1 декабря 2020 г. № Р-1227/2020
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении законов» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 ноября 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона, положениями которого вносятся изменения в ряд законов Республики Беларусь, обусловлено необходимостью согласования норм этих законов с нормами иных законодательных актов, совершенствования законодательства о правах и льготах отдельных категорий граждан.
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:
человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2);
в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (часть первая статьи 41);
гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом; государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов (статья 47);
граждане Республики Беларусь имеют право на жилище; это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья; гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством (части первая и вторая статьи 48).
Проверяя конституционность Закона в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов, Конституционный Суд руководствуется частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве» и устанавливает соответствие Закона Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Статья 47 Конституции, наряду с положением о гарантированности права граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом, содержит норму о том, что государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
В соответствии с конституционными положениями правовая регламентация вопросов о конкретных способах и объемах социальной защиты, предоставляемой отдельным категориям граждан, относится к компетенции законодательной власти, обладающей необходимой дискрецией в определении соответствующих мер защиты и условий их предоставления исходя из социально-экономических возможностей государства и имеющихся ресурсов (пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98 Конституции).
Законодательством Республики Беларусь предусмотрен комплекс прав, льгот и гарантий, предоставляемых награжденным государственными наградами лицам, членам их семей.
2.1. Согласно статье 5 Закона Республики Беларусь «О статусе Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы» указанные лица имеют определенные права и льготы при предоставлении жилых помещений, жилищно-коммунальных услуг, установке квартирного телефона и пользовании им. В частности, Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы (далее также – Герои и полные кавалеры орденов) освобождаются от платы или имеют право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание лифта по установленным в соответствии с законодательством субсидируемым государством тарифам (ценам) для населения в пределах утвержденных норм потребления.
Законом (абзацы четвертый и восьмой пункта 3 статьи 2), в отличие от действующих законодательных предписаний, предусматривается предоставление льготы по плате за техническое обслуживание лифта исходя из нормы общей площади занимаемого жилого помещения (в пределах 20 квадратных метров).
Конституционный Суд полагает, что осуществляемым законодательным регулированием определяются особенности предоставления потребителям, имеющим особые заслуги перед государством и обществом, льготы по плате за пользование соответствующей жилищно-коммунальной услугой, уточняются нормы о социальной льготе по плате за техническое обслуживание лифта для Героев и полных кавалеров орденов с учетом установленных Жилищным кодексом Республики Беларусь структуры жилищно-коммунальных услуг и порядка внесения платы за них.
2.2. Одновременно Законом (абзац четвертый пункта 4 статьи 2) в статью 9 Закона «О статусе Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы» вносится дополнение, согласно которому семье умершего (погибшего) Героя, полного кавалера орденов вместо установки за счет средств республиканского бюджета надмогильного сооружения утвержденного образца может быть выплачена денежная компенсация после установки семьей надмогильного сооружения.
Конституционный Суд отмечает, что указанная норма Закона, которая предоставляет возможность семье умершего (погибшего) Героя, полного кавалера орденов установить надмогильное сооружение по выбору семьи, позволяет учесть волю умершего либо членов его семьи в отношении способа увековечения памяти об умершем и выразить достойное отношение к нему, предусматривает еще одну форму выражения признания заслуг Героя или полного кавалера орденов перед государством и обществом и материальной помощи его семье.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое пунктами 3 и 4 статьи 2 Закона правовое регулирование соответствует положениям статьи 47 Конституции.
3. Пунктом 4 статьи 1, пунктом 4 статьи 5 Закона уточняется правовая основа деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и прокуратуры Республики Беларусь, а именно: статья 4 Закона Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь» излагается в новой редакции, предусматривающей в том числе, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора, а в соответствии с дополнением, вносимым в статью 2 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», правовую основу деятельности прокуратуры наряду с Конституцией, этим Законом и иными законодательными актами составляют также международные договоры Республики Беларусь.
При проверке конституционности приведенных изменений законодательного регулирования Конституционный Суд учитывает правовую позицию, изложенную в решении Конституционного Суда от 7 мая 2018 г., суть которой заключается в том, что наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права и подлежат непосредственному применению.
Конституционный Суд считает, что осуществляемое правовое регулирование согласуется с принципами и нормами Конституции, предусматривающими, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7), Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8), государство гарантирует права и свободы граждан Республики Беларусь, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), а также с общепризнанным принципом международного права «договоры должны соблюдаться», в соответствии с которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (статья 26 Венской конвенции о праве международных договоров).
4. Законом вносятся изменения в статьи ряда законодательных актов Республики Беларусь, а именно в статьи 80 и 122 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, статью 38 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», статью 10 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», статью 19 Закона «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», путем дополнения норм указанных статей после слова «должность» словами «служащего, профессия рабочего» в соответствующем падеже (пункт 9 статьи 3, пункты 4 и 8 статьи 4, пункт 6 статьи 5, пункт 8 статьи 6).
Положениями Закона корректируются нормы, предусматривающие право депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, работающих в Парламенте на профессиональной основе, по окончании срока их полномочий, кандидата в судьи, направленного для прохождения специальной подготовки, в случае отказа в назначении на должность судьи – на предоставление прежней (либо другой равноценной) работы (должности); право народных заседателей на сохранение места работы (должности) на время исполнения обязанностей народных заседателей в рабочее время; сохранение места работы (должности) за лицами, вызываемыми в рабочее время в органы прокуратуры, а также уточняется нормативное предписание о том, что гражданский персонал органов финансовых расследований Комитета государственного контроля составляют лица, занимающие штатные должности.
Изменение Законом норм перечисленных законов обеспечивает их согласование с положениями Трудового кодекса Республики Беларусь, которыми определены два рода трудовой деятельности – должность служащего и профессия рабочего (часть первая статьи 1 указанного Кодекса).
Ясное и согласованное с другими законодательными актами изложение Законом гарантий сохранения прежней должности служащего, профессии рабочего в определенных ситуациях, а также правового статуса гражданского персонала органов финансовых расследований, по мнению Конституционного Суда, способствует единообразному пониманию на практике сущности определенного вида деятельности, является средством восстановления правового положения, существовавшего до момента избрания (назначения) лиц; обеспечивает адаптацию граждан к изменившимся жизненным обстоятельствам после прекращения осуществления ими публично-значимой деятельности, упреждает наступление неблагоприятных последствий, связанных с утратой в будущем работы и заработка.
Таким образом, осуществляемое правовое регулирование согласуется с установленным Конституцией принципом верховенства права (часть первая статьи 7) и имплицитно выраженным конституционным принципом правовой определенности, а также с нормами о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, о создании государством условий для полной занятости населения (части первая и вторая статьи 41 Конституции).
5. В соответствии с Законом в положениях законов Республики Беларусь, регулирующих вопросы обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда во внутренних войсках Министерства внутренних дел (пункт 7 статьи 1) и органах пограничной службы (пункт 14 статьи 7), предоставления указанного жилья депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики Национального собрания (пункт 8 статьи 3), судьям (пункт 5 статьи 4), прокурорским работникам (пункт 17 статьи 5), термин «жилые помещения коммерческого использования» заменяется термином «арендное жилье».
Конституционный Суд отмечает, что в развитие конституционных положений о праве на жилище в актах жилищного законодательства определяются состав государственного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений, категории граждан, имеющих право на их предоставление. В решении Конституционного Суда от 29 апреля 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам правового регулирования жилищных отношений» указано, что вносимыми в Жилищный кодекс изменениями, включая изменение используемой терминологии в части замены термина «жилые помещения коммерческого использования» термином «арендное жилье», устанавливаются и совершенствуются правовые механизмы использования и сохранности жилищного фонда и тем самым реализации закрепленного в Конституции права граждан Республики Беларусь на жилище.
Конституционный Суд считает, что положения Закона, которыми уточняются нормы Кодекса о судоустройстве и статусе судей и законов Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О прокуратуре Республики Беларусь», «О Государственной границе Республики Беларусь» о предоставляемых жилых помещениях, соответствуют частям первой и второй статьи 48, частям первой и второй статьи 7 Конституции, из содержания которых вытекает необходимость соблюдения принципа правовой определенности как элемента конституционного принципа верховенства права, поскольку данными положениями нормы указанных законов согласовываются с нормами Жилищного кодекса.
Таким образом, нормами Закона совершенствуются правовое регулирование общественных отношений в различных сферах, касающееся прав граждан, и правовые основы деятельности соответствующих государственных органов, а также обеспечивается согласованность норм законодательства для единообразного их применения, что соответствует требованиям Конституции о гарантировании и защите прав и свобод человека и соблюдении принципа верховенства права.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич