30 апреля 2021 г. № Р-1266/2021
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» (далее ‒ Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования правовых основ государственной защиты должностных лиц, их близких и их имущества, в том числе с учетом практики применения Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны».
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции:
провозглашающих, что Республика Беларусь – социальное правовое государство, которое обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (статья 1);
устанавливающих, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2);
определяющих, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
гарантирующих права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);
констатирующих, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22); никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (часть вторая статьи 23);
закрепляющих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона название Закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» изменяется на название «О государственной защите» (далее – Закон о государственной защите).
2.1. Согласно преамбуле Закона о государственной защите, излагаемой в новой редакции, данный Закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, военнослужащих и лиц гражданского персонала органа государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, их близких, иных лиц, подлежащих государственной защите в связи с посягательством на их безопасность, а также направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (пункт 2 статьи 1 Закона).
Таким образом, устанавливаемым правовым регулированием предусматривается распространение действия Закона о государственной защите на военнослужащих и лиц гражданского персонала Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и их близких, а также иных лиц, подлежащих государственной защите в связи с посягательством на их безопасность.
Законодателем корректируются содержащиеся в статье 1 Закона о государственной защите определения основных терминов, применяемых в этом Законе, в том числе расширяется субъектный состав должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, подлежащих государственной защите, закрепляется определение термина «иные лица, подлежащие государственной защите в связи с посягательством на их безопасность» (пункт 3 статьи 1 Закона).
2.2. Законом расширяется сфера применения такой меры безопасности, как изменение внешности, путем распространения ее на близких защищаемого лица. В соответствии с новой редакцией статьи 14 Закона о государственной защите по заявлению или с согласия защищаемого лица, если безопасность защищаемого лица, его близкого нельзя обеспечить иными мерами, может быть произведено изменение внешности защищаемого лица, его близкого; при этом изменение внешности близкого производится только с его согласия (пункт 10 статьи 1 Закона).
В статье 1 Закона о государственной защите уточняется понятие «близкие», под которыми понимаются родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга) либо те же родственники супруга (супруги) судьи, должностного лица правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, военнослужащего или лица гражданского персонала органа государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с судьей, должностным лицом правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, военнослужащим или лицом гражданского персонала органа государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, либо иные лица, которых они обоснованно признают своими близкими (пункт 3 статьи 1 Закона).
2.3. Законом (пункт 17 статьи 1) статья 23 Закона о государственной защите, регулирующая общественные отношения, связанные с материальной компенсацией, излагается в новой редакции, согласно которой жизнь и здоровье судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов (за исключением лиц гражданского персонала органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, Следственного комитета, а также Государственного комитета судебных экспертиз, не являющихся судебными экспертами), военнослужащих органа государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, а также их близких в период применения в отношении их мер безопасности подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.
В указанной статье Закона о государственной защите устанавливаются также случаи и размеры выплат отдельным категориям граждан, предусматриваемым этим Законом, единовременного пособия. При этом выплаченные страховое обеспечение и единовременное пособие, предусмотренные частями первой – пятой данной статьи, подлежат взысканию в установленном законодательством порядке с виновных лиц в доход государства на основании решения суда по иску страховой организации или государственного органа, принявших решение о выплате единовременного пособия.
Оценивая конституционность приведенных законоположений, Конституционный Суд отмечает, что нормы части третьей статьи 1, части первой статьи 2, части третьей статьи 21, части первой статьи 59 Конституции предопределяют обязанность государства гарантировать правовую обеспеченность и правовую безопасность во всех сферах общественной жизни для достижения конституционно значимых целей и обеспечения конституционных ценностей и интересов, устанавливать механизмы реализации прав и законных интересов граждан. Данная функция государства заключается в том числе в создании действенного механизма государственной защиты, предусматривающего меры безопасности, меры правовой и социальной защиты граждан, применяемые при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан в связи с их служебной деятельностью (работой), иной деятельностью, и тем самым реализации конституционных прав граждан на жизнь и охрану здоровья, неприкосновенность личной жизни, частной собственности (часть первая статьи 24, статья 28, часть третья статьи 44, часть первая статьи 45 Конституции), обеспечивающего справедливый баланс публично-правовых и частноправовых интересов.
Реализуя закрепленное в Конституции (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98) полномочие по рассмотрению проектов законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, о принципах осуществления отношений собственности, об основах социальной защиты, законодатель для повышения уровня правовой и социальной защиты лиц, подлежащих государственной защите, и их близких, а также их имущества, укрепления законности и правопорядка, обеспечения безопасности личности, общества и государства совершенствует систему мер государственной защиты, что соответствует положениям статьи 1, части первой статьи 2, частей первой и второй статьи 7, частей первой и третьей статьи 21, части второй статьи 23, части первой статьи 59 Конституции.
По мнению Конституционного Суда, эффективное выполнение государством возложенных на него Конституцией функций и задач зависит от скоординированной и результативной деятельности всех органов государственной власти, а также гарантированности личной безопасности, правовой и социальной защиты должностных и иных лиц, выполняющих служебные обязанности в сфере осуществления судебной деятельности, охраны общественного порядка, пресечения правонарушений, выполнения иных функций, необходимых для достижения устойчивого развития общества и обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
При этом недопустимо какое-либо вмешательство в законную деятельность органов власти, воспрепятствование такой деятельности или принуждение к изменению ее характера, в том числе с применением насилия либо угрозы насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного или иного лица, выполняющих служебные обязанности, или их близких.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом о государственной защите правовое регулирование государственной защиты от посягательств на жизнь, здоровье и имущество граждан в связи с осуществлением служебной деятельности (работы), иной деятельности, в том числе связанной с отправлением правосудия, борьбой с преступлениями и другими правонарушениями, исполнением судебных постановлений и иных исполнительных документов, создает надлежащие условия для нормального функционирования государственных органов, выполнения ими задач по защите конституционного строя, обеспечения законности и правопорядка, что соответствует положениям Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич