26 декабря 2020 г. № Р-1243/2020
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».
Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Закон принят в целях совершенствования правового регулирования общественных отношений, связанных с внедрением в практику информационной системы в области прослеживаемости продуктов животного происхождения (далее – ИС «AITS – Прослеживаемость») в составе государственной информационной системы в области идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения.
Положениями Закона вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (далее – Закон о прослеживаемости животных и продуктов животного происхождения), обусловленные необходимостью совершенствования правового и организационного обеспечения получения достоверных сведений о животных (стадах) и продуктах животного происхождения, а также приведения норм данного Закона в соответствие с требованиями положений международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из положений Конституции, предусматривающих, что:
Республика Беларусь является социальным правовым государством (часть первая статьи 1), в котором устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства; Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (части первая и вторая статьи 8);
государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая, четвертая и пятая статьи 13);
гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе мерами по оздоровлению окружающей среды (части первая и третья статьи 45).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом (пункт 4 статьи 1) статья 3 Закона о прослеживаемости животных и продуктов животного происхождения излагается в новой редакции, определяющей, что отношения в области идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения регулируются этим Законом, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора.
При оценке конституционности указанных положений Закона Конституционный Суд учитывает правовую позицию, изложенную в решении от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018, согласно которой наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.
Конституционный Суд считает, что нормы Закона, определяющие систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения, согласуются с частью второй статьи 7 Конституции, предусматривающей, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, с положениями Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства; о праве Республики Беларусь в соответствии с нормами международного права на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (части первая и вторая статьи 8), а также отвечают общепризнанному принципу международного права «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), закрепленному в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров, в силу которого каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
3. Положениями Закона (пункты 2, 9–11 статьи 1) определяется структура государственной информационной системы в области идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения. Данная система включает ИС «AITS – Прослеживаемость» и такие государственные информационные ресурсы, как реестр владельцев животных (стад), реестр животных (стад), реестр средств идентификации. В соответствии с абзацем третьим излагаемой в новой редакции статьи 11 Закона о прослеживаемости животных и продуктов животного происхождения государственное учреждение «Центр информационных систем в животноводстве» осуществляет в соответствии с данным Законом внесение информации в ИС «AITS – Прослеживаемость», ведение реестра владельцев животных (стад), реестра животных (стад), реестра средств идентификации, внесение в них соответствующей информации, в том числе изменений и (или) дополнений в нее (пункт 9 статьи 1 Закона).
Закон о прослеживаемости животных и продуктов животного происхождения дополняется статьей 121 «ИС «AITS – Прослеживаемость», предусматривающей внесение в указанную информационную систему следующей информации: наименование, место нахождения юридического лица, являющегося изготовителем продуктов животного происхождения; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства индивидуального предпринимателя, являющегося изготовителем продуктов животного происхождения; сведения о лицах, ответственных за внесение информации в ИС «AITS – Прослеживаемость», в том числе изменений и (или) дополнений в нее, и (или) за использование такой информации; наименование, место производства, даты производства и реализации (выпуска в обращение) продуктов животного происхождения; наименование, место нахождения юридического лица, являющегося первым приобретателем произведенных продуктов животного происхождения; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства индивидуального предпринимателя, являющегося первым приобретателем произведенных продуктов животного происхождения.
В соответствии с Законом (пункт 19 статьи 1) абзац четвертый части второй статьи 22 Закона о прослеживаемости животных и продуктов животного происхождения, определяющий обязанности изготовителей продуктов животного происхождения, дополняется положением об их обязанности определить лиц, ответственных за внесение информации в ИС «AITS – Прослеживаемость», в том числе изменений и (или) дополнений в нее, и (или) за использование такой информации, лиц, ответственных за использование информации, содержащейся в реестре владельцев животных (стад), реестре животных (стад), – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также вносить в ИС «AITS – Прослеживаемость» информацию, указанную в абзацах четвертом – седьмом части второй статьи 121 данного Закона, в том числе изменения и (или) дополнения в нее.
Конституционный Суд констатирует, что Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС) государствами-участниками закреплены согласованные подходы при проведении идентификации, регистрации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения в соответствии с актами Евразийской экономической комиссии (пункт 5 статьи 56).
Положения о необходимости обеспечения прослеживаемости продуктов животного происхождения содержатся также в технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза, применение и исполнение которых в государствах-членах без изъятий является одним из принципов технического регулирования, закрепленных в подпункте 3 пункта 1 статьи 51 Договора о ЕАЭС. В частности, Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880, определено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции (пункт 3 статьи 5); для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться соответствующие процедуры, гарантирующие прослеживаемость пищевой продукции (пункт 3 статьи 10).
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), принятому Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 68, на всех стадиях процесса производства продуктов убоя и мясной продукции должна обеспечиваться их прослеживаемость (пункт 23 главы VI).
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 67, на всех стадиях процесса производства молока и молочной продукции должна обеспечиваться их прослеживаемость (абзац второй пункта 44 главы IX).
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование, предусматривающее создание ИС «AITS – Прослеживаемость», согласуется с положениями статьи 56 Договора о ЕАЭС и соответствует частям первой и второй статьи 8 Конституции.
Конституционный Суд отмечает, что создание в государствах – членах Евразийского экономического союза (далее также – ЕАЭС) единой системы комплексного контроля животных и продукции животного происхождения на основе согласованных и гармонизированных с требованиями международно-правовых актов в области идентификации, регистрации сельскохозяйственных животных и прослеживаемости продукции животного происхождения, а также с применением информационных систем и технологий позволит учитывать и прослеживать события жизненного цикла каждой единицы (партии) животных и продуктов животного происхождения от рождения до переработки и реализации, обеспечить на территории Республики Беларусь надлежащее качество продуктов и тем самым реализацию конституционных прав граждан на достойный уровень жизни и охрану здоровья.
Предусматриваемое Законом создание ИС «AITS – Прослеживаемость» является также важной мерой обеспечения перехода Республики Беларусь к цифровой экономике. Таким образом, осуществляемым Законом правовым регулированием учитывается изложенная в решении Конституционного Суда от 9 июля 2019 г. № P-1185/2019 правовая позиция, в которой обращено внимание законодателя, что в условиях, когда мировая экономика находится на этапе глубоких структурных преобразований и развития цифровой экономики, а также происходит цифровая трансформация повседневной жизни, деловой среды и государственного управления, с учетом положений Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года (утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12), разработанных с целью дальнейшего развития экономической интеграции государств – членов Союза, на законодательном уровне потребуется правовое регулирование отношений в сфере цифровизации экономики, обеспечения единого информационного пространства, которое должно привести к ускорению процессов свободного передвижения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС.
При оценке конституционности норм Закона Конституционный Суд, подтверждая правовые позиции, выраженные в решениях от 8 июня 2018 г. № Р-1126/2018, от 27 декабря 2018 г. № Р-1162/2018 и от 10 июля 2019 г. № Р-1188/2019, обращает внимание правоприменителя на необходимость при создании и функционировании ИС «AITS – Прослеживаемость» осуществлять сбор вносимой в нее информации, обработку и предоставление данных о субъектах отношений в указанной области (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц) с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено; сбор, обработка, использование и хранение персональных данных о таких субъектах должны осуществляться лишь для правомерного исполнения функций органами, использующими такие данные, быть необходимыми для достижения целей их сбора и обработки.
4. Законодателем расширяется перечень объектов идентификации и регистрации животных, вводятся новые термины «животные – гидробионты», «пушно-меховые животные» и «сельскохозяйственные животные»; положения о средствах идентификации, применяемых для идентификации животных (стад) в Республике Беларусь, дополняются указаниями на такие из них, как ошейник, ошейник с микрочипом, ножное кольцо, крылометка, табло и др. (пункты 1, 2, 5, 16 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд констатирует, что расширением положениями Закона сферы действия Закона о прослеживаемости животных и продуктов животного происхождения путем отнесения к объектам идентификации, регистрации и прослеживаемости как животных (стад) новых видов сельскохозяйственных животных, животных, не относящихся к сельскохозяйственным, – пушно-меховых животных, животных-гидробионтов, так и продуктов животного происхождения, полученных от них, нормы указанного Закона гармонизируются с законодательством Таможенного союза, Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств.
Таким образом, Конституционный Суд считает, что Законом обеспечивается прослеживаемость животных (стад) и продуктов животного происхождения на электронных носителях на всех стадиях (этапах) получения информации обо всех субъектах отношений, связанных с обращением соответствующих продуктов, выполнение обязательств, вытекающих из международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС, а также защита экономических интересов Республики Беларусь, повышение экспортного потенциала белорусских субъектов хозяйствования, формирование евразийского рынка товаров.
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции). Основанный на нем принцип правовой определенности предполагает взаимосвязь нормативных правовых актов, их согласованность между собой, ясность и точность правовых норм, исключающие их различное понимание и обеспечивающие тем самым формирование единообразной правоприменительной практики. Соблюдение принципа правовой определенности обеспечивается в том числе согласованием норм Закона с положениями иных законодательных актов, уточнением, введением новых терминов и их определений.
Таким образом, Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование имеет целью внедрение в практику информационной системы, обеспечивающей получение достоверных сведений о животных (стадах) и продуктах животного происхождения, контроль за объемами оборота продовольственного сырья животного происхождения, его качеством и безопасностью, а также гарантирующей охрану здоровья граждан, способствующей развитию предпринимательской деятельности, что согласуется с принципами и нормами Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич