2 декабря 2020 г. № Р-1233/2020
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов», Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК), Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК) и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении кодексов» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 октября 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 ноября 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, возникающих между должностными лицами органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, и осужденными к некоторым видам наказания, в части обжалования примененных к ним мер взыскания.
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:
Республика Беларусь является социальным правовым государством, обеспечивает законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1);
в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7);
государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);
все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22);
каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60);
правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (часть первая статьи 115);
контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом (части первая, седьмая статьи 116).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом (пункты 1–3 статьи 2) статьи 43, 56 и 185 УИК дополняются нормами, предусматривающими право осужденных к исправительным работам, ограничению свободы, а также несовершеннолетних, осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера, обжаловать примененные к ним меры взыскания вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.
Одновременно перечень осужденных, имеющих в соответствии с нормами ГПК право на обжалование взысканий, налагаемых на них уполномоченными органами, должностными лицами в порядке, установленном УИК, дополняется категориями осужденных к исправительным работам, ограничению свободы и несовершеннолетних, осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера (пункт 2 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что принятием Закона реализуется решение Конституционного Суда от 11 июля 2018 г. «О праве и порядке обжалования в суд осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания», в котором указано, что отсутствие в УИК и ГПК норм, устанавливающих право и порядок обжалования осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания, нарушает конституционные гарантии судебной защиты прав граждан, не позволяет указанным осужденным надлежащим образом защищать свои права и свободы и, как следствие, не способствует своевременности и эффективности восстановления нарушенных прав.
В данном решении Конституционный Суд пришел к выводу, что в целях реализации конституционного права каждого на судебную защиту, обеспечения верховенства права и правовой определенности в действующем правовом регулировании необходимо внести в УИК и ГПК изменения, устанавливающие право и порядок обжалования в суд осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания.
В ряде других решений Конституционного Суда указывалось на необходимость своевременного устранения пробелов в правовом регулировании, исключения коллизий или правовой неопределенности в нормативных правовых актах для обеспечения надлежащего качества законодательства, защиты прав и свобод человека как высшей ценности и цели общества и государства.
Конституционный Суд отмечает, что право каждого на судебную защиту – одно из фундаментальных конституционных прав человека, которое является гарантией реализации всех иных прав и свобод человека. Из содержания норм Конституции о гарантировании государством прав и свобод граждан Беларуси (часть третья статьи 21), в том числе защиты прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом (часть первая статьи 60), следует обязанность государства установить эффективный механизм обеспечения доступности правосудия, выражающейся в возможности каждого беспрепятственно обратиться в суд за защитой и получить реальную защиту путем восстановления нарушенных прав и свобод.
Конституционный Суд полагает, что нормы Закона, предусматривающие право осужденных к исправительным работам, ограничению свободы, несовершеннолетних, осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера, обжаловать примененные к ним меры взыскания, а также устанавливающие порядок такого обжалования, исключают правовую неопределенность в части наличия у всех осужденных, к которым могут быть применены меры взыскания, права на обжалование таких мер не только в вышестоящие органы, органы прокуратуры, но и непосредственно в суд, реализуя принцип правовой обеспеченности, предполагающий установление надлежащих правовых механизмов защиты прав и свобод.
Осуществляемое Законом правовое регулирование, основанное на принципах равенства прав на судебную защиту, доступности правосудия, является гарантией законности при наложении взысканий на указанную категорию лиц и соответствует части третьей статьи 1, части первой статьи 7, части третьей статьи 21, статье 22, части первой статьи 60 Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103‒105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении кодексов» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич