28 декабря 2020 г. № Р-1251/2020
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования законодательного регулирования общественных отношений, складывающихся при осуществлении уполномоченными органами и должностными лицами оперативно-розыскной деятельности в целях защиты граждан, общества и государства от противоправных посягательств.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из положений Конституции:
провозглашающих Республику Беларусь правовым государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2);
предусматривающих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1);
устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, который обязывает государственные органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
устанавливающих, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21);
предусматривающих, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 25);
предоставляющих каждому право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (статья 28);
обязывающих государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, а государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, – в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. При рассмотрении положений Закона Конституционный Суд исходит из того, что оперативно-розыскная деятельность является одним из необходимых государственно-правовых средств, которые согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) обеспечивают защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав и законных интересов организаций, собственности от преступных посягательств, безопасность общества и государства.
Субъекты осуществления оперативно-розыскной деятельности посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий решают задачи в том числе по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, а также выявлению граждан, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыску обвиняемых, скрывшихся от органа уголовного преследования или суда (статья 3 Закона об ОРД), тем самым содействуя реализации закрепленных в Конституции положений, обязывающих государство, государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, принимать необходимые меры для обеспечения законности, правопорядка, осуществления защиты прав и свобод личности (часть третья статьи 1 и часть вторая статьи 59).
Международно-правовыми актами универсального характера также предусмотрена возможность использования государственными органами в целях противодействия преступности оперативно-розыскных мероприятий, включая негласные. Конвенцией Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года, ратифицированной Законом Республики Беларусь от 3 мая 2003 г., определено, что если это допускается основными принципами его внутренней правовой системы, то каждое государство-участник, в пределах своих возможностей и на условиях, установленных его внутренним законодательством, принимает необходимые меры, с тем чтобы разрешить надлежащее использование контролируемых поставок и в тех случаях, когда оно считает это уместным, использование других специальных методов расследования, таких как электронное наблюдение или другие формы наблюдения, а также агентурные операции, его компетентными органами на его территории с целью ведения эффективной борьбы против организованной преступности (пункт 1 статьи 20).
Таким образом, законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности находится в пределах дискреционных полномочий Национального собрания Республики Беларусь (пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98 Конституции), предполагающих возможность усмотрения законодателя при установлении принципов, оснований, условий, форм и методов, а также порядка осуществления оперативно-розыскной деятельности. При этом определяющим для совершенствования оперативно-розыскной деятельности является конституционный принцип верховенства права, предполагающий, что правовое регулирование в данной сфере должно основываться на положениях Конституции и согласовываться с общепризнанными принципами международного права и международными обязательствами Республики Беларусь.
3. Законом (пункт 2 статьи 1) статья 4 Закона об ОРД излагается в новой редакции, в соответствии с которой отношения, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, регулируются законодательством об оперативно-розыскной деятельности, а также международными договорами Республики Беларусь (часть первая); если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом, то применяются правила международного договора (часть третья).
Конституционный Суд считает, что приведенные нормы статьи 4 Закона об ОРД, устанавливающие возможность правового регулирования отношений в области оперативно-розыскной деятельности международными договорами Республики Беларусь, а также определяющие порядок разрешения коллизий между международным договором и Законом об ОРД, обусловлены необходимостью реализации международных обязательств Республики Беларусь и согласуются с нормами Конституции, в соответствии с которыми Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8). Кроме того, данное правовое регулирование основывается на общепризнанном принципе международного права «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), закрепленном в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, согласно которому каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
Конституционный Суд также отмечает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование учитывает правовые позиции Конституционного Суда, изложенные в ранее принятых решениях.
В частности, в решении от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018 Конституционным Судом указано, что наряду с актами внутригосударственного законодательства Республики Беларусь в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования входят международные договоры. Исходя из положений статей 7, 8 и 21 Конституции, нормы международных договоров являются источником действующего права и должны непосредственно применяться при регулировании общественных отношений.
4. Законом (пункт 1 статьи 1) статья 2 Закона об ОРД дополняется термином «компьютерная информация» и его определением как сведений, воспринимаемых (воспринятых) комплексом программно-технических средств, а также уточняется термин «оперативно-служебные документы», к которым наряду с иными документами относится запрос в электронном виде.
В статью 15 Закона об ОРД вносятся изменения, согласно которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности наделяются правами: создавать и (или) использовать базы данных (учеты), информационные системы, средства негласного получения (фиксации) информации и иные средства в соответствии с данным Законом и иными актами законодательства; получать безвозмездно сведения из баз данных (учетов), информационных систем путем удаленного доступа и (или) на материальных носителях информации от организаций, которые являются собственниками этих баз данных (учетов), информационных систем, в случаях, установленных законодательными актами, и порядке, определенном законодательством (пункт 7 статьи 1 Закона).
Кроме того, Законом (пункты 10, 15 и 17 статьи 1) в Закон об ОРД вносятся изменения, предусматривающие возможность доступа к компьютерной информации в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как сбор образцов, исследование предметов и документов, оперативный осмотр, проверочная закупка, контроль в сетях электросвязи (статьи 18, 23, 24, 26, 28 и 31).
Оценивая конституционность приведенных положений Закона, Конституционный Суд отмечает, что совершенствование цифровых информационных технологий обусловливает их широкое использование во многих областях жизнедеятельности государства и общества. Повсеместное распространение компьютерной техники и расширение ее функциональных задач объективно приводит к использованию цифровых информационных технологий и правонарушителями при совершении противоправных деяний. Указанное обусловливает необходимость применения цифровых информационных технологий, включая операции с компьютерной информацией, в процессе противодействия преступности, в том числе в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Конституционный Суд считает, что положения Закона, регулирующие использование компьютерной информации, в том числе запросов в электронном виде, при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, согласуются с нормами Конституции, предусматривающими, что Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание, что компьютерная информация, полученная в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, может являться охраняемым законом объектом в связи с наличием в ней персональных данных и информации о частной жизни гражданина, образующих личную тайну. Согласно абзацу пятому статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» правовое регулирование информационных отношений должно осуществляться в том числе на основе принципа защиты информации о частной жизни физического лица и персональных данных.
В ряде решений Конституционного Суда изложена правовая позиция о необходимости обеспечения прав граждан на защиту от неправомерного или произвольного вмешательства в их личную жизнь, в частности, обращено внимание на то, что сбор, обработка, использование и хранение персональных данных должны осуществляться лишь для правомерного исполнения функций органами, использующими такие данные, быть необходимыми для достижения целей их сбора и обработки (решения от 8 июня 2018 г. № Р-1126/2018, от 27 декабря 2018 г. № Р-1161/2018, от 10 июня 2019 г. № Р-1172/2019 и от 10 декабря 2019 г. № Р-1199/2019).
Подтверждая данную правовую позицию, Конституционный Суд отмечает, что задачей информационной безопасности является совершенствование защиты информационной инфраструктуры не только техническими, но и правовыми средствами. В нормативных правовых актах необходимо, руководствуясь установленным статьей 7 Конституции принципом верховенства права, четко, полно и последовательно определять виды информации, которые требуют правовой охраны, формы ее предоставления, порядок ее хранения и использования.
Конституционный Суд также считает, что при использовании органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, персональных данных и информации о частной жизни лица необходимо обеспечивать защиту их конфиденциальности, что согласуется с нормами Конституции, предусматривающими обязанность государства обеспечивать неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 25) и право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28), в их системной взаимосвязи с абзацем пятым статьи 4 Закона «Об информации, информатизации и защите информации», которым установлен принцип защиты при правовом регулировании информационных отношений информации о частной жизни физического лица и персональных данных.
В Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2018 году» отмечено, что, учитывая усиление роли информатизации и цифровизации на современном этапе, правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере должно являться приоритетным; с этой целью необходимо принятие нормативных правовых актов, направленных на защиту персональных данных граждан, обеспечение информационного суверенитета и кибербезопасности страны.
5. Законом (пункты 7, 8, 22 и 25 статьи 1) в статьи 15, 16, 39 и 42 Закона об ОРД вносятся изменения, уточняющие права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, основания, порядок и сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий при применении мер по обеспечению безопасности граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, иных граждан в соответствии с законодательными актами, их близких, а равно при сборе сведений для принятия решений о применении мер по обеспечению безопасности указанных категорий лиц.
Конституционный Суд считает, что приведенные нормы Закона, гарантирующие безопасность граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, иных граждан в соответствии с законодательными актами, их близких создают необходимые условия повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности в целях противодействия преступности и реализации положений статей 1, 2, 21 и 23 Конституции, обязывающих государство обеспечивать на своей территории должный правопорядок, права и свободы граждан Республики Беларусь, а также национальную безопасность.
6. В статьи 19, 22, 26–32, 34, 36, 37 Закона об ОРД, регулирующие проведение таких оперативно-розыскных мероприятий, как наведение справок, оперативный осмотр, наблюдение, проверочная закупка, контролируемая поставка, слуховой контроль, контроль в сетях электросвязи, контроль почтовых отправлений, оперативный эксперимент, в том числе в отношении отдельных категорий граждан и в случаях, не терпящих отлагательства, вносятся изменения, предусматривающие случаи их проведения с санкции прокурора или его заместителя, а также обязательное уведомление прокурора или его заместителя по отдельным вопросам проведения и прекращения оперативно-розыскных мероприятий (пункты 11, 14, 17, 19, 20 статьи 1 Закона).
В частности, Законом закрепляется положение о необходимости уведомления прокурора или его заместителя о прекращении проведения проверочной закупки и контролируемой поставки (пункт 17 статьи 1), так как проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий связано с элементами искусственного создания обстановки, способствующей вовлечению граждан в совершение противоправных деяний.
Конституционный Суд полагает, что осуществляемое правовое регулирование обеспечивает усиление прокурорского надзора на различных стадиях и этапах проведения оперативно-розыскных мероприятий, что является юридически необходимым и социально оправданным, поскольку результаты оперативно-розыскных мероприятий могут являться основными источниками доказательств в уголовном процессе. Данное законодательное регулирование согласуется с установленной Конституцией функцией прокуратуры осуществлять надзор за исполнением законов при расследовании преступлений (часть вторая статьи 125), а также с требованием части первой статьи 59 Конституции, обязывающим государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Исходя из анализа содержания норм Закона, Конституционный Суд считает, что Законом в целях обеспечения законности и правопорядка, прав и законных интересов физических и юридических лиц, противодействия преступности совершенствуются правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности путем регламентации вопросов использования субъектами оперативно-розыскной деятельности современных информационных технологий, уточнения требований к проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также форм и методов осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, что согласуется с положениями частей первой и третьей статьи 1, части первой статьи 2, частей первой и второй статьи 7, части первой статьи 21, части первой статьи 25, статьи 28, части первой статьи 59, части второй статьи 125 Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич