне и в правоприменительной практике единых с другими государствами – членами ЕАЭС подходов для обеспечения реализации международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС, что отвечало бы целям учреждения ЕАЭС, в том числе созданию условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, формирования в рамках ЕАЭС единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Оценивая конституционность устанавливаемого Законом правового регулирования, Конституционный Суд подтверждает сформулированную в решении от 13 октября 2016 г. № Р-1069/2016 правовую позицию, согласно которой технические регламенты ЕАЭС, решения постоянно действующего регулирующего органа ЕАЭС – Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий, предусмотренных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза, признаются в Республике Беларусь актами, регулирующими отношения в области оценки соответствия техническим требованиям технических регламентов ЕАЭС, как государстве – участнике ЕАЭС на основании статей 6, 51–54 Договора о ЕАЭС, пунктов 3 и 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о ЕАЭС). Вместе с тем, исходя из верховенства Конституции, а также учитывая содержащееся в преамбуле Договора о ЕАЭС указание на необходимость безусловного соблюдения всеми его сторонами принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина, приоритет права ЕАЭС в соответствующих общественных отношениях не должен приводить к нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией.
Исходя из анализа норм Закона, Конституционный Суд считает, что правовое регулирование технического нормирования, оценки соответствия, государственного контроля и надзора в сферах торгового мореплавания, газоснабжения, использования атомной энергии, энергосбережения основывается на конституционном принципе верховенства права и иных положениях Конституции, учитывает международно-правовые акты, чем обеспечивается устранение коллизионности и правовой неопределенности законодательных норм, а также должная защита конституционных прав и свобод граждан, законных интересов субъектов хозяйствования в регулируемых Законом сферах деятельности.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам технического регулирования и энергосбережения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич