28 апреля 2021 г. № Р-1257/2021
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 7 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Закон, положениями которого вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь», принят в целях повышения качества предварительного следствия и эффективности деятельности Следственного комитета Республики Беларусь, а также обеспечения согласованности положений указанного Закона с нормами иных законодательных актов.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
1. Согласно Конституции Республика Беларусь – правовое государство, которое обеспечивает законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 21).
Конституционный Суд отмечает, что уголовное преследование является одной из форм реализации государством своих обязанностей по предупреждению правонарушений, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, гарантированию других конституционных ценностей в случаях, когда данные ценности становятся объектом преступного посягательства. В связи с этим для реализации положений Конституции и успешного решения Следственным комитетом основных задач, включающих всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений, защиту прав и законных интересов граждан, организаций, защиту государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия, требуется объективное, качественное и ответственное следствие, способное обеспечивать доказательственную базу для осуществления законного, обоснованного и справедливого правосудия судами, что обусловливает необходимость высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников Следственного комитета.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 июня 2020 г. № 244 «О создании учреждения образования» для обеспечения первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников Следственного комитета создано учреждение образования «Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь».
В целях реализации положений названного Указа Президента Республики Беларусь Законом (пункты 1–3 статьи 1) уточняется правовой статус Следственного комитета, в его систему включается учреждение образования Следственного комитета; Закон «О Следственном комитете Республики Беларусь» дополняется статьей 91, определяющей, что учреждение образования Следственного комитета является государственным учреждением, обеспечивающим подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников Следственного комитета; данное учреждение непосредственно подчиняется центральному аппарату Следственного комитета; в его структуру входят кафедры, отделы и иные структурные подразделения; учреждение образования Следственного комитета является юридическим лицом, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
Конституционный Суд считает, что приведенные положения Закона, предусматриваемые для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников Следственного комитета, выполняющих конституционно значимые функции по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, соответствуют частям первой и третьей статьи 1, части первой статьи 2, части первой статьи 21, части первой статьи 59 Конституции в их взаимосвязи с частью второй статьи 59 Конституции, закрепившей конституционную обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
2. Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7).
Законом (пункты 4–6 статьи 1) в статье 12 Закона «О Следственном комитете Республики Беларусь» определяется, что Президент Республики Беларусь принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации учреждения образования Следственного комитета; в статьях 11 и 13 данного Закона уточняются полномочия Председателя Следственного комитета и центрального аппарата данного Комитета. Тем самым нормы Закона «О Следственном комитете Республики Беларусь» согласовываются с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 25 июня 2020 г. № 244.
В ряде решений Конституционного Суда отмечалось, что обязательным условием осуществления правом функции эффективного регулятора общественных отношений является формирование правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечиваются ясность, точность и логическая согласованность правовых норм.
Конституционный Суд полагает, что устанавливаемое правовое регулирование соответствует положениям статьи 84 Конституции, определяющим полномочия Президента Республики Беларусь; свидетельствует об обеспечении в законотворчестве конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции), реализации конституционных основ правовой защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств (часть вторая статьи 59, часть первая статьи 60 Конституции).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич