26 декабря 2020 г. № Р-1245/2020
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле».
Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Положениями Закона в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) вносятся изменения, обусловленные необходимостью дальнейшего совершенствования его норм с учетом правоприменительной практики, уточнения компетенции государственных органов в данной области и в целях конкретизации порядка оказания услуг, связанных с организацией похорон, обеспечения надлежащего содержания и благоустройства мест погребения.
1. Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», осуществляет проверку конституционности Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства и непосредственного действия конституционных положений. При этом Конституционный Суд оценивает соответствие Закона конституционным требованиям с учетом положений Конституции:
провозглашающих Республику Беларусь социальным правовым государством (часть первая статьи 1); устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права (часть первая статьи 7);
определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
предусматривающих, что государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть вторая статьи 13);
устанавливающих, что государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (статья 15);
закрепляющих обязанность государства обеспечивать неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 25);
предусматривающих, что местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов (статья 120).
2. Законом (пункт 2 статьи 1) статья 3 Закона о погребении излагается в новой редакции, согласно которой отношения в области погребения и похоронного дела регулируются законодательством в области погребения и похоронного дела, а также международными договорами Республики Беларусь; законодательство в области погребения и похоронного дела основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона о погребении, иных актов законодательства, в том числе в области увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн; если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе о погребении, то применяются правила международного договора.
При оценке конституционности указанных положений Закона Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, изложенную им в решении от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018. Суть данной правовой позиции заключается в том, что наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.
3. Положениями статьи 1 Закона уточняется компетенция местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня, поселковых, сельских исполнительных комитетов в области погребения и похоронного дела, в том числе по организации работ по содержанию и благоустройству мест погребения (пункты 3, 11, 15, 19, 26 и 28). Статья 25 Закона о погребении дополняется нормой, согласно которой местными Советами депутатов базового территориального уровня с учетом интересов граждан, проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы, может быть принято решение об открытии ранее закрытых мест погребения. Пунктом 17 статьи 1 Закона предусматривается, что в случае неустановления личности самовольно захороненного умершего специализированная организация передает соответствующие сведения в местные исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня для принятия решения о перезахоронении тела (останков) такого умершего на специально отведенный для этих целей участок.
В соответствии с изменениями, вносимыми Законом в статью 5 Закона о погребении, к исключительной компетенции поселковых, сельских исполнительных комитетов, специализированных организаций, администрации зон отчуждения и отселения в организации похоронного дела отнесено резервирование мест в колумбарии, участков для захоронения, в том числе дополнительной территории к ранее предоставленным участкам для захоронения (пункт 3 статьи 1). Законом также определяется, что местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции организуют работы по содержанию и благоустройству мест погребения на территории соответствующей административно-территориальной единицы, в том числе с учетом местных обычаев и традиций; организация работ по содержанию и благоустройству мест погребения осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня, поселковыми, сельскими исполнительными комитетами, на территориях административно-территориальных единиц которых находятся места погребения (пункты 11 и 15 статьи 1).
Конституционный Суд считает, что вносимые законодателем изменения в правовое регулирование компетенции местных Советов депутатов и исполнительных комитетов базового территориального уровня, поселковых, сельских исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающие надлежащее содержание и благоустройство мест погребения, соответствуют положениям Конституции, согласно которым государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая статьи 7); органы местного управления и самоуправления решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (статья 120).
При этом Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, сформулированную в решении от 11 декабря 2019 г. № Р-1208/2019, суть которой заключается в том, что право исполнительных комитетов соответствующих уровней и местных администраций привлекать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к выполнению работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на соответствующих территориях, организовывать работу по благоустройству таких территорий основывается на принципах социального партнерства, социальной ответственности всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и отвечает положениям Конституции, согласно которым государство обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая статьи 13), охрана природной среды – долг каждого (статья 55).
4. Для обеспечения соблюдения требований к содержанию и благоустройству мест погребения Законом закрепляются нормы об определении организаций и лиц, ответственных за содержание и благоустройство мест погребения, предусматриваются требования к погребению, устанавливаются запреты, действующие на территории мест погребения (пункты 15 и 27 статьи 1).
Согласно Закону содержание и благоустройство мест погребения осуществляются специализированными организациями, лицами, ответственными за содержание и благоустройство мест погребения; лица, ответственные за содержание и благоустройство места погребения, определяются в сельских населенных пунктах поселковыми, сельскими исполнительными комитетами, на территории административно-территориальной единицы которых находится место погребения. В соответствии с пунктом 15 статьи 1 Закона на территории мест погребения запрещается превышать установленный размер предоставленного участка для захоронения; устанавливать, размещать элементы благоустройства, иные сооружения, а также выполнять работы по благоустройству территории вне пределов предоставленного участка для захоронения; повреждать и разрушать надмогильные сооружения и насаждения, осуществлять выпас домашних животных и выгул собак; производить посадку деревьев и иных насаждений вне специально отведенных мест.
В статье 36 Закона о погребении предусматриваются способы захоронения тела (останков) умершего: предание тела (останков) умершего земле (помещение тела (останков) умершего в гробах (саванах) в землю на кладбище, склеп); предание тела (останков) умершего огню (кремация с последующим помещением урны с прахом (пеплом) в колумбарий, в землю на кладбище, склеп). Закон о погребении дополняется положением о запрете захоронения способом, не предусмотренным данным Законом (пункт 27 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что указанные изменения, вносимые законодателем в Закон о погребении, способствуют поддержанию в надлежащем состоянии территории мест погребения, созданию психологически комфортной среды для скорбящих, уважительному отношение к телу (останкам) умершего, выступающего частью его идентичности, что свидетельствует об установлении такого правового регулирования, которое, позволяя каждому человеку следовать принятым в обществе национальным и религиозным традициям и обычаям, обеспечивает ему после смерти погребение с учетом собственного волеизъявления и пожелания близких родственников, а также вселяет надежду на достойное отношение к памяти о нем, не ограниченной временными рамками его физического существования в силу ее конституционной значимости для общества и государства и после смерти, поскольку она находится в неразрывной национально-этнической и культурно-исторической связи с социумом, является составляющей присущего человеческой личности достоинства, которое подлежит уважению и защите в соответствии с частью первой статьи 25 Конституции.
При этом Конституционный Суд подтверждает сформулированную в решении от 24 декабря 2014 г. № Р-961/2014 правовую позицию, суть которой заключается в том, что государство в силу предписания части первой статьи 25 Конституции, обеспечивая неприкосновенность и достоинство личности, создает в рамках установленного правопорядка такой правовой режим, который позволяет каждому следовать общепринятым национальным и религиозным традициям, рассчитывать на то, что и после смерти личные права человека будут сохраняться, а память о нем будет находиться в непрерывной связи с текущими процессами общественной жизни, иметь социально значимый характер, обусловленный его заслугами перед обществом и государством, и тем самым гарантируется достойное отношение к памяти о человеке.
5. Законодателем уточняется правовое регулирование функций попечительских советов в области погребения и похоронного дела, предусматривается осуществление попечительскими советами анализа применения законодательства в области погребения и похоронного дела (пункт 12 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд полагает, что места погребения выполняют функцию коллективной памяти населенного пункта (города, поселка городского типа, сельского населенного пункта), сохраняющей в сознании потомков жизненный, трудовой, героический (ратный) путь умершего, что предполагает подобающее отношение всех граждан населенного пункта к содержанию и благоустройству мест погребения, надлежащее правовое отношение к ним, актуализацию законодательства в области погребения и похоронного дела с учетом социальной действительности. При этом Конституционный Суд отмечает, что деятельность попечительских советов в области погребения и похоронного дела является важной формой участия общественности на основе принципа социальной солидарности в обеспечении надлежащего отношения к местам погребения.
6. В соответствии с Законом часть четвертая статьи 29 Закона о погребении излагается в новой редакции, устанавливающей, что по выбору физического лица, взявшего на себя организацию погребения, государство гарантирует выплату пособия на погребение либо оказание гарантированных услуг по погребению на безвозмездной основе в соответствии со статьей 30 данного Закона; в пределах размера полученного пособия на погребение физическое лицо, взявшее на себя организацию погребения, имеет возможность приобрести гарантированные услуги по погребению, предусмотренные частью четвертой статьи 30 Закона о погребении; частью третьей статьи 30 Закона о погребении определяется, что в случае, если физическое лицо, взявшее на себя организацию погребения, не получило пособие на погребение, гарантированные услуги по погребению оказываются ему на безвозмездной основе с последующим возмещением специализированной организации, иному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю расходов на погребение в соответствии с Законом о погребении (пункты 21 и 22 статьи 1).
Конституционный Суд отмечает, что осуществляемым законодательным регулированием, гарантирующим выплату пособия на погребение либо оказание на безвозмездной основе гарантированных услуг по погребению физическому лицу, совершенствуется правовой механизм реализации гарантий осуществления организации погребения и обеспечивается определенность правового регулирования соответствующих отношений, что согласуется с положениями части первой статьи 1 и части первой статьи 7 Конституции.
7. Законом предусматривается перечень гарантированных услуг по погребению, место оказания этих услуг, определяется, что ассортимент товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гарантированных услуг по погребению, а также цены (тарифы) на них устанавливаются в пределах размера пособия на погребение и регулируются местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня, определяется порядок формирования тарифов на гарантированную услугу по перевозке тела (останков) умершего к месту погребения либо в крематорий автомобильным транспортом, по доставке гроба и тумбы, креста, идентификационного столбика, тарифов на гарантированную услугу по захоронению тела (останков) умершего и др. (пункты 21 и 22 статьи 1).
По мнению Конституционного Суда, приведенные нормы Закона, уточняющие перечень гарантированных услуг по погребению, место оказания этих услуг, порядок формирования цены (тарифов) на гарантированные услуги по погребению, соответствуют конституционному положению Конституции об осуществлении государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13).
Таким образом, Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемым Законом регулированием уточняются полномочия государственных органов в области погребения и похоронного дела, совершенствуется порядок деятельности по осуществлению захоронения, обеспечению функционирования мест погребения, их содержанию и благоустройству, оказанию услуг, связанных с организацией похорон, что согласуется с частью первой статьи 1, частью первой статьи 7, частью первой статьи 25 и статьей 120 Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич