1 декабря 2020 г. № Р-1228/2020
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов».
Заслушав судью-докладчика Бодак А.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении законов» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 ноября 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью согласования норм законов Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции», «О воинской обязанности и воинской службе», «О свободных экономических зонах», «О государственных минимальных социальных стандартах», «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы», «О статусе военнослужащих», «О государственных секретах», «Об альтернативной службе» с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь, а также совершенствования их отдельных положений с учетом правоприменительной практики.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов при проверке Закона исходит из положений Конституции, согласно которым:
Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2);
каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21);
государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), включая право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (часть первая статьи 41), право лиц, работающих по найму, на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (часть первая статьи 42);
государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом уточняется правовое регулирование отношений, связанных с оплатой труда работников (формы, системы и размеры, в том числе стимулирующие и компенсирующие выплаты), включая работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – работники бюджетных организаций).
Положениями Закона (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 5) в законы «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» вносятся изменения, согласно которым на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и тарифную сетку, вводятся тарифные ставки (тарифные оклады), оклады, должностные оклады. Уточняются нормы Закона «О государственных секретах» (абзацы четвертый, пятый пункта 15 статьи 7 Закона), регулирующие право работников в сфере государственных секретов на получение надбавок, и Закона «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (абзац четвертый пункта 4 статьи 5 Закона), определяющие применение минимальной заработной платы (месячной и часовой).
Устанавливаемое Законом правовое регулирование свидетельствует о согласовании норм указанных законов с соответствующими нормами Трудового кодекса Республики Беларусь.
Конституционный Суд считает, что приведенными нормами Закона совершенствуются правовые механизмы в области оплаты труда, обеспечиваются ясность, непротиворечивость и логическая согласованность правового регулирования отношений в данной области, что соответствует принципу правовой определенности как важнейшему элементу конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и нормам Конституции о праве лиц, работающих по найму, на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (часть первая статьи 42).
3. Законом (пункт 1 статьи 3) статья 2 Закона «О свободных экономических зонах» излагается в новой редакции, согласно которой правовое регулирование в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон дополняется правом Евразийского экономического союза и международными договорами Республики Беларусь, не составляющими право Евразийского экономического союза.
Кроме того, в Законе «О свободных экономических зонах» слова «Таможенного союза и Единого экономического пространства» заменяются словами «Евразийского экономического союза» (пункт 2, абзац третий пункта 4, абзацы второй и шестой пункта 7 статьи 3 Закона).
Устанавливаемое правовое регулирование соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.
Конституционный Суд отмечает, что вносимые Законом изменения обеспечивают реализацию конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции), выполнение Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств и основываются на норме части второй статьи 8 Конституции, согласно которой Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.
4. Конституцией установлено, что Парламент рассматривает и одобряет проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, о принципах регулирования труда и занятости (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98). При этом законодатель на основании статьи 7 Конституции, устанавливающей принцип верховенства права, а также в соответствии с другими конституционными принципами и нормами обладает дискреционными полномочиями по регулированию конкретных общественных отношений с учетом социально-экономического развития страны.
4.1. Законом (пункт 2 статьи 4) статья 6 Закона «О государственных минимальных социальных стандартах» излагается в новой редакции, предусматривающей, что наряду с минимальной заработной платой (месячной и часовой) к государственным минимальным социальным стандартам в области оплаты труда относятся тарифы оплаты труда работников бюджетных организаций, определяемые по базовой ставке и коэффициентам тарифного разряда тарифной сетки (кратным размерам базовой ставки).
Конституционный Суд полагает, что данными нормами Закона совершенствуется правовой механизм реализации конституционных прав граждан в социальной сфере на основе обеспечения государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда в целях повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества, что соответствует положениям Конституции, согласно которым каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (части вторая и третья статьи 21).
4.2. Новой редакцией статьи 6 Закона «О государственных минимальных социальных стандартах» предусматривается, что размер базовой ставки и тарифная сетка устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
Конституцией закреплено право граждан на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы (часть третья статьи 41). Из содержания данной конституционной нормы во взаимосвязи с частью первой статьи 36 Конституции, установившей право каждого на свободу объединений, вытекает обязанность государства посредством определения соответствующего правового регулирования обеспечивать свободу деятельности профессиональных союзов (далее – профсоюзы) в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами.
Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», регулирующим деятельность профсоюзов, их права, обязанности и гарантии, установлено, что нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права и интересы граждан (за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты), принимаются органами государственного управления с предварительным уведомлением соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) (часть третья статьи 6), профсоюзы вправе в соответствии с законодательством Республики Беларусь участвовать в определении основных критериев жизненного уровня (часть первая статьи 11).
В международно-правовых актах в качестве минимальных социальных стандартов предусмотрены в том числе подходы к определению минимальных размеров вознаграждения за труд, в частности, установлены требования эффективности, гибкости, рациональности, а также особая процедура установления с участием представительных организаций трудящихся и работодателей и их регулярный пересмотр.
Так, в Замечании общего порядка № 23 (2016) о праве на справедливые и благоприятные условия труда (статья 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) подчеркивается важность консультаций в процессе разработки, осуществления, обзора и мониторинга законов и мер политики, касающихся права на справедливые и благоприятные условия труда, с традиционными социальными партнерами, такими как трудящиеся и работодатели и их представительные организации, а также с другими соответствующими организациями (пункт 56).
При уяснении конституционно-правового смысла приведенного положения Закона (пункт 2 статьи 4) Конституционный Суд исходит из норм части первой статьи 36 и части третьей статьи 41 Конституции и полагает, что во взаимосвязи с указанными нормами Закона «О профессиональных союзах» устанавливаемое правовое регулирование не исключает участия профсоюзов в разработке Правительством нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы граждан.
5. Законом предусматривается, что время нахождения граждан на военной службе, резервистов на занятиях и учебных сборах, время прохождения гражданами альтернативной службы засчитывается также в стаж работы в бюджетных организациях (абзац третий пункта 5 статьи 2, пункт 3 статьи 6, абзац восьмой пункта 5 статьи 8); гражданам, уволенным с военной службы, альтернативной службы, устанавливаются дополнительные гарантии: сохранение за указанными лицами независимо от места работы до службы, а не только работавшими в государственных организациях, в течение трех месяцев со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе, окончания прохождения альтернативной службы, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до призыва на военную службу, направления на альтернативную службу; сохранение на указанных условиях в отношении лиц из числа молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) права на занятие прежней должности служащего (профессии рабочего) (абзац третий пункта 6 статьи 6, абзац третий пункта 5 статьи 8).
Конституционный Суд отмечает, что осуществляемое законодательное регулирование свидетельствует о развитии Законом положений Конституции, согласно которым государство создает условия для полной занятости населения (часть вторая статьи 41); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47); порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом (часть вторая статьи 57).
Таким образом, исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд приходит к выводу, что положениями Закона с соблюдением конституционного принципа верховенства права обеспечивается согласованное и непротиворечивое правовое регулирование по вопросам оплаты труда, государственных минимальных социальных стандартов и предоставления гарантий в связи с прохождением военной службы, альтернативной службы для более полной реализации конституционных прав на труд, справедливое вознаграждение за труд, социальное обеспечение, что соответствует положениям Конституции о социальном характере государства и об обеспечении прав и свобод граждан Республики Беларусь как высшей цели государства.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич