Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 декабря 2020 г. № Р-1240/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности».

Заслушав судью-докладчика Бодак А.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона, которым вносятся изменения в ряд законов Республики Беларусь, обусловлено необходимостью согласования норм этих законов с нормами иных законодательных актов, совершенствования законодательного регулирования в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности.

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов при проверке Закона исходит из положений Конституции, согласно которым:

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, согласно которому государственные органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части четвертая и пятая статьи 13);

свобода научного, технического творчества гарантируется; государство содействует развитию научных и технических исследований на благо общих интересов (части вторая и четвертая статьи 51);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Приведенные положения частей второй и четвертой статьи 51, части пятой статьи 13 Конституции в их системной взаимосвязи с конституционными нормами части первой статьи 2, части первой статьи 59 предполагают обязанность государства принимать необходимые меры по обеспечению экономического и социального развития на основе эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества, научного и научно-технического потенциалов в целях улучшения качества жизни населения.

Такой подход к реализации указанных конституционных положений корреспондирует международно-правовым обязательствам Республики Беларусь, вытекающим из Всеобщей декларации прав человека (статья 27), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 15), Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и др.

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах участвующие в данном Пакте государства признают право каждого человека на пользование результатами научного прогресса и их практического применения; меры, которые должны быть приняты для осуществления этого права, включают мероприятия, в том числе необходимые для полного осуществления этого права, включая те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры (подпункт «b» пункта 1 и пункт 2 статьи 15); каждое участвующее в Пакте государство обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в данном Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер (пункт 1 статьи 2).

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 64/212 «Наука и техника в целях развития» от 21 декабря 2009 года рекомендовано правительствам расширять и стимулировать инвестиции в научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологически безопасных технологий и поощрять участие деловых и финансовых секторов в развитии этих технологий; международному сообществу предложено оказывать поддержку этим усилиям (пункт 6).

Составной частью Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой государствами – членами ООН в сентябре 2015 года, являются 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) и 169 подчиненных им задач, которые необходимо достичь к 2030 году.

Одна из целей – создание стойкой инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям (Цель 9) – предполагает решение следующей задачи: активизировать научные исследования, наращивать технологический потенциал промышленных секторов во всех странах, особенно развивающихся странах, в том числе путем стимулирования к 2030 году инновационной деятельности и значительного увеличения числа работников в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на 1 миллион человек, а также государственных и частных расходов на указанные работы (пункт 9.5 Приложения).

Конституционный Суд считает, что законодатель на основании статьи 7, пункта 2 части первой статьи 97, пункта 1 части первой статьи 98 Конституции обладает дискреционными полномочиями в законодательном регулировании общественных отношений в области государственной научно-технической политики, научной и инновационной деятельности с учетом баланса интересов личности, общества и государства.

3. Законом (статьи 1 и 3) в Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» (далее – Закон о научно-технической политике) и Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» вносятся изменения, в соответствии с которыми в том числе уточняются основные принципы формирования и реализации государственной научно-технической политики; корректируются основы организации и проведения государственной научной и государственной научно-технической экспертиз; государственного финансирования и использования средств на научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

3.1. Пунктом 2 статьи 1 Закона в статью 5 Закона о научно-технической политике вносятся изменения, согласно которым основные принципы формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Беларусь дополняются следующими принципами: соответствие государственной научно-технической политики приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемым и утверждаемым в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики; концентрация ресурсов на научных исследованиях и разработках по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности; интеграция науки и образования на основе различных форм участия в научных исследованиях и разработках работников научных организаций, педагогических работников и обучающихся посредством создания совместных лабораторий в учреждениях высшего образования, структурных подразделений учреждений образования на базе научных организаций.

Статья 51 Закона «О научной деятельности» излагается в новой редакции, согласно которой государственная политика в сфере научной деятельности формируется в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемыми и утверждаемыми в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (пункт 4 статьи 3 Закона).

Конституционный Суд считает, что положение об определении и утверждении приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, соответствует нормам Конституции, согласно которым Президент Республики Беларусь обеспечивает политическую и экономическую стабильность (часть вторая статьи 79), издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов (статья 85).

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование совершенствует правовые механизмы осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности для обеспечения концентрации государственных ресурсов на реализации наиболее важных и значимых направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности и обеспечивает ясность, непротиворечивость и логическую согласованность их правового регулирования, что отвечает принципу правовой определенности как важнейшему элементу конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и согласуется с нормами Конституции о содействии государством развитию научных и технических исследований на благо общих интересов (часть четвертая статьи 51).

3.2. Положениями Закона (пункт 6 статьи 1, пункт 6 статьи 3) в Закон о научно-технической политике и Закон «О научной деятельности» вносятся изменения, предусматривающие, что функционирование единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, в том числе организация и проведение этих экспертиз, обеспечивается Государственным комитетом по науке и технологиям.

Закон о научно-технической политике дополняется нормой, согласно которой выбор юридических и физических лиц для осуществления научной и научно-технической деятельности, финансируемой полностью или частично за счет бюджетных средств, а также лиц, осуществляющих изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг) в ходе выполнения заданий научно-технических программ, мероприятий по научному обеспечению государственных программ (подпрограмм), осуществляется с учетом результатов государственной научной и государственной научно-технической экспертиз (в том числе ведомственной научно-технической экспертизы), если планируемые к реализации этими лицами мероприятия (задания, проекты, планы, работы, услуги) в сферах научной и научно-технической деятельности в соответствии с порядком функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз являются объектами таких экспертиз (пункт 7 статьи 1 Закона).

Законом (пункт 2 статьи 3) в статье 3 Закона «О научной деятельности» определяется, что организация и проведение государственной научной и  государственной научно-технической экспертиз (в том числе ведомственной научно-технической экспертизы) в рамках функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз относится к видам научной деятельности.

Конституционный Суд отмечает, что предусматриваемое законодательное регулирование имеет целью повышение эффективности использования государственных средств, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, посредством принятия на основе результатов государственной экспертизы, проводимой единым государственным органом, решений о финансировании реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), способствующих внедрению передовых технологий во все сферы жизнедеятельности общества, что соответствует положениям Конституции, согласно которым свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется (часть вторая статьи 51), государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13).

3.3. Законом (пункт 10 статьи 1) статья 20 Закона о научно-технической политике излагается в новой редакции, устанавливающей, что техническое нормирование, стандартизация, оценка соответствия продукции техническим требованиям и обеспечение единства измерений в научной и научно-технической сферах осуществляются в соответствии с  актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года предусмотрена поддержка научного и инновационного развития как одно из основных направлений сотрудничества государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (статья 89).

Осуществляемое Законом правовое регулирование согласуется с  положениями Договора о Евразийском экономическом союзе и обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Беларусь в рамках Евразийского экономического союза.

Конституционный Суд полагает, что вносимые Законом изменения обеспечивают выполнение Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств и основываются на норме части первой статьи 7, части второй статьи 8 Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

4. Законом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «О Национальной академии наук Беларуси», уточняющие в том числе основные задачи и функции Национальной академии наук (далее – Академия наук), требования к ее членам, порядку взаимодействия с иными субъектами, а также формирования финансовых средств, направлений их использования.

4.1. Статьей 4 Закона предусматривается, что основными задачами Академии наук являются организация и координация фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых всеми субъектами научной деятельности, в том числе в сферах нано- и биотехнологий, робототехники; разработка совместно с заинтересованными приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности; организация и проведение исследований полярных районов Земли; обеспечение внедрения отечественных технологий в фармацевтику, агропромышленный комплекс, биотехнологическое производство, отрасли новых материалов и иные высокотехнологичные секторы экономики; проведение мониторинговых и оперативных социологических исследований (пункт 1); уточняются требования к действительным членам (академикам) и членам-корреспондентам (абзацы третий и четвертый пункта 7).

Оценивая конституционность приведенных норм Закона, Конституционный Суд полагает, что данными нормами Закона на основе принципа верховенства права (статья 7 Конституции) обеспечиваются ясность, точность и совместимость правового регулирования деятельности Академии наук как высшей государственной научной организации Республики Беларусь, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, укрепляются гарантии ее деятельности, направленной на сохранение и дальнейшее усиление научного потенциала, широкое использование достижений научно-технического прогресса для экономического, социального и культурного развития страны, что соответствует положениям частей четвертой и пятой статьи 13, частей второй и четвертой статьи 51 Конституции.

4.2. Законом (статья 6) в Закон Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Договору об Антарктике» вносится изменение, определяющее Академию наук в качестве органа, ответственного за выполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь по Договору об Антарктике от 1 декабря 1959 года. Соответствующие изменения вносятся в статьи 3 и 22 Закона «О Национальной академии наук Беларуси», которыми, в частности, предусматривается, что бюджетные средства могут использоваться также на обеспечение функционирования государственного учреждения, подчиненного Академии наук, обеспечивающего формирование инфраструктуры белорусской антарктической станции, деятельность белорусских антарктических экспедиций, взаимодействие с международными организациями и странами – участницами указанного Договора (статья 4 Закона).

Устанавливаемое законодательное регулирование определяет научную деятельность Академии наук в области исследования Антарктики как полярного района Земли на благо общих интересов, создает правовые условия для эффективного государственного управления научной деятельностью в данной области, содействует более эффективному развитию международного научно-исследовательского сотрудничества по исследованию этой части Земли, что согласуется с  частью первой статьи 8 Конституции, предусматривающей, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, а также со статьями 46 и 51 Конституции.

Таким образом, исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд приходит к выводу, что положениями Закона с соблюдением конституционного принципа верховенства права устанавливается согласованное и непротиворечивое правовое регулирование в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности в целях социально-экономического развития, повышения качества жизни населения на основе приумножения интеллектуального потенциала страны, формирования экономики, основанной на знаниях, обеспечения развития науки и технологий как базы устойчивого инновационного развития, что согласуется с конституционными принципами и нормами.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                  П.П.Миклашевич