Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 декабря 2020 г. № Р-1249/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О введении в действие кодексов»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О введении в действие кодексов».

Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О введении в действие кодексов» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О введении в действие кодексов» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Закон, положениями которого устанавливается  порядок введения в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  (далее – ПИКоАП), принят в целях реализации раздела IV КоАП и статьи 25.1 ПИКоАП соответственно, определивших, что эти кодексы вводятся в действие специальным законом.

1. Статьей 1 Закона предусматривается введение в действие КоАП и ПИКоАП с 1 марта 2021 г.

В связи с введением в действие КоАП и ПИКоАП признаются утратившими силу: Кодекс об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г., а также все законы (их отдельные положения) о внесении изменений в данный Кодекс в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г.; Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г., а также все законы (их отдельные положения) о внесении изменений в данный Кодекс в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г.; Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» (статья 2 Закона).

Согласно статье 3 Закона до приведения законодательства в соответствие с КоАП и ПИКоАП акты законодательства, за исключением указанных в статье 2 данного Закона, применяются в той части, в которой они не противоречат КоАП и ПИКоАП, если иное не предусмотрено Конституцией.

Конституционный Суд отмечает, что оставление в системе правового регулирования актов законодательства на период со дня введения в действие КоАП и ПИКоАП до приведения законодательства в соответствие с этими кодексами при соблюдении указанных в статье 3 Закона условий обусловлено необходимостью недопущения пробелов в  правовом регулировании и обеспечения тем самым правовой определенности с целью гарантирования и защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Конституционный Суд полагает, что приведенные нормы Закона соответствуют положениям Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21); Конституция обладает высшей юридической силой; законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией; в случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция (части первая и вторая статьи 137).

2. Согласно части шестой статьи 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

В развитие данной конституционной нормы пунктом 1 статьи 66 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» установлено, что нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц; нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу.

В соответствии с частью 2 статьи 1.9 КоАП акт законодательства имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о  наложении административного взыскания или применении профилактических мер воздействия не исполнено, в случаях, когда он: 1) устраняет противоправность соответствующего деяния; со дня вступления в силу такого акта законодательства деяние, совершенное до момента вступления этого акта в силу, не является административным правонарушением; 2) смягчает или отменяет административную ответственность; 3) иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.

Конституционный Суд отмечает, что в Республике Беларусь как демократическом правовом государстве привлечение виновного лица к  административной ответственности, являющейся разновидностью публично-правовой ответственности, осуществляется на основании закона, действовавшего на момент совершения им противоправного деяния (действия, бездействия). Наряду с этим, исходя из конституционного принципа гуманизма, на такое лицо распространяются изменения закона, обусловленные снижением общественной опасности наказуемого деяния и устранением либо ослаблением вследствие этого административной ответственности.

В соответствии с приведенными нормами Конституции и законов статьями 4 и 5 Закона определяется действие обратной силы КоАП.

2.1. Согласно статье 4 Закона с 1 марта 2021 г. подлежат прекращению дела об административных правонарушениях, которые согласно КоАП, другим законодательным актам, предусматривающим административную ответственность, не являются административными правонарушениями, а также дела об административных правонарушениях, по которым истекли сроки наложения административных взысканий, установленные статьей 7.6 КоАП.

С 1 марта 2021 г. не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся административными правонарушениями в соответствии с КоАП, другими законодательными актами.

Таким образом, Законом устанавливаются условия действия обратной силы КоАП, других законодательных актов и определяются юридические последствия их применения.

При оценке приведенных норм Закона Конституционный Суд отмечает, что, обладая в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 и пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции дискреционными полномочиями по выработке законотворческих решений, в том числе устанавливающих порядок принятия законов, Парламент ограничен принципами и нормами Конституции.

Конституционный Суд считает, что определяемое Законом регулирование обеспечивает баланс конституционных ценностей, исходя из положений части первой статьи 2 и части первой статьи 21 Конституции, закрепивших, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства.

2.2. Согласно статье 5 Закона вынесенные до 1 марта 2021 г. и неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий подлежат пересмотру в случаях, когда нормы КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами Кодекса об административных  правонарушениях от 21 апреля 2003 г.

Конституционный Суд констатирует, что данная норма Закона основана на части шестой статьи 104 Конституции и соответствует части второй статьи 59 Конституции, установившей обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Исходя из взаимосвязанных положений части третьей статьи 21, статьи 22, части второй статьи 59, части шестой статьи 104 Конституции в целях обеспечения реализации принципов законности, справедливости, гуманизма и равенства перед законом, Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей на то, что при пересмотре в соответствии со статьей 5 Закона постановлений о наложении административных взысканий должны быть применены общие и особенные правила наложения административного взыскания, а также учтены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

3. Статьей 6 Закона определяется передача не рассмотренных до 1 марта 2021 г. дел об административных правонарушениях, а также дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5 Закона, государственным органам (государственным организациям), должностным лицам, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях, судам, государственным органам (государственным организациям), должностным лицам,  уполномоченным на подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению, рассмотрение указанных дел в соответствии с ПИКоАП, декретами, указами Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено частью первой статьи 4 Закона.

Конституционный Суд полагает, что приведенная норма Закона имеет целью обеспечение в Республике Беларусь законности и правопорядка, гарантирование прав и свобод человека и гражданина и соответствует части третьей статьи 1, части первой статьи 2, части третьей статьи 21 и части второй статьи 59 Конституции.

Таким образом, нормы Закона, которыми определяются порядок и  условия введения в действие КоАП и ПИКоАП, обеспечивают реализацию конституционного принципа верховенства права, гарантируют защиту прав и свобод граждан, интересов общества и  государства, прав и законных интересов юридических лиц и согласуются с принципами и нормами Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О введении в действие кодексов» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                  П.П.Миклашевич