Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 декабря 2020 г. № Р-1239/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении».

Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом предусматривается изменение правового регулирования отношений по совместному домовладению в нежилых капитальных строениях (зданиях, сооружениях), установленного Законом Республики Беларусь «О совместном домовладении», обусловленное необходимостью его совершенствования, в том числе с учетом практики применения, для эффективного использования общего имущества совместного домовладения, а также согласования норм названного Закона с нормами иных законодательных актов.

В излагаемом Законом в новой редакции Законе «О совместном домовладении» (далее – Закон о совместном домовладении) уточняются сфера правового регулирования, используемая терминология, положения об участниках и субъектах отношений по совместному домовладению, а также их права, обязанности и гарантии реализации; расширяются способы управления общим имуществом совместного домовладения, компетенция местных исполнительных и распорядительных органов по определению порядка управления общим имуществом совместного домовладения и порядка назначения местным исполнительным и распорядительным органом лица, уполномоченного управлять этим имуществом (далее, если не определено иное, – уполномоченное лицо); конкретизируются правила создания и деятельности товарищества собственников, требования к содержанию его устава, компетенция органов управления товарищества собственников и порядок их деятельности; определяются права и обязанности членов товарищества собственников.

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по  осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона:

исходя из положений Конституции о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21);

руководствуясь частями первой и второй статьи 7 Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства;

принимая во внимание  конституционные нормы о государственной и частной формах собственности; о гарантировании государством равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных  возможностей свободного использования имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части первая, вторая и четвертая статьи 13 Конституции);

учитывая, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (части первая и вторая статьи 44 Конституции);

руководствуясь нормами части первой статьи 59 Конституции об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией;

исходя из положений части первой статьи 60 Конституции о гарантировании каждому защиты его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Проверка конституционности Закона осуществляется Конституционным Судом согласно требованиям части первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве» об установлении соответствия его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Положения Конституции, связанные с осуществлением хозяйственной и иной деятельности (части вторая, четвертая, пятая статьи 13), а также с гарантиями права собственности (части первая – третья статьи 44), обязывают государство создавать максимально благоприятные условия для развития экономической деятельности посредством выработки государственной экономической политики, отвечающей интересам общества и позволяющей удовлетворять имущественные интересы участников гражданских правоотношений, содействовать субъектам экономической деятельности в обеспечении ее стабильности и эффективности. В связи с этим рядом норм Закона о совместном домовладении совершенствуется законодательное регулирование общественных отношений по совместному домовладению в нежилых капитальных строениях (зданиях, сооружениях).

Законом о совместном домовладении расширяется сфера действия данного Закона за счет отнесения к объектам недвижимого имущества, в том числе жилых изолированных помещений, машино-мест, находящихся в одном нежилом капитальном строении (здании, сооружении), в котором образуется совместное домовладение (пункт 5 статьи 1, пункт 1 статьи 3), а также круга участников совместного домовладения и круга субъектов отношений по совместному домовладению (пункт 9 статьи 1, статья 4); предусматривается утверждение не Типового устава товарищества собственников, как по действующему правовому регулированию, а примерной формы устава товарищества собственников (пункт 2 статьи 22).

Законодателем совершенствуется также правовое регулирование проведения общих собраний участников совместного домовладения, общих собраний (собрания уполномоченных) членов товарищества собственников и их компетенция по вопросам управления общим имуществом совместного домовладения. В частности, Законом о совместном домовладении предусматриваются право на выбор высшего органа управления товарищества собственников – общего собрания членов товарищества собственников либо собрания уполномоченных членов товарищества собственников (далее – уполномоченные) (пункты 1 и 2 статьи 27); возможность принятия решения общего собрания участников совместного домовладения (общего собрания членов товарищества собственников) на общем собрании участников совместного домовладения (общем собрании членов товарищества собственников), проводимом в форме письменного опроса (часть вторая пункта 1 статьи 20, часть первая пункта 3, пункт 8 статьи 27); возможность принятия решения общим собранием участников совместного домовладения о реорганизации товарищества собственников, об изменении размера общего имущества совместного домовладения, о передаче общего имущества совместного домовладения во владение и (или) пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения, иным лицам в случае, если это не нарушает прав и законных интересов участников совместного домовладения (пункт 6 статьи 20).

Законом о совместном домовладении предусматривается, что участники совместного домовладения и члены товарищества собственников вправе проголосовать досрочно, если они не могут лично присутствовать соответственно на общем собрании участников совместного домовладения, общем собрании (собрании уполномоченных) членов товарищества собственников (часть третья пункта 4 статьи 20, часть вторая пункта 7 статьи 27); члены товарищества собственников или ревизионной комиссии (ревизор) товарищества собственников, или не менее двух третей членов правления товарищества собственников вправе письменно требовать вынесения на обсуждение общего собрания (собрания уполномоченных) товарищества собственников вопроса о досрочном прекращении полномочий (переизбрании) председателя правления товарищества собственников в случае, если в совместном домовладении не обеспечиваются сохранность и эксплуатация общего имущества совместного домовладения в соответствии с требованиями актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов (пункт 4 статьи 31).

Приведенные положения Закона о совместном домовладении, определяющие возможность участия каждого участника совместного домовладения, члена товарищества собственников в принятии решений, необходимых для осуществления предоставленных им этим Законом прав и обязанностей, равно как защиты иных прав и законных интересов, затрагиваемых принимаемыми решениями, обеспечивают своевременность и результативность принятия решений по вопросам управления общим имуществом совместного домовладения, в том числе относительно сохранности и эксплуатации общего имущества такого домовладения, а также повышают заинтересованность участников совместного домовладения в надлежащей реализации своих прав и обязанностей.

Конституционный Суд считает, что осуществляемое Законом о совместном домовладении правовое регулирование создает условия для обеспечения эффективного использования общего имущества совместного домовладения, устанавливает правовые механизмы реализации предусмотренных в Конституции положений о равенстве всех перед законом (статья 22), о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности и гарантировании равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (часть вторая статьи 13).

3. В Законе о совместном домовладении определяются случаи и порядок предоставления соответствующей информации участникам совместного домовладения, членам товарищества собственников.

Права участников совместного домовладения, членов товарищества собственников дополняются гарантируемым правом на получение сведений и документов, связанных с деятельностью по управлению общим имуществом совместного домовладения (договоры, устав товарищества собственников, протоколы, расчеты расходов, акты проверки деятельности товарищества собственников, заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества собственников и др.), с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации; устанавливаются сроки и формы предоставления этих сведений и документов (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 8, статья 10, пункт 7 статьи 20, пункт 1 статьи 36  Закона о совместном домовладении).

Нормы о предоставлении информации, уведомлениях участников совместного домовладения или членов товарищества собственников по различным вопросам предусматриваются также в иных статьях Закона о совместном домовладении, в том числе о назначении местным исполнительным и распорядительным органом уполномоченного лица для управления общим имуществом совместного домовладения (пункт 3 статьи 18), о проведении общего собрания участников совместного домовладения (пункт 2 статьи 20). В указанном Законе также устанавливается, что до сведения членов товарищества собственников должны быть доведены решения общего собрания (собрания уполномоченных) членов товарищества собственников (пункт 11 статьи 27); общее собрание членов товарищества собственников ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным, должно быть проинформировано председателем правления товарищества собственников о деятельности товарищества собственников (подпункт 3.3 пункта 3 статьи 31); ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников должна отчитаться перед общим собранием (собранием уполномоченных) членов товарищества собственников о своей деятельности (подпункт 4.4 пункта 4 статьи 32).

Конституционный Суд при оценке конституционности предусматриваемых Законом норм о праве получения информации, касающейся деятельности в сфере совместного домовладения, исходит из положений частей первой и второй статьи 34 Конституции о праве каждого получать, хранить и распространять информацию, об обязанности должностных лиц предоставить гражданину возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы, во взаимосвязи с положениями части первой статьи 59 Конституции, а также принимает во внимание установленное в международно-правовых актах – Всеобщей декларации прав человека (статья 19), Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 2 статьи 19) право на информацию и считает, что данными нормами Закона о совместном домовладении обеспечиваются права и законные интересы собственников объектов недвижимого имущества и иных участников совместного домовладения, членов товарищества собственников в соответствии с конституционными положениями и международными стандартами.

Ознакомление с необходимой информацией способствует принятию названными лицами обоснованных решений, в том числе связанных с использованием общего имущества совместного домовладения, реализацией участниками совместного домовладения прав владения и пользования этим имуществом. Отсутствие фактического доступа к тем или иным сведениям и документам может стать препятствием для реализации участником совместного домовладения права на судебную защиту.

В то же время Конституционный Суд отмечает, что реализация предусмотренных Конституцией прав должна осуществляться в системном единстве конституционных положений. Статьей 28 Конституции закреплено право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Из анализа содержания данной статьи Конституции следует, что при предоставлении сведений и документов, связанных с  деятельностью по управлению общим имуществом совместного домовладения, требуется соблюдение гарантий информационной безопасности, а также норм о защите конфиденциальной информации и персональных данных, установленных в том числе в Законе Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».

4. Законом о совместном домовладении, в отличие от действующего правового регулирования, более полно определяются правовые механизмы гарантий защиты прав и законных интересов субъектов отношений по совместному домовладению в нежилом капитальном строении (здании, сооружении).

4.1. В Законе о совместном домовладении устанавливается, что в случае отказа участника совместного домовладения заключить договор о совместном домовладении иные участники совместного домовладения вправе заявить в суд требование о понуждении заключить такой договор (часть четвертая пункта 4 статьи 15); в судебном порядке рассматриваются споры, возникающие при определении долей собственников объектов недвижимого имущества в праве общей собственности на общее имущество совместного домовладения и количества голосов участников совместного домовладения (пункт 4 статьи 8); в судебном порядке могут быть обжалованы решения общего собрания участников совместного домовладения (пункт 10 статьи 20), общего собрания (собрания уполномоченных) членов товарищества собственников (пункт 12 статьи 27); товарищество собственников имеет право обращаться с исками в суд от имени членов товарищества собственников по вопросам сохранности общего имущества совместного домовладения, устранения препятствий в пользовании общим имуществом совместного домовладения и иными исками в отношении общего имущества совместного домовладения (абзац одиннадцатый статьи 34).

Законом о совместном домовладении предусматривается право уполномоченного лица заявить в суд следующие требования: о понуждении заключить договор на управление общим имуществом совместного домовладения в случае отказа участника совместного домовладения, уполномоченного общим собранием участников совместного домовладения, заключить данный договор; о понуждении каждого участника совместного домовладения заключить договор на управление общим имуществом совместного домовладения в случаях, установленных данным Законом (части вторая и пятая пункта 1 статьи 19).

Конституционный Суд считает, что приведенными нормами Закона о совместном домовладении, устанавливающими правовые механизмы обеспечения защиты прав и законных интересов в отношениях по совместному домовладению, достижения баланса частных и публичных интересов, обеспечивается реализация гарантированной частью первой статьи 60 Конституции каждому судебной защиты его прав и свобод посредством правосудия в определенные законом сроки, а нормами частей второй и пятой пункта 1 статьи 19 Закона – также соблюдение конституционного требования о недопустимости понуждения к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь (статья 58).

4.2. При совершенствовании правового регулирования мер по защите прав и законных интересов участников совместного домовладения законодатель предусматривает досудебный порядок урегулирования разногласий по вопросам внесения вступительных, членских и целевых взносов, а также обязательных платежей, к которым, согласно пункту 1 статьи 9 Закона о совместном домовладении, относятся расходы по эксплуатации общего имущества совместного домовладения, оплате коммунальных услуг, выплате вознаграждения за оказание услуг по управлению общим имуществом совместного домовладения в случае управления общим имуществом совместного домовладения уполномоченным лицом, организацией, управляющей общим имуществом совместного домовладения (далее – обязательные платежи). Пунктом 5 статьи 37 Закона о совместном домовладении определяется, что указанные разногласия рассматриваются правлением товарищества собственников, общим собранием (собранием уполномоченных) членов товарищества собственников, а в случае недостижения согласия по этим вопросам – судом.

Конституционный Суд при проверке конституционности законов в порядке обязательного предварительного контроля изложил правовую позицию, согласно которой из содержания части первой статьи 60 Конституции во взаимосвязи с конституционным положением о том, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, следует, что каждый субъект правоотношений в случае нарушения его прав, свобод и законных интересов может использовать все средства правовой защиты, предусмотренные законодательством, в том числе обращение в суд (решения от 7 июля 2011 г. № Р-618/2011, от 3 января 2014 г. № Р-914/2014 и от 13 октября 2016 г. № Р-1071/2016).

С учетом данной правовой позиции Конституционный Суд констатирует, что устанавливаемыми в соответствии с частью первой статьи 59 Конституции положениями Закона о совместном домовладении, регулирующими досудебный порядок рассмотрения разногласий по  вопросам внесения взносов и обязательных платежей самим товариществом собственников, определяется одно из средств правовой защиты, посредством которого обеспечивается защита прав и законных интересов участников отношений по формированию имущества товарищества собственников путем оперативного разрешения разногласий по вопросам внесения членами товарищества собственников вступительного, членских и целевых взносов, а также обязательных платежей.

Конституционный Суд обращает внимание, что осуществляемое правовое регулирование учитывает конституционную гарантию судебной защиты прав и свобод каждому; предусматриваемый Законом порядок не может рассматриваться как ограничение конституционного права на  судебную защиту, поскольку заинтересованные лица в случае недостижения согласия по спорному вопросу вправе обратиться в суд в целях защиты их прав и законных интересов.

5. Законом о совместном домовладении устанавливаются требования к руководителю организации, управляющей общим имуществом совместного домовладения, и его заместителям (пункт 4 статьи 16), к руководителю организации, назначаемой местным исполнительным и распорядительным органом в качестве уполномоченного лица в целях управления общим имуществом совместного домовладения на основании заключенного договора, и его заместителям (пункт 2 статьи 18), а также к председателю правления товарищества собственников (часть третья пункта 1 статьи 31). К таким требованиям относится наличие высшего образования, либо среднего специального (технического, экономического, юридического) образования, либо иного среднего специального образования и опыта работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства не менее трех лет, а также освоение содержания образовательной программы обучающих курсов по вопросам управления общим имуществом совместного домовладения.

Требования к уровню образования Законом о совместном домовладении предусматриваются также для членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества собственников: данным лицам необходимо иметь высшее либо среднее специальное (техническое, экономическое, юридическое) образование (часть третья пункта 2 статьи 32).

Конституционный Суд, подтверждая правовую позицию о том, что устанавливаемые в законодательных актах квалификационные требования к работникам не являются ограничением предусмотренного частью первой статьи 41 Конституции права граждан Республики Беларусь на труд как наиболее достойного способа самоутверждения человека, то есть права на выбор работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (решения от 29 июня 2012 г. № Р-730/2012 и от 18 декабря 2015 г. № Р-1010/2015), полагает, что установление данных требований не искажает сущности гарантируемого Конституцией права граждан Республики Беларусь на труд.

Деятельность указанных лиц сопряжена с выполнением функций по управлению общим имуществом совместного домовладения, в том числе по обеспечению его сохранности, своевременного предоставления качественных коммунальных и дополнительных услуг, что обусловливает требование о необходимом профессиональном уровне данных лиц при исполнении возложенных на них обязанностей и реализации задач в интересах субъектов отношений по совместному домовладению.

Приведенные нормы Закона согласуются также с частью второй статьи 7 Конституции, предусматривающей, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

6. Законом о совместном домовладении вводятся запреты на избрание определенных лиц членами правления, в состав ревизионной комиссии (ревизором) товарищества собственников.

Членами правления товарищества собственников не могут быть избраны уполномоченные и члены ревизионной комиссии (ревизор) товарищества собственников (часть четвертая пункта 1 статьи 29), а в состав ревизионной комиссии (ревизором) товарищества собственников – председатель правления товарищества собственников и члены правления товарищества собственников, их близкие родственники и свойственники, а также уполномоченные (часть четвертая пункта 2 статьи 32).

Кроме того, Законом о совместном домовладении устанавливается обязанность участника совместного домовладения при необходимости обслуживания общего имущества совместного домовладения, находящегося внутри принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, обеспечить доступ к нему; не препятствовать пользованию общим имуществом совместного домовладения другим участникам совместного домовладения; предусматривается, что при этом у других участников совместного домовладения отсутствует обязанность производить плату данному участнику за предоставление доступа к общему имуществу совместного домовладения (пункт 2 статьи 7).

Законодательное введение запретов на избрание определенных лиц в орган управления товарищества собственников, его ревизионную комиссию (ревизора), обязанности участника совместного домовладения при необходимости обеспечить доступ к общему имуществу совместного домовладения, находящемуся внутри принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, способствует защите интересов лиц, участвующих в отношениях по совместному домовладению в нежилых капитальных строениях (зданиях, сооружениях), защите и сохранению общего имущества совместного домовладения, а также недопущению случаев влияния личного интереса членов правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества собственников на добросовестное исполнение этими лицами своих обязанностей.

Конституционный Суд с учетом норм Конституции о гарантиях неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан (статья 29), о возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13), о гарантировании каждому права собственности, ее неприкосновенности (части первая и вторая статьи 44) во взаимосвязи с положениями части первой статьи 59, а также принимая во внимание пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98 Конституции, считает, что законодатель в рамках предоставленной ему дискреции вправе устанавливать определенные условия осуществления прав и их ограничения, поскольку осуществление прав сопряжено с необходимостью учета иных конституционно значимых интересов как частного, так и публичного характера.

7. Законом дополняются способы управления общим имуществом совместного домовладения: наряду с предусмотренными действующим правовым регулированием такими способами, как управление общим имуществом совместного домовладения непосредственно участниками совместного домовладения или управление товариществом собственников, предоставляется возможность управления общим имуществом совместного домовладения организацией, управляющей общим имуществом совместного домовладения, или уполномоченным лицом или иным способом, предусмотренным законодательными актами (подпункты 1.2, 1.3 и 1.5 пункта 1 статьи 13, статья 18 Закона о совместном домовладении).

Из содержания Закона о совместном домовладении следует, что общее имущество совместного домовладения состоит в том числе из помещений, расположенных за пределами объектов недвижимого имущества и предназначенных для обслуживания двух и более объектов недвижимого имущества в нежилых капитальных строениях (зданиях, сооружениях), а также крыш, входных групп, различного оборудования, находящегося внутри или за пределами объектов недвижимого имущества, групповых приборов учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, других объектов, которые служат целевому использованию нежилого капитального строения (здания, сооружения); владение, пользование и  распоряжение общим имуществом совместного домовладения осуществляется по соглашению участников совместного домовладения в пределах и порядке, установленных данным Законом (пункт 4 статьи 1, пункт 1 статьи 7). В статьях 9, 13–19 Закона о совместном домовладении определяется порядок несения расходов по эксплуатации общего имущества совместного домовладения, выбора и изменения способа управления им, включая сроки для принятия решений по данным вопросам участниками совместного домовладения или местным исполнительным и распорядительным органом в соответствующих случаях, а также особенности управления общим имуществом совместного домовладения каждым из установленных способов.

Следовательно, наличие общего имущества совместного домовладения объективно обусловлено самим нежилым капитальным строением (зданием, сооружением) с расположенными в нем объектами недвижимого имущества – жилыми и нежилыми изолированными помещениями, машино-местами и предопределяет необходимость управления им для организации технического обслуживания нежилого капитального строения (здания, сооружений), технического обслуживания лифта, текущего ремонта и капитального ремонта общего имущества совместного домовладения, реализации участниками совместного домовладения прав владения и пользования общим имуществом совместного домовладения, предоставления им коммунальных и (или) дополнительных услуг (пункты 5 и 8 статьи 1 Закона о совместном домовладении).

С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что законодательное установление способов и порядка организации управления общим имуществом совместного домовладения осуществляется в соответствии с конституционными положениями о праве собственности и гарантировании всем равных возможностей свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности (части первая и четвертая статьи 13, часть вторая статьи 44). Предусматриваемое Законом правовое регулирование обеспечивает гарантированные Конституцией права и законные интересы граждан и юридических лиц, в том числе посредством расширения возможностей по сохранению и эффективной эксплуатации общего имущества совместного домовладения, усиления конкуренции в сфере оказания данного вида услуг.

8. В Законе о совместном домовладении определяется компетенция Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов как субъектов отношений по совместному домовладению, а также Государственного комитета по имуществу.

8.1. Законом расширяются полномочия Совета Министров Республики Беларусь по правовому регулированию отношений по совместному домовладению. В частности, Правительству предоставляются права устанавливать порядок уплаты обязательных платежей в случае расположения в нежилом капитальном строении (здании, сооружении) жилых изолированных помещений и перечень дополнительных услуг в отношении общего имущества совместного домовладения, регулировать вопросы, связанные с заключением договоров на оказание коммунальных услуг, оказанием коммунальных услуг, а также с расчетом и внесением платы за коммунальные услуги в отношении такого имущества (пункты 1, 3 и 5 статьи 9); утверждать Типовой договор на управление общим имуществом совместного домовладения (пункт 2 статьи 19); устанавливать порядок формирования и ведения государственного реестра организаций, которые могут выступать уполномоченным лицом по управлению общим имуществом совместного домовладения, порядок проведения открытого конкурса по выбору уполномоченного лица, а также требования к содержанию бюллетеня для голосования на общем собрании участников совместного домовладения и порядку его заполнения (пункт 3 статьи 18, пункт 3 статьи 20).

8.2. В соответствии со статьей 17 Закона о совместном домовладении местный исполнительный и распорядительный орган инициирует проведение общего собрания участников совместного домовладения по вопросам выбора способа управления общим имуществом совместного домовладения в случае, если участниками совместного домовладения в предусмотренные данным Законом  сроки не принято решение о выборе способа управления общим имуществом совместного домовладения, и изменения способа управления общим имуществом совместного домовладения в случае, если в нежилом капитальном строении (здании, сооружении) не обеспечиваются сохранность и эксплуатация общего имущества совместного домовладения в соответствии с требованиями актов законодательства; принимает решение о проведении общего собрания участников совместного домовладения по указанным вопросам, установив дату, место и время его проведения, обеспечивает его организацию и проведение.

Для выполнения местными исполнительными и распорядительными органами возлагаемых на них Законом о совместном домовладении полномочий предусматривается обязанность самих местных исполнительных и распорядительных органов в случаях и сроки, устанавливаемых данным Законом, запрашивать у соответствующих лиц информацию, необходимую для принятия решения о проведении общего собрания участников совместного домовладения (статья 17).

Территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним обязаны информировать местные исполнительные и распорядительные органы в течение пяти рабочих дней со дня совершения регистрационных действий по государственной регистрации создания или изменения нежилого капитального строения (здания, сооружения), в котором согласно представленным для государственной регистрации документам расположенные в нем объекты недвижимого имущества будут принадлежать на праве собственности двум или более лицам; государственной регистрации возникновения права собственности на созданные в результате вычленения из нежилого капитального строения (здания, сооружения) объекты недвижимого имущества у двух или более собственников и государственной регистрации перехода права собственности на расположенные в нежилом капитальном строении (здании, сооружении) объекты недвижимого имущества, в результате которого такие объекты недвижимого имущества поступят в собственность двух или более собственников (статья 12 Закона о совместном домовладении).

Конституционный Суд считает, что законоположения, наделяющие Совет Министров Республики Беларусь полномочиями по принятию актов законодательства, регулирующих отношения по совместному домовладению, способствуют упорядочению правового регулирования данных отношений в нежилых капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и согласуются с положениями Конституции об установлении в Республике Беларусь принципа верховенства права, означающего, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7), а также с положениями об осуществлении Правительством Республики Беларусь иных полномочий, возложенных на него в том числе законами (абзац десятый статьи 107).

Путем уточнения полномочий местных исполнительных и распорядительных органов законодатель в пределах предоставленных ему Конституцией полномочий на принятие законов, в соответствии с конституционным принципом верховенства права и положениями статьи 124 Конституции обеспечивает определенность и достаточность правового регулирования отношений по совместному домовладению в части компетенции местных исполнительных и распорядительных органов для гарантирования и защиты прав и законных интересов субъектов отношений по совместному домовладению при реализации ими конституционных прав.

Таким образом, нормы Закона, которыми совершенствуется правовое регулирование отношений по совместному домовладению в нежилых капитальных строениях (зданиях, сооружениях) для обеспечения эффективного использования общего имущества совместного домовладения, создания гарантий прав и законных интересов субъектов отношений по совместному домовладению, согласуются с принципами и нормами Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                П.П.Миклашевич