26 декабря 2020 г. № Р-1246/2020
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования государственного регулирования отношений в области торговли и общественного питания с учетом практики применения Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», а также приведения его в соответствие с иными законодательными актами.
Законом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» путем изложения его в новой редакции (далее – Закон о торговле).
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона исходя из положений Конституции:
предусматривающих, что Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1), в котором устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
устанавливающих, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая, четвертая и пятая статьи 13);
определяющих, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21); государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению, защиту собственности, приобретенной законным способом (части первая и третья статьи 44);
закрепляющих, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Положениями Закона уточняются полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование в области торговли и общественного питания.
2.1. В соответствии с Законом о торговле полномочия Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) в области торговли и общественного питания дополняются правами по разработке и утверждению порядка включения товаров в перечень товаров с указанием их количества и разновидностей, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментный перечень товаров, и исключения товаров из него, а также по установлению норм товарных потерь (статья 7). Одновременно из полномочий МАРТ исключаются функции по разработке и утверждению совместно с заинтересованными государственными органами рационов (норм) питания для категорий населения, финансирование питания которых полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств; технологических требований к организации процессов продажи товаров, производству продукции общественного питания и контролю ее качества; классификации объектов общественного питания по классам, а также критериев отнесения объектов общественного питания к классам и подразделения их на типы; перечня продукции общественного питания с указанием количества ее наименований, а также перечня товаров с указанием количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов, иных разновидностей товаров), подлежащих включению субъектами общественного питания в ассортиментный перечень продукции общественного питания.
К полномочиям городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городе Минске относится согласование режима работы расположенных на соответствующей территории розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков после 23.00 и до 7.00 (пункт 2 статьи 8 Закона о торговле).
Конституционный Суд считает, что изменения, вносимые Законом, которыми совершенствуется государственное регулирование в области торговли и общественного питания, согласуются с положениями Конституции об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; об обязанности государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности; об ответственности этих органов и лиц за действия, нарушающие права и свободы личности (статья 59); об осуществлении Правительством Республики Беларусь иных полномочий, возложенных на него в том числе законами (абзац десятый статьи 107); о решении местными исполнительными и распорядительными органами в пределах компетенции вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (статья 120).
2.2. Пунктом 1 статьи 7, пунктом 3 статьи 8 Закона о торговле к полномочиям МАРТ, местных исполнительных и распорядительных органов относятся осуществление контроля за соблюдением законодательства в области торговли и общественного питания в порядке, установленном законодательными актами; вынесение субъектам торговли, субъектам общественного питания, должностным лицам субъектов торговли, субъектов общественного питания, администрациям торговых центров, администрациям рынков предписаний об устранении установленных в ходе проведения проверок нарушений законодательства в области торговли и общественного питания; в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, вынесение предложений о приостановлении деятельности до устранения нарушений, послуживших основанием для вручения (направления) предложений, а также предписаний о приостановлении производства и (или) реализации товаров до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения таких предписаний.
Конституционный Суд отмечает, что приведенные нормы Закона, способствующие своевременному выявлению и пресечению нарушений в области торговли и общественного питания, устранению их вредных последствий, обеспечивают достижение баланса частных и публичных интересов, не затрагивают само существо конституционных гарантий свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, являются социально оправданными и необходимыми для защиты других конституционно значимых интересов – жизни и здоровья населения, гарантируемых статьями 24 и 45 Конституции.
3. Законом предусматривается ряд изменений, касающихся правового регулирования порядка и условий осуществления торговой деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о торговле, регулирующей правила установления режима работы, субъекты торговли, субъекты общественного питания, администрации торговых центров, администрации рынков самостоятельно устанавливают режим работы принадлежащих им торговых объектов, объектов общественного питания, режим работы без использования торгового объекта, режим работы торговых центров, рынков без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами, за исключением режима работы розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков после 23.00 и до 7.00. При этом действие данного пункта не распространяется на магазины беспошлинной торговли, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, режим работы которых устанавливается в соответствии с законодательными актами.
Новой редакцией статьи 20 Закона о торговле устанавливается, что сведения, предусмотренные пунктом 1 этой статьи, вносятся в Торговый реестр на основании информации, содержащейся в соответствующих уведомлениях (для включения сведений в Торговый реестр и др.), которые представляются субъектами торговли, субъектами общественного питания, администрациями торговых центров, администрациями рынков в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городе Минске (пункты 4 и 5).
Согласно статье 10 Закона о торговле при организации и осуществлении торговли субъекты торговли самостоятельно устанавливают: вид торговли – розничная торговля, оптовая торговля; форму торговли – торговля на ярмарках, аукционах, торговых местах, развозная торговля, разносная торговля, дистанционная торговля, иные формы торговли в соответствии с классификацией, устанавливаемой Министерством антимонопольного регулирования и торговли; способ торговли – с использованием торгового объекта, без использования торгового объекта; виды и типы торговых объектов в соответствии с классификацией, устанавливаемой Министерством антимонопольного регулирования и торговли; порядок и условия осуществления торговли и др. (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 11 Закона о торговле субъекты общественного питания наделяются правом самостоятельно устанавливать ассортимент продукции общественного питания; ассортимент товаров; способ осуществления общественного питания – в объекте общественного питания, вне объекта общественного питания; меню; перечень оказываемых услуг, связанных с осуществлением общественного питания, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, и др.
Положениями Закона о торговле, определяющими порядок установления ассортиментного перечня товаров, предусматривается, что субъект розничной торговли обязан обеспечить наличие в продаже в торговом объекте товаров, включенных в ассортиментный перечень товаров, за исключением случаев, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров, если это нарушение не является следствием нарушения условий такого договора субъектом розничной торговли (пункт 6 статьи 18).
Конституционный Суд считает, что в силу положений статьи 13 во взаимосвязи с пунктом 2 части первой статьи 97 и пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции законодатель вправе определять порядок и условия торговли как вида предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров. Совершенствование правового регулирования отношений в области торговли и общественного питания для реализации отвечающей интересам и потребностям общества государственной экономической политики в данной сфере способствует реализации прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих общественное питание, соблюдению баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечению при этом соблюдения прав и законных интересов населения, что согласуется с положением Конституции о том, что Республика Беларусь является социальным государством.
4. В Законе о торговле определяются требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров.
Пунктом 3 статьи 19 указанного Закона закрепляется, что цена договора, предусматривающего поставки продовольственных товаров, заключаемого между поставщиком продовольственных товаров и субъектом торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами, субъектом общественного питания, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора, предусматривающего поставки продовольственных товаров, если иное не установлено законодательством о ценообразовании.
Согласно пункту 4 статьи 19 Закона о торговле не допускается установление субъектом торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъектом общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщиком продовольственных товаров в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, следующих положений: запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение сторонами указанного запрета; условия о внесении поставщиком продовольственных товаров платы за право поставок этих товаров в функционирующие или создаваемые торговые объекты, объекты общественного питания, а также за изменение ассортимента товаров; обязательства поставщика продовольственных товаров возмещать убытки в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на данные товары к субъекту торговли, субъекту общественного питания, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика продовольственных товаров, и др.
В статье 19 Закона о торговле закрепляется также положение, согласно которому субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, сети общественного питания, запрещается навязывать контрагенту условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных субъектом торговли, субъектом общественного питания, срок годности (срок хранения) которых истек, а также о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока (пункт 5).
Наряду с законодательными нормами, предусматривающими запрет на установление сторонами в договорах вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в части второй пункта 7 статьи 19 Закона о торговле определяется, что законодательными актами могут устанавливаться иные запреты на выплату поставщиками отдельных видов продовольственных товаров любых видов вознаграждений.
Конституционный Суд считает, что положения статьи 19 Закона о торговле, предусматривающие правовой механизм обеспечения добросовестной конкуренции, являются обоснованными и правомерными. Установление в Законе о торговле условий, которые не могут включаться в содержание договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров, способствует исключению случаев создания препятствий для доступа на товарный рынок, в том числе путем принуждения контрагента к включению в договор невыгодных для него условий, тем самым обеспечивая защиту прав и законных интересов других лиц, что соответствует положениям Конституции о предоставлении всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (часть четвертая статьи 13); о праве собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (части первая и вторая статьи 44).
5. В Законе о торговле предусматриваются требования к субъектам торговли, субъектам общественного питания, поставщикам продовольственных товаров, направленные на защиту конкуренции.
В статье 24 данного Закона устанавливается, что субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами, субъектам общественного питания запрещается совершать действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В указанной статье Закона о торговле закрепляются также положения о запрете навязывать контрагенту условие об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность (абзац третий подпункта 2.2 пункта 2); о направлении субъектом торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, доля которого в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров за предыдущий финансовый год превысила двадцать процентов, информации о размере доли в МАРТ, а также в областной, городской (включая Минский городской), районный исполнительные комитеты, в границах которых доля превысила двадцать процентов (пункт 4); о запрете указанному субъекту совершать сделки или иные действия, направленные на увеличение торговой площади, который действует до момента, когда за очередной финансовый год доля этого субъекта составит двадцать или менее процентов (пункт 5).
Конституционный Суд считает, что приведенные нормы Закона о торговле направлены на создание и поддержание оправданных и равных возможностей для всех участников экономических отношений, установление эффективных правовых механизмов защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности от противоправных действий, в особенности субъектов, занимающих доминирующее положений на рынке. Устанавливаемое правовое регулирование способствует развитию благоприятной конкурентной среды, защите прав и законных интересов покупателей, обеспечению доступности товаров для населения и согласуется с положениями статьи 13 Конституции.
6. В статье 1 Закона о торговле приводятся определения таких используемых в нем основных терминов, как «администрация рынка», «администрация торгового центра», «летняя площадка (продолжение зала)», «передвижной объект общественного питания», «передвижной торговый объект», «торговля», «рынок» и др.
Уточнение Законом о торговле терминов, используемых в этом Законе, и их определений, введение новых терминов и их определений обусловлены необходимостью приведения их в соответствие с практикой применения, обеспечения доступности восприятия законодательных положений. В частности, термин «передвижной торговый объект» определяется как торговый объект, представляющий собой специально оборудованное для продажи товаров транспортное средство или его часть, а термин «передвижной объект общественного питания» – как объект общественного питания, представляющий собой специально оборудованное для осуществления общественного питания транспортное средство, в том числе автомобиль, мотоцикл, мопед, прицеп и полуприцеп, велосипед, веломобиль и иное транспортное средство, или его часть (подпункты 1.15 и 1.16 пункта 1 статьи 1 Закона о торговле).
Конституционный Суд отмечает, что при законодательном определении и уточнении используемых в Законе о торговле терминов, способствующем однозначному их пониманию и формированию единообразной правоприменительной практики, реализуются принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и принцип правовой определенности как один из неотъемлемых его элементов, предполагающий ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм.
Таким образом, положениями Закона совершенствуются правовые основы регулирования торговли и общественного питания для повышения эффективности управления в данной области, упрощения условий осуществления торговой деятельности, минимизации административного воздействия на нее, развития конкуренции, обеспечения соблюдения прав и законных интересов субъектов торговли и общественного питания, улучшения уровня жизни населения, что согласуется с принципами и нормами Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич