Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 декабря 2020 г. № Р-1250/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений».

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (далее ‒ Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования правовых основ функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений с учетом правоприменительной практики, а также согласования норм Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» с нормами иных законодательных актов.

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции:

устанавливающих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1);

определяющих, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21);

предусматривающих, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности; каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на его честь и достоинство (часть первая статьи 25, статья 28);

гарантирующих права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), в том числе право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды, и устанавливающих обязанность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (части первая и вторая статьи 34);

устанавливающих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Законом (статья 1) Закон «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» излагается в новой редакции (далее – Закон о регистрации правонарушений). Нормами статей 1, 8, 10–15 Закона о регистрации правонарушений, в частности, уточняются перечни правонарушений и сведений о них, подлежащих регистрации и учету в едином государственном банке данных о правонарушениях (далее также – Банк данных); устанавливается возможность для органов уголовного преследования, органов, ведущих административный процесс, и судов в электронной форме осуществлять регистрацию правонарушений непосредственно в Банке данных; уменьшается общий срок хранения сведений об административных правонарушениях, помещенных в Банк данных; совершенствуется порядок предоставления сведений о правонарушениях государственным органам и иным организациям Республики Беларусь, государственным органам и иным организациям иностранных государств, международным организациям, а также адвокатам, нотариусам и иным физическим лицам.

2.1. В статье 1 Закона о регистрации правонарушений предусматривается определение термина «предоставление сведений о правонарушениях» как действий, направленных на ознакомление со сведениями, хранящимися в едином государственном банке данных о правонарушениях, определенного лица или круга лиц либо на подтверждение отсутствия таких сведений, а в главе 5 регламентируется порядок предоставления сведений о правонарушениях (статьи 12–15).

В Законе о регистрации правонарушений устанавливается порядок предоставления сведений о правонарушениях государственным органам, иным организациям и должностным лицам.

Согласно части первой статьи 12 Закона о регистрации правонарушений предоставление сведений о правонарушениях (за исключением обезличенных персональных данных) государственным органам и иным организациям осуществляется органами внутренних дел с согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, кроме случаев, предусмотренных данным Законом и иными законодательными актами.

Частью второй указанной статьи определяется, что предоставление сведений о правонарушениях без согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, допускается: для осуществления правосудия; для исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов; в целях ведения криминалистических учетов; для целей осуществления оперативно-розыскной деятельности; для осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законодательства на территории Республики Беларусь; при реализации норм законодательства о выборах; в случаях, предусмотренных законодательством в области национальной безопасности; в случаях, предусмотренных законодательством об обороне; в случаях, предусмотренных законодательством о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму; в случаях, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией; для целей ведения административного и (или) уголовного процесса, а также исполнения административных взысканий, наказаний и иных мер уголовной ответственности; в соответствии с законодательными актами, если права лиц, о которых запрашиваются сведения, могут быть ограничены в связи с привлечением их к административной и (или) уголовной ответственности.

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование, предусматривающее предоставление государственным органам, иным организациям, должностным лицам сведений о правонарушениях, хранящихся в Банке данных, без согласия физических или юридических лиц, в определенной мере ограничивает конституционное право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28 Конституции). Вместе с тем такое ограничение обусловлено необходимостью эффективного противодействия противоправным формам поведения, соразмерно конституционно определенным интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23 Конституции), а также соответствует части третьей статьи 18 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», согласно которой порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь.

Наряду с этим Конституционный Суд отмечает, что, исходя из конституционных положений об установлении в Республике Беларусь как правовом государстве верховенства права; об обеспечении прав, свобод человека и гарантий их реализации как высшей ценности и цели общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2, часть первая статьи 7 Конституции), ограничение конституционных прав граждан не может быть произвольным.

Конституционный Суд неоднократно формулировал правовые позиции по аналогичным вопросам (решения от 8 июня 2018 г. № Р-1126/2018, от 27 декабря 2018 г. № Р-1162/2018, от 10 июля 2019 г. № Р-1188/2019 и др.), обращая внимание на необходимость такого законодательного регулирования и соответствующей правоприменительной практики в сфере оборота персональных данных, которые исключали бы действия с  персональными данными, не обусловленные законодательно установленными целями их сбора, хранения и использования, правомерным исполнением функций органами, обладающими законными полномочиями на их сбор, хранение и использование.

В связи с этим сведения о правонарушениях, хранящиеся в Банке данных, должны предоставляться государственным органам и иным организациям в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами, в пределах и объеме, необходимых для выполнения возложенных на них задач.

2.2. Согласно части третьей статьи 3 Закона о регистрации правонарушений вопросы функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, не урегулированные данным Законом и иными законодательными актами, регулируются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Нормами указанного Закона предусматривается делегирование Совету Министров нормотворческих полномочий по определению порядка осуществления различных действий, связанных с формированием Банка данных и его использованием (часть пятая статьи 10, часть шестая статьи 11, части пятая и седьмая статьи 12, части третья и пятая статьи 14 и часть седьмая статьи 15).

Конституционный Суд обращает внимание, что при реализации делегируемых Правительству полномочий по принятию (изданию) соответствующего нормативного правового акта следует исходить из выявленного конституционно-правового смысла данного Закона, не допуская снижения устанавливаемого им уровня защиты прав и свобод человека и гарантий их реализации.

2.3. Законодателем регулируется порядок предоставления сведений о правонарушениях адвокатам и нотариусам.

В части первой статьи 14 Закона о регистрации правонарушений устанавливается, что предоставление сведений о правонарушениях (за исключением обезличенных персональных данных) адвокатам и нотариусам осуществляется органами внутренних дел с согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, кроме случаев, предусмотренных данным Законом.

Частью второй указанной статьи определяется, что предоставление сведений о правонарушениях без согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, допускается: адвокатам ‒ для оказания юридической помощи по уголовному делу либо делу об административном правонарушении в отношении подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, лиц, в отношении которых ведется административный процесс, задержанных либо к которым применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства либо в связи с нахождением в международном розыске в целях выдачи, а также в случаях, предусмотренных законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и  финансирования распространения оружия массового поражения; нотариусам ‒ для удостоверения сделки, доверенности, оформления наследственных прав в отношении умершего физического лица, супруга (супруги), в том числе бывшего супруга (супруги), и наследников умершего физического лица, для совершения исполнительной надписи в отношении должника, а также в случаях, предусмотренных законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Конституционный Суд отмечает, что адвокатура и нотариат выполняют в правовом государстве конституционно значимые правозащитные функции, которые выражаются в оказании квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и законных интересов.

Предоставление нормами Закона о регистрации правонарушений дополнительных полномочий адвокатуре и нотариату способствует созданию необходимых условий для более полной реализации стоящих перед ними задач, определенных законодательством, что соответствует положениям Конституции о Республике Беларусь как правовом государстве, которое обеспечивает законность и правопорядок (часть первая и третья статьи 1), о праве каждого на юридическую помощь (статья 62), об осуществлении правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе (часть первая статьи 115).

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Законом осуществляется системное и комплексное правовое регулирование отношений, связанных с регистрацией и учетом правонарушений и лиц, их совершивших, порядка предоставления сведений о правонарушениях заинтересованным субъектам, которое необходимо для повышения эффективности борьбы с преступностью и профилактики правонарушений, что согласуется с принципами и нормами Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и  учета правонарушений» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                               П.П.Миклашевич