Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30 апреля 2021 г. № Р-1269/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи».

Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Внесение изменений в Закон Республики Беларусь «Об электросвязи» (далее – Закон об электросвязи) обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования деятельности сетей электросвязи общего пользования в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка и защиты прав и свобод граждан.

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по   осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и прямого действия ее норм, исходя из положений Конституции, предусматривающих, что:

Республика Беларусь обладает  верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, который обязывает государственные органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);

гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О  конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Пунктом 2 статьи 1 Закона абзац третий статьи 91 Закона об электросвязи излагается в новой редакции, согласно которой Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в области электросвязи принимает решения, обязательные для исполнения операторами электросвязи и иными участниками рынка услуг электросвязи, по вопросам оказания услуг электросвязи, приостановления или ограничения функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи. В соответствии с абзацем девятым статьи 13 Закона об электросвязи, излагаемым в новой редакции, в государственное регулирование в области электросвязи законодатель включает управление сетью электросвязи общего пользования в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод граждан, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения (пункт 3 статьи 1 Закона).

Законом (пункт 4 статьи 1) Закон об электросвязи дополняется статьей 211 «Управление сетью электросвязи общего пользования в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод граждан», согласно части первой которой Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь наделяется правом принимать решения о приостановлении или ограничении функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи в случае обнаружения в сети электросвязи общего пользования информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности (до момента вступления в силу решения суда о признании организации, деятельности индивидуального предпринимателя экстремистскими либо решения уполномоченного государственного органа о запрещении деятельности экстремистского формирования), участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также информации, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу групповых нарушений общественного порядка и (или) общественной безопасности и (или) угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования критически важных объектов (объектов социальной, производственной, инженерно-транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, нарушение функционирования которых может способствовать дестабилизации общественного порядка и (или) повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью граждан или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности граждан).

Вносимые законодателем изменения оцениваются Конституционным Судом на основе системного единства положений Конституции, согласно которым Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

Конституционный Суд, исходя из приведенных конституционных положений и части первой статьи 23 Конституции, согласно которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц, отмечает обязанность государства, его органов гарантировать приоритетную защиту данных интересов, оценивает осуществляемое законодательное регулирование, предусматривающее право Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь принимать решения о приостановлении или ограничении функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи, как находящееся в пределах дискреционных полномочий законодателя, пропорциональное и необходимое в интересах национальной безопасности и общественного порядка, защиты прав и свобод граждан.

Конституционный Суд полагает, что указанные выше нормы Закона (пункты 2–4 статьи 1) отвечают также положениям международно-правовых актов, допускающих ограничения свободы информации. Так, согласно пункту 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах право каждого человека на свободное выражение своего мнения, включающее свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи устно, письменно, или иными способами может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

3. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции). Конституционный Суд в своих решениях неоднократно указывал на необходимость соблюдения вытекающего из принципа верховенства права принципа правовой определенности, предполагающего ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм.

Законом (пункт 1 статьи 1) статья 1 Закона об электросвязи дополняется определениями терминов «ограничение функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи» и «приостановление функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи», означающих сокращение времени и (или) объемов либо временное прекращение использования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи, присоединенных к сети электросвязи общего пользования (изменение режимов работы средств электросвязи, объемов оказываемых услуг электросвязи, в том числе обеспечения доступа к интернет-ресурсам).

Конституционный Суд отмечает, что закрепление в Законе об электросвязи содержательно полных и непротиворечивых терминов, системно связанных с другими терминами, используемыми в данном Законе, отвечает принципу правовой определенности и направлено на однозначное понимание и применение нормативных предписаний операторами электросвязи и пользователями услуг электросвязи.

Исходя из анализа норм Закона и выявленного конституционно-правового смысла его положений, Конституционный Суд приходит к выводу, что устанавливаемое правовое регулирование приостановления или ограничения функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи отвечает принципу пропорциональности, является соразмерным конституционно защищаемым интересам и соответствует части третьей статьи 1, части первой статьи 23, частям первой и второй статьи 59 Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                           П.П.Миклашевич