Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 декабря 2020 г. № Р-1235/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь».

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования положений Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), связанных с определением элементов налогообложения, исполнением налогового обязательства, осуществлением налогового контроля, уточнением прав и обязанностей плательщиков налогов, сборов (пошлин), налоговых органов и других участников налоговых отношений, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной активности, упрощения порядка взимания налогов, сборов (пошлин), пересмотра их ставок, а также оптимизации налогообложения.

1. При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции, предусматривающих, что:

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику (часть вторая статьи 1);

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2);

граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в  финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56);

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об установлении республиканских налогов и сборов; Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98);

к исключительной компетенции местных Советов депутатов относится установление в соответствии с законом местных налогов и сборов (статья 121);

на территории Республики Беларусь проводится единая налоговая политика (часть вторая статьи 132);

доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений (часть вторая статьи 133).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

Конституционный Суд учитывает также правовые позиции, выраженные им в ранее принятых решениях, предметом рассмотрения которых являлись акты налогового законодательства. Суть данных правовых позиций заключается в том, что конституционная обязанность платить налоги имеет особый публично-правовой характер, обусловленный публично-правовой природой государства и государственной власти; налоги, пошлины и сборы представляют собой необходимое условие существования любого государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех налогоплательщиков как безусловное требование (решения от 11 июня 2001 г. № Р-116/2001, от 3 ноября 2003 г. № Р-162/2003, от 23 декабря 2009 г. № Р-411/2009 и др.).

Налоговые платежи выступают основным источником доходной части бюджета и важнейшей гарантией защиты национальных интересов в сфере финансовой деятельности. Только при достаточной наполняемости денежными средствами бюджета государство способно осуществлять свои функции и решать стоящие перед ним задачи. Конституционное право собственности и конституционная обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов взаимообусловлены и взаимосвязаны. Право устанавливать налогообложение, которое в определенной мере ограничивает право собственности, вытекает из закрепленных Конституцией полномочий государства по регулированию экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), а также ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2). Размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное сочетание (баланс) государственных, общественных и частных интересов (решения Конституционного Суда от 11 октября 2010 г. № Р-494/2010, от 26 декабря 2011 г. № Р-662/2011, от 16 октября 2012 г. № Р-761/2012, от 27 декабря 2013 г. № Р-894/2013, от 24 декабря 2014 г. № Р-962/2014, от 28 декабря 2015 г. № Р-1017/2015, от 2 июня 2016 г. № Р-1035/2016, от 12 октября 2016 г. № Р-1065/2016 и от 22 декабря 2018 г. № Р-1159/2018).

2. При проверке конституционности изменений, вносимых в Общую часть Кодекса (пункты 1–59 статьи 1 Закона), Конституционный Суд обращает внимание на следующие положения.

2.1. Согласно пункту 6 статьи 1 Закона из перечня особых режимов налогообложения, определенных в пункте 2 статьи 10 Кодекса, исключается единый налог на вмененный доход и соответственно исключается глава 40 Кодекса (пункт 199 статьи 1 Закона). Плательщиками единого налога на вмененный доход признавались организации, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов, списочная численность работников которых составляла не более 15 человек.

Отмена единого налога на вмененный доход с переходом его плательщиков на иные системы налогообложения (общий порядок или упрощенную систему налогообложения), по мнению Конституционного Суда, упрощает налоговую систему и налоговое администрирование, а также обеспечивает единство подходов к налогообложению субъектов хозяйствования в данной сфере деятельности, что соответствует положению Конституции о предоставлении всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом (часть вторая статьи 13).

В целях принятия дополнительных мер по консолидации доходов бюджета для борьбы с COVID-19 статьей 4 Закона устанавливается, что с 1 января 2021 г. и до 1 января 2023 г. областные Советы депутатов вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц местный сбор за пересечение транспортными средствами Государственной границы Республики Беларусь в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь. В указанной статье Закона определяются основные и дополнительные элементы обложения данным сбором (плательщики, объект, налоговая база, ставки, сроки и порядок уплаты, льготы).

Конституционный Суд считает, что осуществляемое законодательное регулирование находится в рамках дискреции Парламента по осуществлению конституционных полномочий при установлении республиканских налогов и сборов, что согласуется с пунктом 2 части первой статьи 97 и пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции, а также статьей 121 Конституции, предусматривающей, что к исключительной компетенции местных Советов депутатов относится установление в соответствии с законом местных налогов и сборов.

2.2. В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона перечень республиканских налогов, сборов (пошлин), установленный статьей 8 Кодекса, дополняется транспортным налогом. Одновременно Кодекс дополняется главой 281 «Транспортный налог», в которой определяются все элементы обложения данным налогом (пункт 174 статьи 1 Закона).

Указанное дополнение основывается на принципе законности налогообложения (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 2 Кодекса), находится в системной взаимосвязи с положениями статьи 6 Кодекса, в том числе с пунктом 4, предусматривающим, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, в ином случае налог считается неустановленным и не подлежит уплате, и соответствует конституционному принципу верховенства права, закрепленному в части первой статьи 7 Конституции, важнейшим элементом которого является законность.

Пунктом 1 статьи 3071 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; при передаче транспортного средства в финансовую аренду (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. Объектом налогообложения транспортным налогом являются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (пункт 1 статьи 3072 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 3075 Кодекса ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства согласно приложению 27 к Кодексу; при отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства. Одновременно пунктом 217 статьи 1 Закона Кодекс дополняется приложением 27, в  котором определяются размеры ставок транспортного налога в белорусских рублях за год.

При этом пунктом 1 статьи 3073 Кодекса предусматривается, что от транспортного налога освобождаются транспортные средства, в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина; снятые с учета до 1 июля 2021 г.

Приведенные положения Закона, по мнению Конституционного Суда, основываются на основных принципах налогообложения в Республике Беларусь, закрепленных в статье 2 Кодекса, – принципе справедливости налогообложения, в силу которого один и тот же объект налогообложения может облагаться одними и теми же налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период, и принципе равенства налогообложения, суть которого заключается в том, что налоги, сборы (пошлины) не могут иметь дискриминационный характер и устанавливаться исходя из расовых, национальных, религиозных и иных критериев.

Конституционный Суд считает, что осуществляемое правовое регулирование отношений, связанных с взиманием транспортного налога, находится в рамках дискреции законодателя и соответствует принципам и  нормам Конституции, в том числе принципу равенства, согласно которому все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22).

3. Статьей 1 Закона с целью обеспечения надлежащего исполнения плательщиками налогового обязательства уточняется перечень их обязанностей (пункт 11).

Подпункт 1.17 пункта 1 статьи 22 Кодекса излагается в редакции, согласно которой плательщик обязан при реализации товаров (работ, услуг) обеспечивать прием средств платежа в случаях и порядке, установленных законодательством. При этом пункт 2 статьи 13 Кодекса дополняется новым термином «средства платежа», которыми являются наличные и безналичные денежные средства, электронные деньги (абзац пятый пункта 7 статьи 1 Закона).

Новой редакцией пункта 1 статьи 43 Кодекса устанавливается, что банк при наличии денежных средств на счете, электронных денег в электронном кошельке обязан исполнить платежную инструкцию на уплату налога, сбора (пошлины), пеней, в том числе поступившую на исполнение посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (АИС ИДО); платежное требование налогового или таможенного органа, поступившее на исполнение посредством АИС ИДО, в том числе с продажей иностранной валюты (пункт 19 статьи 1 Закона).

Из анализа содержания приведенных норм статьи 1 Закона в их взаимосвязи следует, что данные нормы способствуют развитию системы безналичных расчетов, использованию новых платежных сервисов (электронных денег и электронных кошельков), процессу цифровизации в области взаимодействия налоговых органов с плательщиками и иными участниками налоговых отношений, что обеспечивает надлежащее исполнение налогового обязательства плательщиками, а также своевременное поступление денежных средств в бюджет Республики Беларусь.

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование согласуется с нормами Конституции, предусматривающими, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в  финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56); доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом (часть вторая статьи 133); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

3.1. Пунктом 12 статьи 1 Закона статья 26 Кодекса излагается в редакции, из содержания которой следует, что круг плательщиков, наделенных правом на участие в налоговых отношениях независимо от места постановки на учет, места жительства, расширяется за счет включения в него индивидуальных предпринимателей.

Конституционный Суд отмечает, что наделение таким правом индивидуальных предпринимателей упрощает порядок их взаимоотношений с налоговыми органами, сокращает издержки плательщиков налогов, сборов (пошлин), повышает качество обслуживания, создает условия для добровольного исполнения индивидуальными предпринимателями налоговых обязательств.

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование соответствует нормам Конституции, закрепляющим обязанность государства осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13).

3.2. Согласно изменению, вносимому пунктом 36 статьи 1 Закона в статью 72 Кодекса, камеральная проверка может быть в том числе дополнительной (абзац четвертый). В связи с введением дополнительной камеральной проверки статья 73 Кодекса дополняется пунктом 101, предусматривающим основания для проведения такой проверки (абзацы второй – шестой пункта 37 статьи 1 Закона). Проведение дополнительной камеральной проверки необходимо для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту камеральной проверки либо в жалобе на решение по акту камеральной проверки; при получении после вынесения решения по акту камеральной проверки информации от налоговых органов других государств, государственных органов и иных организаций, в том числе по направленным в их адрес запросам.

Кроме того, пункт 11 статьи 73 Кодекса дополняется новой частью, определяющей, что акт камеральной проверки плательщика – физического лица независимо от уплаты (доплаты) налога, сбора (пошлины) также не составляется в случае, если в срок, указанный в части первой пункта 8 данной статьи, либо до момента направления ему уведомления им внесены соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) либо представлена налоговая декларация (расчет) (абзацы седьмой и восьмой пункта 37 статьи 1 Закона). Необходимость такого дополнения обусловлена содержанием пункта 3 статьи 73 Кодекса, согласно которому целью камеральной проверки является предоставление плательщику права самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог, сбор (пошлину).

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование основывается на одном из основных принципов налогообложения, – презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин) и согласуется с конституционными положениями об обязанности граждан платить налоги, пошлины и иные платежи, а также об ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

3.3. В соответствии с пунктом 55 статьи 1 Закона Кодекс дополняется статьей 1051, устанавливающей порядок проведения взаимосогласительной процедуры.

Частью первой пункта 1 статьи 1051 Кодекса определяется, что заявление о проведении с компетентным органом иностранного государства взаимосогласительной процедуры может быть подано в Министерство по налогам и сборам, если это предусмотрено применяемым Республикой Беларусь международным договором по вопросам налогообложения, и заявитель, указанный в части второй данного пункта, считает, что действия компетентных органов одного или обоих государств приводят либо приведут к налогообложению, не соответствующему положениям международного договора.

Конституционный Суд отмечает, что взаимосогласительная процедура предусмотрена отдельными международными договорами Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения. Кроме того, осуществление взаимосогласительной процедуры является одним из  обязательных действий согласно требованиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для стран (независимо от членства в ОЭСР) в целях реализации действий по противодействию размывания налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

Дополнение Кодекса статьей 1051, устанавливающей определенные требования к порядку проведения взаимосогласительной процедуры, учитывает международные стандарты механизма разрешения споров при применении соглашений об избежании двойного налогообложения, а также корреспондирует положениям международных договоров Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения.

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование согласуется с частью первой статьи 8 Конституции, предусматривающей, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, а также с общепризнанным принципом международного права «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), закрепленным в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров, в силу которого каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

4. Статьей 1 Закона вносятся изменения в Особенную часть Кодекса (пункты 60–202) и ряд приложений к нему.

Вносимые изменения касаются отдельных элементов налогообложения (объекта налогообложения, налоговой базы, ставки, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты) в отношении налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, сбора за осуществление ремесленной деятельности, оффшорного и консульского сборов, государственной и патентной пошлин, а также установления элементов налогообложения транспортным налогом.

При оценке конституционности вносимых в Кодекс изменений, связанных с установлением новых налогов, исчислением и порядком уплаты действующих налогов, сборов (пошлин), Конституционный Суд исходит из того, что необходимость уплаты указанных платежей является безусловным требованием государства, вытекающим из положений Конституции, предусматривающих, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей; налоговые платежи выступают основным источником доходной части бюджета и важнейшей гарантией защиты национальных интересов в сфере финансовой деятельности; только при достаточной наполняемости денежными средствами бюджета государство способно осуществлять свои функции и решать стоящие перед ним задачи.

4.1. В статью 184 Кодекса вносятся изменение и дополнение, в соответствии с которыми ставка налога на прибыль, полученную от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, снижается с десяти (10) до пяти (5) процентов, за исключением случая, установленного пунктом 8 статьи 181 данного Кодекса; прибыль, полученная форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, облагается налогом на прибыль по ставке в размере двадцать пять (25) процентов (абзацы второй и седьмой пункта 104 статьи 1 Закона).

Пункт 2 статьи 122 Кодекса дополняется подпунктом 2.21, устанавливающим ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий (пункт 68 статьи 1 Закона).

Статьей 1 Закона определяется, что ставки сборов за осуществление соответственно ремесленной деятельности и деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма увеличиваются с одной базовой величины до двух базовых величин в календарный год (пункты 193 и 197).

Положениями статьи 1 Закона из объектов обложения государственной пошлиной исключается такой объект, как выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (абзац восьмой пункта 159) и соответственно из приложения 22 к Кодексу исключается пункт 122, предусматривающий ставки государственной пошлины за выдачу такого разрешения (пункт 214).

Для адаптации ставок налогов, установленных в белорусских рублях, к инфляционным процессам статьей 1 Закона предусматривается индексация в сторону увеличения ставок акцизов на отдельные подакцизные товары, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц путем изложения приложений 1–4, 7–11 и 24 к Кодексу в новой редакции (пункты 203, 206 и 216).

В целях принятия дополнительных мер по консолидации доходов бюджета для борьбы с COVID-19 статьей 3 Закона увеличиваются размеры ставок по отдельным налогам на период с 1 января 2021 г. до 1 января 2023 г.

Согласно указанной статье Закона операторы сотовой подвижной электросвязи, а также назначенный в соответствии с законодательством оператор по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь уплачивают налог на прибыль по ставке тридцать (30) процентов независимо от положений пункта 1 статьи 184 Налогового кодекса Республики Беларусь (пункт 1); прибыль коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученная от микрофинансовой деятельности, облагается налогом на прибыль по ставке тридцать (30) процентов (пункт 2); доходы физических лиц, полученные в течение календарного года по трудовым договорам от резидентов Парка высоких технологий, резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и (или) совместной белорусско-китайской компании по развитию Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 13 процентов (пункт 3); ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, предусмотренные приложением 24 к Кодексу в редакции, вступающей в силу с 1 января 2021 г., могут быть увеличены Минским городским Советом депутатов не более чем в четыре раза (пункт 4); арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной собственности, предоставленный для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть, исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок (пункт 7).

Положения Закона об установлении, изменении и отмене ставок по отдельным налогам, сборам (пошлинам) Конституционный Суд оценивает, основываясь на положениях статей 13, 44 и 56 Конституции, а также на изложенной в ряде решений (от 11 октября 2010 г. № Р-494/2010, от 16 октября 2012 г. № Р-761/2012, от 22 декабря 2018 г. № Р-1159/2018 и др.) правовой позиции, согласно которой размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное соотношение государственных, общественных и частных интересов.

Конституционный Суд отмечает, что при определении конкретных ставок налога, сбора (пошлины) законодатель реализует свое конституционное полномочие по установлению республиканских налогов и сборов законом (пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98 Конституции).

Исходя из положений статьи 133 Конституции, согласно которым доходы бюджета формируются за счет налогов (часть вторая), а  общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью (часть третья), а также норм Конституции о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на охрану здоровья (часть первая статьи 45), на образование (часть первая статьи 49), на социальное обеспечение (статья 47), Конституционный Суд считает, что увеличение размеров ставок по отдельным налогам, сборам (пошлинам), а равно установление ставок по транспортному налогу не является чрезмерным и имеет целью обеспечение конституционно значимых ценностей.

4.2. Законом исключаются некоторые предусмотренные Кодексом налоговые льготы и устанавливаются новые льготы по налогам, сборам (пошлинам).

Согласно статье 1 Закона отменяется ряд льгот по налогу на добавленную стоимость (пункты 64 и 65), налогу на прибыль (пункт 101), земельному налогу (пункт 139), экологическому налогу (пункт 147), государственной пошлине (пункт 160).

Из анализа содержания данных изменений следует, что они осуществляются на основании пункта 7 статьи 35 Кодекса, предусматривающего, что в отношении льгот по налогам, сборам (пошлинам) проводится оценка эффективности их применения, с учетом результатов которой принимается решение о сохранении или отмене соответствующих льгот по налогам, сборам (пошлинам).

Конституционный Суд считает, что законодатель в пределах своих дискреционных полномочий по установлению республиканских налогов и сборов вправе определять допустимость введения налоговых льгот или их отмены, а также изменять порядок использования налоговых льгот.

Конституционный Суд обращает внимание на нормы статьи 1 Закона, которыми расширяются социальные льготы для отдельных групп населения, а также для поддержки организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере.

Пунктом 101 статьи 1 Закона в статью 181 Кодекса вносятся изменения, расширяющие перечень организаций, освобождаемых от налогообложения налогом на прибыль (в размере не более 10 процентов валовой прибыли, определенной за налоговый период, в котором передается прибыль), за счет дополнения его местным благотворительным фондом «Прикосновение к жизни»; от налогообложения налогом на прибыль освобождается валовая прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности, а также доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом) организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 процентов численности работников в среднем за этот же период.

Пунктом 121 статьи 1 Закона в статью 208 Кодекса вносятся дополнения, предусматривающие расширение перечня доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц, за счет включения в него суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзной организацией, членом которой являлся умерший работник, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства; единовременной выплаты на оздоровление, осуществляемой работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания, а также работникам государственных органов, не финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов.

Пунктом 174 статьи 1 Закона предусматривается ряд социальных льгот по транспортному налогу. Так, пунктом 2 статьи 3073 Кодекса определяется, что местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей 3075 ставки транспортного налога применяются в размере 50 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (пункт 2); ставки транспортного налога применяются в размере 75 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки) (пункт 3).

Конституционный Суд считает, что приведенные нормы Закона соответствуют конституционным принципам и нормам, включая положение части пятой статьи 13 Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества, и отвечают сущности социального государства, каким согласно части первой статьи 1 Конституции является Республика Беларусь.

Таким образом, Законом совершенствуется правовое регулирование налоговых отношений, в том числе по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин), повышению эффективности взаимодействия плательщиков с налоговыми органами, упразднению барьеров для развития деловой инициативы, уточнению элементов налогообложения отдельных налогов, сборов (пошлин), упорядочиванию порядка предоставления налоговых льгот, созданию условий и механизмов формирования конституционной экономики как важнейшей составляющей социального государства.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь 

РЕШИЛ: 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня его принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами. 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                       П.П.Миклашевич