Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1 декабря 2020 г. № Р-1232/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева  В.Н., Рябцева  Л.М., Тиковенко  А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности».

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 октября 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 ноября 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом излагается в новой редакции Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» (далее – Закон о гидрометеорологической деятельности). Принятие Закона имеет целью совершенствование правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области гидрометеорологической деятельности.

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и прямого действия ее норм, исходя из положений Конституции:

провозглашающих Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2);

устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, который обязывает государственные органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

предусматривающих предоставление государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирование равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (часть вторая статьи 13);

устанавливающих, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21);

закрепляющих права каждого на жизнь и на благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 24, часть первая статьи 46);

гарантирующих гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды и право на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе мерами по оздоровлению окружающей среды (часть первая статьи 34, части первая и третья статьи 45);

обязывающих государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, а государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, – в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. В соответствии с Законом в пунктах 1 и 3 статьи 2 Закона о гидрометеорологической деятельности предусматривается, что отношения в области гидрометеорологической деятельности регулируются законодательством о гидрометеорологической деятельности, а также международными договорами Республики Беларусь; если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора.

Конституционный Суд считает, что приведенные нормы статьи 2 Закона о гидрометеорологической деятельности, определяющие особенности регулирования отношений в области гидрометеорологической деятельности международными договорами Республики Беларусь с учетом необходимости реализации международных обязательств Республики Беларусь, согласуются с положениями Конституции, устанавливающими, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8). Кроме того, данное правовое регулирование основывается на общепризнанном принципе международного права «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), закрепленном в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, согласно которому каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

Конституционный Суд также отмечает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование учитывает правовые позиции, изложенные им в ранее принятых решениях.

Так, в решении от 7 мая 2018 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» Конституционным Судом указано, что наряду с актами внутригосударственного законодательства международные договоры Республики Беларусь также входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования. Исходя из положений статей 7, 8 и 21 Конституции, нормы международных договоров являются источником действующего права и должны непосредственно применяться при регулировании общественных отношений.

Согласно Конституции Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (часть вторая статьи 8). Для обеспечения деятельности межгосударственных образований и других международных организаций в соответствии с учреждающими их международными договорами образуются органы указанных субъектов международных отношений, которые могут обладать определенными дискреционными полномочиями.

В Законе Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что если международным договором Республики Беларусь предусмотрена обязательность акта органа международной организации или межгосударственного образования, участницей которого является Республика Беларусь, то такие акты подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с условиями международного договора и (или) международным правом (часть третья статьи 37).

Исходя из этого, Конституционный Суд обращает внимание правоприменителя на то, что конституционно-правовой смысл положений статьи 2 Закона о гидрометеорологической деятельности предполагает регулирование отношений в области гидрометеорологической деятельности, наряду с актами национального законодательства и международными договорами Республики Беларусь, также актами органов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, в первую очередь актами, образующими право Евразийского экономического союза.

В связи с указанным Конституционный Суд подтверждает сформулированную в решении от 8 июля 2016 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» правовую позицию, в которой с учетом актуальности вопросов соотношения национального и наднационального права обращено внимание законодателя на необходимость при дальнейшем совершенствовании нормативно-правового регулирования соответствующих отношений учитывать право Евразийского экономического союза, обеспечивая единые принципы и подходы к гармонизации и унификации законодательства государств – членов указанного межгосударственного образования.

3. В соответствии с Законом в Законе о гидрометеорологической деятельности определяются основные принципы гидрометеорологической деятельности. Так, в статье 3 указанного Закона наряду с иными основными принципами закрепляются принцип безопасности осуществления гидрометеорологической деятельности для физических лиц, окружающей среды и принцип обеспечения защищенности жизни и (или) здоровья физических лиц, интересов общества и государства от воздействия опасных и (или) неблагоприятных гидрометеорологических явлений, комплексов неблагоприятных гидрометеорологических явлений, изменений климата (абзацы шестой и восьмой).

Оценивая приведенные законодательные положения, Конституционный Суд отмечает, что опасные и неблагоприятные гидрометеорологические явления, вызванные процессами, происходящими в атмосфере, на поверхности земли и в поверхностных водах, могут причинять вред жизни и здоровью человека, окружающей среде, повлечь утрату или повреждение имущества, а также значительно затруднять функционирование отдельных отраслей экономики или препятствовать ему и приводить к катастрофическим экологическим последствиям. Своевременное информирование о таких явлениях позволяет оперативно принимать действенные меры по защите от указанных угроз.

Конституционный Суд считает, что закрепляемые в статье 3 Закона о гидрометеорологической деятельности основные принципы обеспечивают реализацию положений Конституции, в соответствии с которыми каждый имеет право на жизнь (часть первая статьи 24), на благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 46), на охрану здоровья (часть первая статьи 45), а также согласуются с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 6) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (пункт 1 статьи 12).

4. Законом о гидрометеорологической деятельности определяются полномочия государственных органов Республики Беларусь в области осуществления гидрометеорологической деятельности.

Так, статьей 5 указанного Закона предусматривается, что Президент Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности: определяет единую государственную политику; определяет порядок и условия выполнения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы; определяет порядок обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований гидрометеорологической информацией; осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, этим Законом и иными законодательными актами.

В статье 6 Закона о гидрометеорологической деятельности устанавливается, что Совет Министров Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности: обеспечивает проведение единой государственной политики; утверждает схему государственной сети гидрометеорологических наблюдений и порядок ее формирования; утверждает государственные программы; определяет порядок распространения государственной гидрометеорологической службой гидрометеорологической информации и ее состав; определяет порядок ведения Единого государственного реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность, а также состав, порядок ведения и использования государственного климатического кадастра и государственного гидрометеорологического фонда и др.

Положениями статьи 9 указанного Закона определяются также полномочия местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области гидрометеорологической деятельности: местные Советы депутатов областного и базового территориальных уровней утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов, и др. (пункт 1); местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают финансирование государственных программ, региональных комплексов мероприятий, мероприятий по выполнению работ и (или) оказанию услуг в области гидрометеорологической деятельности в интересах соответствующих административно-территориальных единиц; формируют предложения об участии подведомственных им организаций в выполнении работ и (или) оказании услуг в области гидрометеорологической деятельности; принимают решения по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды об установлении охранных зон вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений и установлении требований по их охране и использованию и др. (пункт 2).

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование соответствует положениям Конституции, определяющим функции и полномочия указанных государственных органов (части первая и вторая статьи 79, пункт 30 статьи 84, абзацы третий, пятый и десятый статьи 107, статья 120, абзацы второй и четвертый статьи 121).

5. Закон о гидрометеорологической деятельности содержит главу 5 «Государственная гидрометеорологическая служба».

В абзаце восьмом статьи 1 указанного Закона государственная гидрометеорологическая служба определяется как подчиненное Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды юридическое лицо, осуществляющее гидрометеорологическую деятельность, отдельные ее виды либо отдельные работы и (или) услуги, составляющие производство гидрометеорологической информации, предоставление, распространение такой информации, в том числе обеспечение гидрометеорологической информацией гражданской авиации.

Статьей 19 Закона о гидрометеорологической деятельности в качестве основных задач государственной гидрометеорологической службы в области гидрометеорологической деятельности предусматриваются: обеспечение гидрометеорологической безопасности; обеспечение непрерывности гидрометеорологических наблюдений; обеспечение гидрометеорологической информацией потребителей такой информации, в том числе гражданской авиации; проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности, связанной с производством гидрометеорологической информации, минимизацию сроков ее предоставления и (или) распространения; производство, предоставление и (или) распространение в целях обеспечения гидрометеорологической безопасности информации о прогнозируемых опасных и (или) неблагоприятных гидрометеорологических явлениях, комплексах неблагоприятных гидрометеорологических явлений; непрерывное совершенствование методов и способов распространения гидрометеорологической информации, в том числе о прогнозируемых опасных и (или) неблагоприятных гидрометеорологических явлениях, возникновении комплексов неблагоприятных гидрометеорологических явлений; внедрение наиболее прогрессивного международного опыта; осуществление научной деятельности в области гидрометеорологии.

Законом о гидрометеорологической деятельности регулируются также отношения, связанные с исключительной компетенцией государственной гидрометеорологической службы и финансированием гидрометеорологической деятельности (статьи 20 и 21).

Конституционный Суд полагает, что устанавливаемое законодательное регулирование, обеспечивающее системное изложение норм об организации деятельности государственной гидрометеорологической службы, способствует комплексному правовому регулированию гидрометеорологической деятельности, формированию прогнозов погоды и иной прогнозной информации, отвечающих требованиям полноты, достоверности и научной обоснованности для создания благоприятных природных условий жизнедеятельности человека, обеспечения его прав и законных интересов, что соответствует положениям части первой статьи 21 и части второй статьи 59 Конституции.

6. В ряде норм Закона о гидрометеорологической деятельности регламентируются вопросы реализации конституционных прав граждан на получение и распространение информации.

При оценке соответствующих положений указанного Закона Конституционный Суд исходит из того, что обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость государственных органов являются важнейшими условиями функционирования правового государства.

6.1. Статьей 3 Закона о гидрометеорологической деятельности в числе основных принципов гидрометеорологической деятельности предусматриваются принцип полноты, доступности, достоверности, своевременности предоставления и распространения гидрометеорологической информации и принцип гласности (абзацы пятый и седьмой).

В развитие данных положений в статье 13 указанного Закона устанавливается, что производители гидрометеорологической информации, в частности, имеют право: осуществлять предоставление и (или) распространение произведенной ими гидрометеорологической информации, в том числе обеспечение такой информацией авиации; выступать в средствах массовой информации по вопросам осуществления гидрометеорологической деятельности, ее отдельных видов либо отдельных работ и (или) услуг, составляющих производство гидрометеорологической информации (абзацы третий и шестой пункта 1).

Законом о гидрометеорологической деятельности закрепляются права обладателей и потребителей гидрометеорологической информации: обладатели гидрометеорологической информации имеют право осуществлять предоставление и (или) распространение такой информации (пункт 1 статьи 14), а потребители гидрометеорологической информации, в частности, имеют право получать в порядке, установленном этим Законом и иными законодательными актами, полную, достоверную и своевременную гидрометеорологическую информацию; использовать гидрометеорологическую информацию для любых целей, не связанных с пропагандой войны или экстремистской деятельности, совершением иных противоправных деяний (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 15).

В статье 16 Закона о гидрометеорологической деятельности устанавливается, что производители гидрометеорологической информации, организации, уполномоченные выполнять работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, за исключением указанных в пункте 3 данной статьи, подлежат государственному учету в области гидрометеорологической деятельности путем включения в Единый государственный реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность (пункт 1); государственная гидрометеорологическая служба обеспечивает доступ потребителей гидрометеорологической информации к Единому государственному реестру организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность, путем его размещения в глобальной компьютерной сети Интернет (пункт 7).

Оценивая приведенные положения Закона о гидрометеорологической деятельности, Конституционный Суд отмечает, что наделение указанных выше субъектов правами на предоставление, распространение, получение полной, достоверной и своевременной гидрометеорологической информации, а также на доступ к Единому государственному реестру организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность, обеспечивает реализацию в данной области норм Конституции, в соответствии с которыми гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34); государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).

6.2. Статьей 29 Закона о гидрометеорологической деятельности предусматривается, что предоставление гидрометеорологической информации осуществляется производителями и (или) обладателями такой информации безвозмездно или за плату (пункт 1).

Конституционный Суд полагает, что предоставление гидрометеорологической информации производителями и (или) обладателями такой информации за плату не умаляет конституционного права физических и юридических лиц на получение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34 Конституции), исходя из следующего.

В Законе о гидрометеорологической деятельности определяется, что производителями гидрометеорологической информации являются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство гидрометеорологической информации либо отдельные работы и (или) услуги, составляющие производство гидрометеорологической информации (абзац двадцать пятый статьи 1); производство гидрометеорологической информации включает следующие работы и услуги: осуществление гидрометеорологических наблюдений; сбор, обработка, анализ и хранение гидрометеорологической информации; составление прогнозов погоды и иной информации, являющейся результатом анализа первичных гидрометеорологических данных; иные работы и услуги, предусмотренные законодательством о гидрометеорологической деятельности (пункт 2 статьи 10).

Таким образом, производство гидрометеорологической информации может осуществляться организациями (в том числе негосударственной формы собственности) и индивидуальными предпринимателями и включает в себя производство работ и услуг, требующих существенных материальных затрат, в связи с чем предоставление гидрометеорологической информации такими субъектами за плату является экономически и социально оправданным.

Кроме того, Законом о гидрометеорологической деятельности предусматривается безвозмездное предоставление особо значимой гидрометеорологической информации – информации об опасных или неблагоприятных гидрометеорологических явлениях, а также безвозмездное предоставление любой гидрометеорологической информации государственным органам и организациям, выполняющим функции, связанные с обеспечением охраны прав и свобод граждан, национальной и общественной безопасности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона о гидрометеорологической деятельности безвозмездно предоставляется гидрометеорологическая информация об опасных и (или) неблагоприятных гидрометеорологических явлениях, о комплексах неблагоприятных гидрометеорологических явлений контролирующим (надзорным) органам, правоохранительным органам, иным государственным органам в целях выполнения возложенных на них задач; государственной гидрометеорологической службе иными производителями такой информации; Вооруженным Силам Республики Беларусь, другим войскам и воинским формированиям; для целей экспериментальной авиации, государственной авиации.

Конституционный Суд считает, что приведенными положениями Закона о гидрометеорологической деятельности, предусматривающими безвозмездную передачу гидрометеорологической информации государственным органам и организациям, выполняющим функции, связанные с обеспечением охраны прав и свобод граждан, национальной и общественной безопасности, создаются надлежащие условия деятельности таких органов и организаций, что соответствует части первой статьи 59 Конституции, согласно которой государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

7. В Законе о гидрометеорологической деятельности закрепляется право производителей гидрометеорологической информации подавать в государственные органы жалобы и заявления, вносить предложения, предъявлять в суд иски в связи с нарушением их прав в области гидрометеорологической деятельности (абзац пятый пункта 1 статьи 13).

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование соответствует части первой статьи 60 Конституции, согласно которой каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Статьей 15 Закона о гидрометеорологической деятельности определяются также права потребителей гидрометеорологической информации (пункт 1). При этом в отношении указанных субъектов данным Законом не предусматриваются положения об обжаловании в административном или судебном порядке нарушений их прав и законных интересов, связанных с потреблением гидрометеорологической информации.

Вместе с тем в пункте 3 статьи 15 указанного Закона устанавливается, что потребители гидрометеорологической информации осуществляют иные права и обязанности в соответствии с данным Законом и иными актами законодательства.

Выявляя конституционно-правовой смысл приведенных положений Закона, Конституционный Суд полагает, что, несмотря на отсутствие в Законе о гидрометеорологической деятельности прямого указания о возможности юридической защиты прав потребителей гидрометеорологической информации, такое право указанных лиц вытекает из пункта 3 статьи 15 данного Закона. При этом Конституционный Суд обращает внимание на то, что гидрометеорологическая прогнозная информация имеет вероятностный характер, в связи с чем при оценке действий производителей гидрометеорологической информации в случае их обжалования необходимо исходить из всей совокупности факторов, повлиявших на качество прогноза, объективного характера причинно-следственных связей между ними и прямой обусловленности негативного погодного воздействия указанных факторов на социально-экономическую инфраструктуру.

Исходя из анализа норм Закона, Конституционный Суд считает, что ими совершенствуется правовое регулирование гидрометеорологической деятельности для повышения доступности полной и достоверной гидрометеорологической информации, оперативности ее предоставления в целях защиты жизни и здоровья физических лиц, интересов общества и государства от воздействия опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений и изменений климата, что соответствует положениям Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                              П.П.Миклашевич