Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30 апреля 2021 г. № Р-1264/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования порядка организации и проведения массовых мероприятий, в том числе с учетом правоприменительной практики, в целях обеспечения законности и правопорядка при проведении таких мероприятий, недопущения нарушения прав и свобод граждан, законных интересов организаций.

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь является демократическим правовым государством; защищает конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1);

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (части первая и третья статьи 21);

ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);

свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством; порядок проведения указанных мероприятий определяется законом (статья 35);

каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (статья 52);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. В соответствии с Законом в нормы Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон о массовых мероприятиях) вносятся изменения, уточняющие порядок организации и проведения массовых мероприятий.

Согласно излагаемой в новой редакции части второй статьи 8 Закона о массовых мероприятиях до получения разрешения на проведение массового мероприятия его организатору (организаторам), а также иным организациям и гражданам запрещается публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы (пункт 6 статьи 1 Закона).

Данной норме корреспондирует пункт 13 статьи 1 Закона, в соответствии с которым статья 15 Закона о массовых мероприятиях дополняется нормой, устанавливающей, что в случае, если руководитель политической партии, иного общественного объединения (организационной структуры политической партии, иного общественного объединения) или иной член руководящего органа политической партии, иного общественного объединения (организационной структуры политической партии, иного общественного объединения) совершают действия, указанные в части второй статьи 8 данного Закона, руководящий орган соответствующей политической партии, иного общественного объединения (организационной структуры политической партии, иного общественного объединения) обязан в течение пяти дней со дня совершения таких действий заявить в средствах массовой информации о своем несогласии с этими действиями; отсутствие подобного заявления является основанием для наступления ответственности, предусмотренной законодательными актами.

Статья 11 Закона о массовых мероприятиях дополняется положениями, согласно которым запрещается освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях в режиме реального времени (в прямом эфире) массовых мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка их организации или проведения, в целях их популяризации или пропаганды; на лицо, присутствующее на массовом мероприятии в качестве журналиста средства массовой информации, при осуществлении им своей деятельности распространяются запреты, предусмотренные статьей 11 данного Закона; такое лицо не вправе выступать в качестве организатора или участника массового мероприятия (пункт 10 статьи 1 Закона).

Проверяя конституционность приведенных норм Закона, Конституционный Суд отмечает, что исходя из того, что Республика Беларусь как демократическое правовое государство обязана защищать конституционный строй, обеспечивать законность и правопорядок; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией; каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции, а также достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (части первая и третья статьи 1, часть вторая статьи 2, статьи 52, 53 Конституции), в Конституции установлена возможность ограничения прав и свобод личности только в  случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

Указанные нормы Конституции соотносятся со стандартами, закрепленными в международно-правовых актах, которые, провозглашая право на свободу мирных собраний, одновременно устанавливают, что пользование этим правом может быть сопряжено с определенными ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Пунктом 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека определено, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Конституционный Суд считает, что проверяемые нормы Закона, имеющие целью обеспечение в обществе законности и правопорядка, гарантирование конституционных прав и свобод граждан, соответствуют приведенным нормам Конституции и согласуются с положениями международно-правовых актов в их взаимосвязи с частью третьей статьи 34 Конституции, в соответствии с которой пользование информацией может быть ограничено в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

3. Законом (пункт 7 статьи 1) в статью 9 Закона о массовых мероприятиях вносятся изменения, устанавливающие, что местными исполнительными и распорядительными органами определяются рекомендованные места для проведения массовых мероприятий, отвечающие требованиям Закона о массовых мероприятиях к таким местам, а также места, где их проведение запрещается, с сообщением об этом в средствах массовой информации (часть вторая); проведение массовых мероприятий не допускается, в том числе на расстоянии менее 100 метров от территорий объектов и производств, на которых эксплуатируются потенциально опасные объекты с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров с воздухом и другими окислителями), и получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются опасные вещества, указанные в приложении 1 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-3 «О промышленной безопасности» (абзац десятый части третьей).

Из Закона о массовых мероприятиях исключается статья 91, регулирующая проведение массовых мероприятий в постоянных местах для проведения массовых мероприятий (пункт 8 статьи 1 Закона).

Проверяя конституционность приведенных норм Закона, Конституционный Суд отмечает, что согласно статье 35 Конституции свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования гарантируется государством при условии, если при этом не нарушаются правопорядок и права других граждан Республики Беларусь.

Таким образом, при законодательном определении порядка организации и проведения массовых мероприятий должны быть обеспечены указанные в статье 35 Конституции и другие конституционные ценности. Обязанность государства по установлению правовых механизмов, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность при проведении массовых мероприятий, предотвращающих возможные нарушения конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан, непосредственно вытекает также из закрепленных Конституцией основ конституционного строя.

Конституционный Суд полагает, что устанавливаемое законодательное регулирование имеет целью обеспечение и защиту прав и свобод граждан, в том числе сохранность их жизни и здоровья при проведении массовых мероприятий, в связи с чем не нарушает конституционную гарантию на проведение указанных в статье 35 Конституции мероприятий и соответствует положениям частей первой и третьей статьи 21, части первой статьи 59 Конституции.

4. Статья 10 Закона о массовых мероприятиях дополняется нормой, согласно которой запрещаются сбор, получение и использование денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (пункт 9 статьи 1 Закона).

Законом (пункт 11 статьи 1) предусматривается, что в случаях, установленных частью первой статьи 12 Закона о массовых мероприятиях, по требованию руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел может приостанавливаться функционирование объектов общественного питания, транспортной деятельности, торговых объектов, ярмарок, работа организаций всех форм собственности в местах проведения массовых мероприятий, по маршрутам следования их участников.

Конституционный Суд отмечает, что приведенными нормами Закона в определенной мере затрагиваются гарантированные Конституцией каждому право осуществления экономической деятельности, право собственности и охраняемая неприкосновенность собственности (части первая и вторая статьи 13, части первая и вторая статьи 44).

Наряду с указанными конституционными гарантиями Конституцией установлено, что гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (часть шестая статьи 44).

По мнению Конституционного Суда, определяемые нормами Закона ограничения отвечают указанным в Конституции публичным интересам, поскольку осуществляемое законодательное регулирование имеет целью обеспечение законности и правопорядка при проведении массовых мероприятий, ответственности гражданина за неисполнение либо ненадлежащее исполнение конституционных обязанностей, а также недопущение нарушений прав и свобод участников массовых мероприятий и иных лиц. При этом соблюдается должный баланс публичных и частных интересов, поскольку устанавливаемые ограничения не связаны с лишением собственности, применяются только в определенных Законом случаях, соразмерны охраняемым Конституцией общественным и государственным интересам, правам и свободам личности.

Конституционный Суд считает, что нормы Закона, в том числе предоставляющие должностным лицам право принимать разумные и необходимые меры для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, прав и свобод участников массовых мероприятий и иных лиц, соответствует положениям части второй статьи 2, части первой статьи 21, части первой статьи 23, части второй статьи 59 Конституции.

5. Законом (пункты 10 и 11 статьи 1) в Закон о массовых мероприятиях вносятся изменения, предусматривающие, что реализация алкогольных напитков и пива при проведении массовых мероприятий осуществляется с учетом запретов и ограничений, установленных законодательством (часть четвертая статьи 11); временное запрещение или временное ограничение движения по дорогам при проведении массового мероприятия может вводиться в порядке, установленном законодательством в области дорожного движения (часть четвертая статьи 12).

В ряде решений Конституционного Суда указывалось, что  законодательная деятельность должна основываться на верховенстве права, неотъемлемой составляющей которого является правовая определенность.

Конституционный Суд полагает, что приведенные нормы Закона свидетельствуют о реализации конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и принципа правовой определенности, обеспечивающего ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность правовых норм.

Таким образом, нормы Закона, совершенствующие правовой механизм организации и проведения в Республике Беларусь массовых мероприятий, обеспечивающие законность и правопорядок, защиту прав и свобод человека, иных конституционно охраняемых ценностей и интересов, соответствуют нормам Конституции и согласуются с положениями международно-правовых актов в области прав человека.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что  Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                            П.П.Миклашевич