30 апреля 2021 г. № Р-1265/2021
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования общественных отношений, складывающихся при осуществлении уполномоченными органами и должностными лицами правоохранительной деятельности, в целях обеспечения национальной безопасности, защиты прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от противоправных посягательств.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из положений Конституции:
провозглашающих Республику Беларусь правовым государством (часть первая статьи 1), в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2);
предусматривающих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1);
устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, который обязывает государственные органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
устанавливающих, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21);
закрепляющих право каждого на жизнь (часть первая статьи 24);
предусматривающих, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 25);
предоставляющих каждому право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (статья 28);
гарантирующих каждому право собственности (часть первая статьи 44);
обязывающих государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, а государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, – в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом (пункт 13 статьи 2) в новой редакции излагается статья 26 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее – Закон об органах внутренних дел), которой определяются условия и пределы применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения и использования оружия.
Аналогичными по содержанию нормами, устанавливающими условия и пределы применения сотрудниками других правоохранительных органов и военнослужащими физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения и использования оружия, дополняются законы Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», «О Государственной границе Республики Беларусь», «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», «О государственной охране», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» (пункты 1 и 2 статьи 1, статья 3, пункт 11 статьи 4, пункт 4 статьи 5, пункт 12 статьи 6 Закона).
Конституционный Суд полагает, что законодательное закрепление условий и пределов применения сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими при охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и борьбе с преступностью указанных мер воздействия является юридически необходимым и социально оправданным для реализации предусмотренных Конституцией обязанности государства защищать конституционный строй, обеспечивать законность и правопорядок (часть третья статьи 1) и обязанности государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
Устанавливаемое законодательное регулирование согласуется также с положениями международно-правовых актов. В частности, Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятыми восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (г. Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.), определено, что правительства и правоохранительные органы принимают и осуществляют нормы и нормативные положения о применении должностными лицами по поддержанию правопорядка силы и огнестрельного оружия против людей; при разработке таких норм и положений правительства и правоохранительные органы постоянно учитывают этические вопросы, связанные с применением силы и огнестрельного оружия (пункт 1).
В части первой статьи 26 Закона об органах внутренних дел предусматривается, что сотрудник органов внутренних дел при выполнении задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств имеет право применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику, применять и использовать оружие с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя, руководствуясь требованиями данного Закона.
Анализируя приведенные положения Закона, Конституционный Суд отмечает, что применение физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применение и использование оружия законодатель строго ограничивает рамками закона, связывает их исключительно с выполнением сотрудниками правоохранительных органов задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, то есть по защите особо охраняемых Конституцией ценностей и интересов. По мнению Конституционного Суда, предусматриваемые Законом меры воздействия со стороны сотрудников правоохранительных органов нельзя рассматривать как необоснованные и произвольные, поскольку при выборе конкретной меры воздействия сотрудники обязаны оценить всю совокупность характеризующих противоправное деяние факторов, а именно складывающуюся обстановку, характер преступления или административного правонарушения, то есть направленность и интенсивность противоправного деяния, реальную возможность наступления тяжких последствий, а также личность правонарушителя.
Кроме того, частями второй и третьей статьи 26 Закона об органах внутренних дел предусматривается, что применению физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они могут быть применены, предупреждение о намерении их применить с предоставлением достаточного времени для выполнения законных требований, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни сотрудника органов внутренних дел или иных граждан либо может повлечь иные тяжкие последствия; во всех случаях применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения и использования оружия сотрудник органов внутренних дел должен действовать, стремясь причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести и достоинству граждан, имуществу граждан и организаций, государственному имуществу, а также обязан принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.
Конституционный Суд считает, что четко выраженное и очевидное для лица предупреждение о намерении применить в отношении него физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику, оружие, с одной стороны, позволяет правонарушителю в полной мере осознать степень поражающего воздействия на него указанных средств воздействия, оценить возможный вред для своей жизни и здоровья и выбрать законопослушный вариант поведения, а с другой – способствует обеспечению должной защиты подвергаемых противоправному посягательству граждан и сотрудников правоохранительных органов. Требование Закона, согласно которому сотрудник правоохранительных органов во всех случаях применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения и использования оружия должен стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести и достоинству граждан, имуществу граждан и организаций, государственному имуществу, а также обязан принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи, свидетельствует о том, что применение указанных мер воздействия рассматривается законодателем в качестве крайних мер, прибегнуть к которым возможно лишь в случае, когда исчерпаны все иные средства и способы повлиять на волю и поведение правонарушителя с целью прекращения последним противоправных действий.
Конституционный Суд обращает внимание также на положения частей четвертой и шестой статьи 26 Закона об органах внутренних дел, которыми предусматривается незамедлительное уведомление прокурора о ранении или смерти гражданина вследствие применения физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применения или использования оружия, а также устанавливается ответственность за применение физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применение или использование оружия с нарушением требований законодательства.
Конституционный Суд полагает, что приведенные положения Закона необходимо рассматривать в качестве должных институциональных и правовых гарантий, обеспечивающих правомерное применение сотрудниками правоохранительных органов указанных средств воздействия при охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и борьбе с преступностью.
Правовое регулирование, предусматриваемое Законом (пункты 1 и 2 статьи 1, пункт 13 статьи 2, статья 3, пункт 11 статьи 4, пункт 4 статьи 5, пункт 12 статьи 6), по мнению Конституционного Суда, обеспечивает баланс интересов человека, общества и государства при реализации норм статей 24, 45, 44 и 25 Конституции, устанавливающих право каждого на жизнь, право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, право собственности, неприкосновенность и достоинство личности.
Кроме того, устанавливаемое правовое регулирование отвечает положениям указанных выше Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 года, в соответствии с которыми во всех случаях, когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка: проявляют сдержанность в таком применении силы и действуют исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута; сводят к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений и охраняют человеческую жизнь; обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в самые кратчайшие сроки (подпункты «a», «b» и «c» пункта 5); должностные лица по поддержанию правопорядка не применяют огнестрельного оружия против людей, за исключением случаев самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения или с целью предотвращения совершения особо серьезного преступления, влекущего за собой большую угрозу для жизни, с целью ареста лица, представляющего такую опасность, сопротивляющегося их власти, или с целью предотвращения его побега и лишь в тех случаях, когда менее решительные меры недостаточны для достижения этих целей (пункт 9).
3. Статья 3 Закона об органах внутренних дел излагается в новой редакции, согласно которой правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Республики Беларусь, этот Закон, декреты и указы Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь; если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора (пункт 3 статьи 2 Закона).
Конституционный Суд считает, что приведенные нормы статьи 3 Закона об органах внутренних дел, устанавливающие правовую основу деятельности органов внутренних дел, обусловлены необходимостью реализации международных обязательств Республики Беларусь и согласуются с положениями Конституции о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8). Кроме того, данное правовое регулирование основывается на общепризнанном принципе международного права «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), закрепленном в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, согласно которому каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
Конституционный Суд также отмечает, что осуществляемое Законом правовое регулирование учитывает правовые позиции Конституционного Суда, изложенные в ранее принятых решениях. Так, в решении от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018 Конституционным Судом указано, что наряду с актами внутригосударственного законодательства международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования. Исходя из положений статей 7, 8 и 21 Конституции, нормы международных договоров являются источником действующего права и должны непосредственно применяться при регулировании общественных отношений.
4. Законом (пункт 4 статьи 2) статья 5 Закона об органах внутренних дел излагается в новой редакции, согласно которой деятельность органов внутренних дел является гласной, открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям уголовно-процессуального законодательства, законодательства, определяющего порядок административного процесса, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, о персональных данных, о защите государственных секретов, об информации, информатизации и защите информации (часть первая); органы внутренних дел в порядке и пределах, определяемых законодательством, информируют государственные органы, общественные объединения, средства массовой информации, граждан о состоянии общественного порядка и мерах по его обеспечению (часть вторая).
По мнению Конституционного Суда, гласность и открытость деятельности органов внутренних дел, их обязанность информировать государственные органы, общественные объединения, средства массовой информации, граждан о состоянии общественного порядка и мерах по его обеспечению способствуют реализации гарантируемого частью первой статьи 34 Конституции права на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Возможность ограничения гласности и открытости деятельности органов внутренних дел в связи с предписаниями уголовно-процессуального законодательства, законодательства, определяющего порядок административного процесса, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, о персональных данных, о защите государственных секретов, об информации, информатизации и защите информации не умаляет конституционной значимости гласности и открытости в деятельности органов внутренних дел, поскольку отвечает особому характеру сведений, в том числе содержащих государственные секреты, персональные данные и конфиденциальную информацию о частной жизни лица, которые нуждаются в особой правовой охране. Такое правовое регулирование обеспечивает баланс конституционных прав и свобод граждан, интересов государства и общества и соответствует нормам Конституции, устанавливающим обязанность государства обеспечивать неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 25), право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28), возможность ограничения пользования информацией законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (часть третья статьи 34).
5. Законом (пункт 11 статьи 2) статья 24 Закона об органах внутренних дел, предусматривающая права органов внутренних дел, дополняется положением о праве запрашивать и получать на безвозмездной основе без согласия физических лиц сведения из информационных ресурсов (систем), в том числе содержащих персональные данные, и иметь доступ, включая удаленный, к информационным ресурсам (системам), в том числе содержащим персональные данные, по письменному запросу или на основании соглашения, заключенного с собственником (владельцем) информационного ресурса (системы).
В статью 25 Закона об органах внутренних дел вносятся изменения, в соответствии с которыми сотрудники органов внутренних дел наделяются правами проверять у граждан документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел, а при подозрении в совершении гражданами преступлений, административных правонарушений – документы, удостоверяющие их личность; проводить личный досмотр лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законодательными актами, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств; изымать на временное хранение предметы и вещества, запрещенные к проносу (провозу) на объекты органов внутренних дел, согласно перечню, устанавливаемому Министерством внутренних дел; запрещать гражданам осуществление видеозаписи, фото- и киносъемки для проведения процессуальных действий, обеспечения общественного порядка, личной и общественной безопасности; производить в установленном порядке фотографирование, киносъемку, звуко- и видеозапись лиц, указанных в абзацах втором – шестом части второй статьи 24 этого Закона, лиц, состоящих на профилактическом учете, а также звуко- и видеозапись окружающей обстановки при исполнении служебных обязанностей, осуществлять хранение полученной информации с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации (пункт 12 статьи 2 Закона).
Конституционный Суд полагает, что осуществляемое правовое регулирование устанавливается для повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по осуществлению борьбы с преступностью, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, защите прав и свобод граждан, что соответствует нормам Конституции, согласно которым Республика Беларусь защищает конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1), обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21).
Указанные выше права органов внутренних дел и их сотрудников в определенной степени ограничивают закрепленные Конституцией право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28), неприкосновенность собственности, охраняемой законом, и защиту государством собственности, приобретенной законным способом (части вторая и третья статьи 44); право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации (часть первая статьи 34). Вместе с тем при установлении данных ограничений прав и свобод граждан законодатель исходит из того, что служба в органах внутренних дел связана с обеспечением безопасности личности, общества и государства от противоправных посягательств, осуществляется в публичных интересах, а также из того, что ограничения в отношении отдельных граждан применяются для защиты жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов других лиц от преступных и иных противоправных посягательств в ходе осуществления противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Таким образом, предусматриваемые Законом ограничения объективно обусловлены, согласуются с принципом пропорциональности, поскольку необходимы для защиты конституционно значимых целей, ценностей и интересов, и соответствуют требованиям части первой статьи 23 Конституции.
В то же время, основываясь на конституционных требованиях о необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов личности, общества и государства, а также исходя из обязанности государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59 Конституции), Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей на недопустимость неправомерного, неоправданного, чрезмерного и произвольного ограничения прав, свобод и законных интересов граждан при противодействии преступности, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Предусматриваемые Законом меры ограничительного характера должны применяться исключительно в формах, объеме и пределах, необходимых и достаточных для осуществления правоохранительной функции государства, и в точном соответствии с положениями законодательных актов.
Исходя из анализа норм Закона, Конституционный Суд считает, что законодательное регулирование правоохранительной деятельности в части совершенствования организационно-правовых форм и методов противодействия преступности, в том числе применения мер принудительного воздействия в отношении лиц, совершающих правонарушения, направлено на обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь, законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также на защиту личности, общества и государства от противоправных посягательств, что соответствует положениям Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич