28 декабря 2020 г. № Р-1253/2020
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам медиации».
Заслушав судью-докладчика Рябцева В.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам медиации» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам медиации» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью реализации в национальном законодательстве положений Конвенции о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 2018 года (ратифицирована Законом Республики Беларусь от 25 июня 2020 г.) (далее – Конвенция), в целях применения медиации как способа разрешения международных коммерческих споров, создания правового механизма признания и приведения в исполнение на территории страны международных медиативных соглашений, достигнутых в результате процедуры внесудебной медиации, расширения возможностей субъектов хозяйствования в выборе средств урегулирования споров для обеспечения своих прав и законных интересов в международных экономических отношениях.
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:
в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);
все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22);
государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59);
каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60).
Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. В рамках предусмотренных Конституцией (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98) полномочий по рассмотрению проектов законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, о судопроизводстве, законодателем в целях совершенствования правовых механизмов внесудебного порядка разрешения споров вносятся изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК) и Закон Республики Беларусь «О медиации».
2.1. Закон «О медиации» дополняется статьей 151, которой определяется, что международным медиативным соглашением является соглашение, заключенное в результате процедуры, посредством которой стороны достигают урегулирования спора при участии третьего лица (лиц), не обладающего полномочиями предлагать сторонам конкретные варианты разрешения спора вне зависимости от конкретного наименования названных процедур и лиц, при соблюдении следующих условий: в момент его заключения в письменной форме коммерческие предприятия по крайней мере двух сторон соглашения находятся в различных государствах либо государство нахождения коммерческих предприятий сторон соглашения не является ни государством, в котором исполняется значительная часть обязательств по соглашению, ни государством, с которым наиболее тесно связан предмет соглашения; соглашение не заключено по спору, вытекающему из сделки в семейных, личных, в том числе домашних, целях, и не касается законодательства о браке и семье, наследственного права или законодательства о труде (пункт 3 статьи 2 Закона).
Согласно приведенной статье Закона «О медиации» международные медиативные соглашения признаются и исполняются в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь и Конвенцией; требования данного Закона не распространяются на процедуру заключения международных медиативных соглашений.
Целями Конвенции (преамбула), признающей важность медиации для международной торговли в качестве одного из методов урегулирования коммерческих споров, в рамках которого стороны в споре просят третье лицо или лиц оказать им помощь в их попытках разрешить спор дружественным путем, является содействие развитию гармоничных международных экономических отношений посредством создания основы для международных мировых соглашений, достигнутых в результате медиации, приемлемой для государств с различными правовыми, социальными и экономическими системами.
Конвенцией (статья 1) определяется сфера ее применения; устанавливаются случаи неприменения Конвенции. Так, Конвенция не применяется к мировым соглашениям, которые были утверждены судом или были заключены в ходе разбирательства в суде и могут быть приведены в исполнение в качестве судебного решения в государстве этого суда, а также к мировым соглашениям, которые были оформлены и могут быть приведены в исполнение в качестве арбитражного решения.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование свидетельствует о системном совершенствовании существующих правовых механизмов применения медиации, популяризации данного института как способа разрешения спора, что соответствует положениям Конституции, предусматривающим, что Республика Беларусь является правовым государством (часть первая статьи 1); в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8), и корреспондирует положениям Конвенции.
При оценке конституционности указанных положений Закона Конституционный Суд учитывает изложенную в решении от 8 июля 2013 г. № Р-841/2013 правовую позицию, согласно которой положения Конституции с учетом целей правового государства, каким провозглашена Республика Беларусь, и необходимости гарантирования каждому права на судебную защиту не исключают возможности применения на определенных условиях альтернативных способов урегулирования конфликтов. Такой способ урегулирования спора, как медиация, не подменяет собой существующие юрисдикционные механизмы, а дополняет их, предоставляя участникам гражданского оборота дополнительные возможности для урегулирования возникших споров.
2.2. Законом вносятся изменения в ХПК, которыми расширяется подведомственность судов, рассматривающих экономические дела, обеспечивается проведение процедуры признания и принудительного исполнения международных медиативных соглашений в Республике Беларусь.
Статьей 1 Закона предусматривается, что суд, рассматривающий экономические дела, рассматривает дела о выдаче исполнительных документов на принудительное исполнение международных медиативных соглашений; по ходатайству сторон, находящихся в процедуре урегулирования спора в целях заключения международного медиативного соглашения, вправе принять меры по обеспечению предмета международного медиативного соглашения (пункты 3 и 5); определяются требования к форме и содержанию заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение международного медиативного соглашения; устанавливаются перечень прилагаемых к данному заявлению документов и порядок рассмотрения таких заявлений (пункт 7).
Согласно Конвенции каждый участник Конвенции приводит мировое соглашение в исполнение в соответствии со своими правилами процедуры и на условиях, изложенных в Конвенции (пункт 1 статьи 3).
Конституционный Суд считает, что осуществляемым правовым регулированием, которым предусматривается судебный порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение международного медиативного соглашения, создается правовой механизм признания и исполнения международных медиативных соглашений на территории Республики Беларусь, обеспечиваются законность и обоснованность заключенного сторонами международного медиативного соглашения, что соответствует положениям Конституции, согласно которым Республика Беларусь является правовым государством; Республика Беларусь обеспечивает законность (части первая и третья статьи 1); в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7); каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60), а также согласуется с положениями Конвенции.
2.3. Положениями Закона в ХПК определяются основания отказа в выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение международного медиативного соглашения.
Излагаемой в новой редакции статьей 2623 ХПК предусматривается, что суд, рассматривающий экономические дела, отказывает в выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение международного медиативного соглашения, если установит, что исполнение международного медиативного соглашения будет противоречить публичному порядку Республики Беларусь; предмет спора, урегулированный международным медиативным соглашением, не может быть урегулирован посредством медиации в соответствии с законодательством Республики Беларусь; обязательства, закрепленные в международном медиативном соглашении, были исполнены либо являются неясными; принудительное исполнение международного медиативного соглашения будет противоречить его условиям и др.; при этом отказ в выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение международного медиативного соглашения не препятствует обращению в суд, рассматривающий экономические дела, для разрешения спора по правилам, установленным ХПК (пункт 8 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд считает, что предусматриваемый Законом судебный порядок отказа в выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение международного медиативного соглашения по основаниям, определенным в статье 2623 ХПК, способствует обеспечению законности заключенного сторонами международного медиативного соглашения, защиты их прав и законных интересов; справедливого баланса публично-правовых и частноправовых интересов; защиты интересов общества и государства; обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь; недопущению принудительного исполнения на территории Республики Беларусь международных медиативных соглашений, не отвечающих положениям Закона, что соответствует нормам Конституции, согласно которым государство обеспечивает на своей территории законность, правопорядок, права и свободы граждан Республики Беларусь.
Конституционный Суд отмечает, что приведенные нормы Закона корреспондируют положениям статьи 5 Конвенции, предусматривающим основания для отказа в предоставлении помощи.
Таким образом, Закон, которым регулируются отношения, касающиеся применения медиации для разрешения международных коммерческих споров, устанавливает правовой механизм признания и исполнения международных медиативных соглашений, обеспечивает применение судами норм Конвенции, развивает институт медиации в Республике Беларусь и тем самым расширяет возможности выбора средств урегулирования споров на международном уровне с целью обеспечения прав и законных интересов сторон спора, способствует сохранению и развитию деловых отношений, упрощению процедур примирения и экономии средств, что согласуется с принципами и нормами Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам медиации» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич