19 июня 2020 г. № Р-1218/2020
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности».
Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 июня 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 10 июня 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования законодательного регулирования общественных отношений в области осуществления нотариальной деятельности, а также обеспечения согласованности норм Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон о нотариате) с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь.
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:
Республика Беларусь является демократическим социальным правовым государством; обладает верховенством и полнотой власти на своей территории; обеспечивает законность и правопорядок (части первая – третья статьи 1 Конституции);
человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2);
в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);
гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (часть первая статьи 41);
собственность, приобретенная законным способом, защищается государством (часть третья статьи 44);
государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности; эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (части вторая и третья статьи 59);
каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60);
каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (часть первая статьи 62).
Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Положениями Закона устанавливается правовое регулирование, обеспечивающее реализацию конституционных прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц, в том числе конституционного права каждого на юридическую помощь (часть первая статьи 62 Конституции).
Пунктом 1 статьи 3 Закона определяется, что нотариат в Республике Беларусь призван обеспечивать защиту прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, государственных интересов путем совершения от имени Республики Беларусь нотариальных действий нотариусами, уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов (далее – уполномоченные должностные лица), дипломатическими агентами дипломатических представительств Республики Беларусь и консульскими должностными лицами консульских учреждений Республики Беларусь (далее – должностные лица загранучреждений) (статья 1 Закона о нотариате).
В соответствии с Законом (пункты 3 и 6 статьи 3) Закон о нотариате дополняется нормами, определяющими государственные гарантии обеспечения нотариальной деятельности в Республике Беларусь (статья 41), закрепляющими содержание таких понятий, как «нотариальный документ» и «нотариальный акт» (статья 91).
Устанавливаемое законодательное регулирование учитывает международные стандарты, принятые органами Международного союза нотариата, согласно которым нотариальные документы имеют как презумпцию законности, так и презумпцию достоверности и могут быть оспорены только в судебном порядке (пункты 9 и 10 Базовых принципов системы латинского нотариата 1986 года, Фундаментальные принципы системы нотариата латинского типа 2005 года, пункт 5.2 Деонтологии и правил организации для нотариатов 2013 года).
Оценивая конституционность проверяемых норм Закона, Конституционный Суд отмечает, что деятельность нотариусов, уполномоченных должностных лиц, должностных лиц загранучреждений по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов, а также предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов. При этом определение Законом государственных гарантий обеспечения нотариальной деятельности отвечает части третьей статьи 21 Конституции о гарантировании государством прав и свобод граждан Беларуси.
3. Устанавливаемым правовым регулированием уточняются полномочия и обязанности нотариуса, его статус, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
3.1. Законом (пункт 19 статьи 3) вносятся изменения в статью 24 Закона о нотариате, определяющую полномочия нотариуса.
Закрепляется полномочие нотариуса истребовать и получать от государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, в том числе из государственных информационных ресурсов (систем) в установленном законодательными актами порядке, сведения и (или) документы, необходимые для совершения нотариальных действий (за исключением сведений и (или) документов, для выдачи которых требуется вынесение судебного постановления); уточняется перечень персональных данных, которые могут быть истребованы нотариусом без письменного согласия физического лица; конкретизируется порядок применения электронной цифровой подписи в нотариальной деятельности.
Конституционный Суд отмечает, что положения Закона, уточняющие полномочия нотариуса, создают необходимые правовые условия для решения задач нотариальной деятельности, обусловленных конституционной обязанностью лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59 Конституции).
3.2. В соответствии с новой редакцией абзаца третьего пункта 1 статьи 25 Закона о нотариате нотариус обязан заключить договор страхования гражданской ответственности нотариуса за причинение нотариусом вреда имуществу (в том числе имущественным правам) гражданина или юридического лица в связи с осуществлением нотариальной деятельности (далее – договор страхования гражданской ответственности нотариуса) (пункт 20 статьи 3 Закона).
Данная норма Закона взаимосвязана с другими вносимыми в Закон о нотариате изменениями.
В пункте 1 статьи 3 Закона о нотариате устанавливается, что под нотариальной деятельностью понимается совершение от имени Республики Беларусь нотариусами, уполномоченными должностными лицами, должностными лицами загранучреждений нотариальных действий, предусмотренных данным Законом и иными законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь, а также оказание нотариусами услуг правового и технического характера (пункт 2 статьи 3 Закона).
Закон о нотариате дополняется статьей 391 «Страхование гражданской ответственности нотариусов», определяющей объект страхования по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, дополнительному договору страхования гражданской ответственности нотариусов; страховой случай; обязательные условия страхования по приведенным договорам страхования; размер страховой суммы (лимит ответственности) и др. (пункт 30 статьи 3 Закона).
Так, объектом страхования по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, дополнительному договору страхования гражданской ответственности нотариусов являются не противоречащие законодательству имущественные интересы нотариуса, связанные с его ответственностью по обязательствам, возникающим в случае причинения нотариусом вреда имуществу (в том числе имущественным правам) гражданина или юридического лица в связи с осуществлением нотариальной деятельности.
Конституционный Суд считает, что определяемые Законом правовые механизмы возмещения вреда, причиненного имуществу (в том числе имущественным правам) гражданина или юридического лица в связи с осуществлением нотариальной деятельности, путем установления обязательного страхования гражданской ответственности нотариуса отвечают конституционным положениям о защите государством собственности, приобретенной законным способом, и обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть третья статьи 44, часть первая статьи 59 Конституции).
3.3. Законом (пункты 23 и 27 статьи 3) устанавливается, что к осуществлению нотариальной деятельности в качестве нотариуса не допускается лицо, уволенное из правоохранительных и иных государственных органов, других организаций, с военной службы (службы), прекратившее полномочия судьи или исключенное из коллегии адвокатов по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами, а равно в отношении которого Министерством юстиции принято решение о прекращении действия специального разрешения (лицензии) за совершение действий, дискредитирующих звание адвоката и адвокатуру, – в течение трех лет со дня увольнения, прекращения полномочий либо со дня принятия решений об исключении из коллегии адвокатов, о прекращении действия специального разрешения (лицензии); полномочия нотариуса приостанавливаются в том числе в случае избрания в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, а также временного отстранения от осуществления нотариальной деятельности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, – до дня отмены указанных мер или истечения срока их применения (пункт 1 статьи 29, пункт 1 статьи 36 Закона о нотариате).
В решении Конституционного Суда от 29 декабря 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности» отмечено, что совершение нотариусом от имени Республики Беларусь нотариальных действий и осуществление иных полномочий с целью обеспечения конституционного права каждого на юридическую помощь обусловливает публично-правовой статус нотариуса, который предполагает предъявление к нему повышенных требований для достижения объективного, беспристрастного и независимого исполнения им публично значимых функций.
В ряде решений применительно к различным видам деятельности по отправлению публичных функций Конституционный Суд указал, что гражданин, избирая такой род деятельности, добровольно соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им статус.
Подтверждая данные правовые позиции, Конституционный Суд отмечает, что для обеспечения получения каждым гарантированной Конституцией юридической помощи для осуществления и защиты прав и свобод (часть первая статьи 62 Конституции) законодатель вправе определять соответствующие условия допуска тех или иных лиц к профессиональной юридической деятельности в качестве нотариуса с учетом ее публичной значимости, а также условия осуществления такой деятельности.
Конституционный Суд считает, что уточнение статуса нотариуса соответствует части первой статьи 41 Конституции, гарантирующей гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, и имеет целью обеспечение наиболее полной и эффективной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий.
3.4. Законом (пункты 31–33 статьи 3) предусматривается дисциплинарная ответственность нотариуса не только за ненадлежащее исполнение им профессиональных обязанностей, но и за неисполнение таковых; перечень дисциплинарных взысканий дополняется таким видом взыскания, как строгий выговор; закрепляется исчерпывающий перечень случаев, при которых к нотариусу может быть применена мера дисциплинарного взыскания в виде исключения из членов Белорусской нотариальной палаты; определяется, что в случае, если в ходе рассмотрения дисциплинарного производства дисциплинарная комиссия придет к выводу о нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания ввиду незначительности дисциплинарного проступка и принятых нотариусом мер по недопущению наступления негативных последствий этого проступка, дисциплинарное производство может быть прекращено без наложения дисциплинарного взыскания (пункт 1 статьи 41, статья 42, пункт 7 статьи 43 Закона о нотариате).
Проверяя конституционность приведенных норм Закона, Конституционный Суд считает, что при установлении оснований, видов и мер дисциплинарной ответственности, возможности прекращения дисциплинарного производства без наложения дисциплинарного взыскания законодатель учитывал публично-правовой характер нотариальной деятельности и действовал в рамках своих дискреционных полномочий (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции). При этом такое законодательное регулирование отвечает положению части третьей статьи 59 Конституции, согласно которому государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
4. Рядом положений Закона предусматривается расширение перечня нотариальных действий, совершаемых нотариусами, уточняются основные правила совершения нотариальных действий, а также правила совершения отдельных видов нотариальных действий.
4.1. Пунктом 41 статьи 3 Закона уточняются полномочия нотариусов совершать нотариальные действия, в том числе им предоставляется право удостоверять заявления участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) о выходе из общества; устанавливать в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи факт правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина (статья 54 Закона о нотариате).
Для обеспечения согласованности норм законодательства о нотариате и полноты законодательного регулирования соответствующие изменения вносятся в статью 68 Закона о нотариате, а также данный Закон дополняется статьей 1071 (пункты 52 и 86 статьи 3 Закона).
Так, согласно пунктам 1 и 4 статьи 1071 Закона о нотариате в случае, когда до возбуждения исполнительного производства произошли уступка права требования или перевод долга по обязательству, о взыскании сумм (задолженности) по которому совершена исполнительная надпись, реорганизация, изменение наименования юридического лица, изменение фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина, нотариус по письменному заявлению взыскателя устанавливает в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи факт правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина. Свидетельство об установлении в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи факта правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина является неотъемлемой частью исполнительной надписи.
Оценивая конституционность приведенных норм Закона, Конституционный Суд отмечает, что удостоверенное нотариусом заявление участника общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) о выходе из общества влечет прекращение у подавшего его участника общества прав и обязанностей перед обществом, что связано с обеспечением конституционного права собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (часть вторая статьи 44 Конституции). Осуществляемое правовое регулирование, предусматривающее удостоверение нотариусом заявления, отвечает положениям Конституции о гарантировании государством каждому права собственности, охране законом ее неприкосновенности и защите государством (части первая – третья статьи 44).
Дополнение Закона о нотариате таким видом нотариального действия, как установление в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи факта правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина, свидетельствует об устранении пробела в правовом регулировании отношений, связанных с переменой лиц в обязательстве после совершения нотариусом исполнительной надписи до возбуждения исполнительного производства, и обеспечении тем самым законодателем конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).
4.2. Согласно излагаемому в новой редакции пункту 2 статьи 61 Закона о нотариате по заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания права или факта, об удостоверении которых просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено однократно на срок не более десяти рабочих дней; если в течение указанного срока заинтересованное лицо, оспаривающее право или факт, об удостоверении которых просит другое заинтересованное лицо, не представит сообщение суда о поступлении соответствующего заявления, нотариальное действие должно быть совершено (пункт 46 статьи 3 Закона).
В решении Конституционного Суда от 14 февраля 2018 г. «О правовом регулировании исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению» указано, что, основываясь на положении Конституции, согласно которому осуществление права собственности не должно ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (часть шестая статьи 44), законодатель, обеспечивая условия для равной судебной защиты прав взыскателя и должника, должен исходить из того, что возникающие коллизии их законных интересов не могут преодолеваться путем предоставления защиты одних прав в нарушение других, равноценных по своему конституционному значению. В таких случаях права и законные интересы участников гражданского оборота должны получать соразмерную (пропорциональную) защиту на основе баланса конституционных ценностей.
Законодатель призван обеспечивать правовую определенность, стабильность и предсказуемость в сфере гражданского оборота, поддерживая как можно более высокий уровень взаимного доверия между субъектами правоотношений и создавая необходимые условия для эффективной защиты права собственности и иных имущественных прав.
Подтверждая указанную правовую позицию, Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование наряду с гарантированием каждому конституционного права на судебную защиту обеспечивает недопущение злоупотребления правом посредством неоднократного обращения заинтересованных лиц к нотариусу об отложении совершения нотариального действия в связи с желанием обратиться в суд для оспаривания права или факта, об удовлетворении которого просит другое заинтересованное лицо.
Конституционный Суд считает, что проверяемая норма Закона отвечает положениям статьи 22, части первой статьи 59, части первой статьи 60, части первой статьи 62 Конституции и обеспечивает справедливый баланс интересов граждан и юридических лиц при реализации ими конституционного права каждого на судебную защиту и получение юридической помощи для осуществления и защиты прав и свобод, чтобы при его реализации не создавались неоправданные препятствия в обеспечении иных конституционных прав.
4.3. Закон о нотариате дополняется статьей 661 («Направление (вручение) нотариусом корреспонденции, последствия отказа от ее получения адресатом»), согласно пункту 3 которой адресат считается надлежащим образом извещенным (получившим корреспонденцию) также в случае, если он отказался получить корреспонденцию, направляемую (вручаемую) нотариусом, и такой отказ документально зафиксирован в установленном законодательством порядке (пункт 50 статьи 3 Закона).
Предусматриваемое правовое регулирование отвечает положениям статьи 22 Конституции, а также учитывает норму Гражданского кодекса Республики Беларусь о том, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (пункт 2 статьи 8).
При этом Конституционный Суд отмечает, что гражданским процессуальным и хозяйственным процессуальным законодательством предусмотрены последствия отказа от получения корреспонденции из суда (статья 1461 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, статья 142 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).
Конституционный Суд полагает, что проверяемые положения Закона обеспечивают полноту законодательного регулирования в сфере нотариальной деятельности для реализации в полной мере прав лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий по передаче заявлений, а также других нотариальных действий, связанных с извещением третьих лиц, и соответствуют положениям частей первой и второй статьи 7, части первой статьи 59, части первой статьи 62 Конституции.
4.4. Согласно Конституции неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом (часть вторая статьи 44).
Пунктом 1 статьи 1034 Гражданского кодекса предусмотрено, что смерть участника общей совместной собственности является основанием для определения его доли в такой собственности и раздела общего имущества либо выдела из него доли умершего участника в порядке, установленном статьей 255 данного Кодекса. В этом случае наследство открывается в отношении общего имущества, приходящегося на долю умершего участника, а при невозможности раздела имущества в натуре – в отношении стоимости такой доли.
Для обеспечения согласованности законодательства о нотариальной деятельности с приведенным правовым регулированием в новой редакции излагается глава 14 Закона о нотариате, нормами которой определяется порядок выдачи свидетельств о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака (пункт 69 статьи 3 Закона).
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 87 Закона о нотариате смерть одного супруга (бывшего супруга) или обоих супругов (бывших супругов), являющихся участниками общей совместной собственности, является основанием для определения равных долей супругов (бывших супругов) в общей совместной собственности, о чем нотариусом, должностным лицом загранучреждения выдается свидетельство о праве собственности на имя обоих супругов (бывших супругов) (часть первая); свидетельство о праве собственности выдается по письменному заявлению пережившего супруга (бывшего супруга) и (или) одного либо нескольких наследников, принявших наследство (часть вторая).
Конституционный Суд полагает, что наделение нотариуса, должностного лица загранучреждения предусматриваемыми в Законе публично значимыми полномочиями, связанными с обеспечением права собственности, отвечает положениям частей первой и второй статьи 7, части второй статьи 44, части второй статьи 59 Конституции.
5. Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7).
В ряде решений Конституционного Суда указывалось, что из положений статьи 7 Конституции следует обязанность государства формировать правовую систему, в которой нормативные правовые акты находятся в системной взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечиваются ясность, точность, непротиворечивость и логическая согласованность правовых норм.
Принятие ряда норм Закона обусловлено необходимостью согласования положений Закона о нотариате с нормами иных законодательных актов.
Статья 106 Закона о нотариате дополняется нормой, определяющей, что исполнительная надпись в отношении должника – юридического лица или должника – индивидуального предпринимателя совершается при условии, если в отношении них не открыто конкурсное производство в рамках возбужденного дела об экономической несостоятельности (банкротстве), а также не принято решение о ликвидации юридического лица или решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (пункт 84 статьи 3 Закона).
Данная норма Закона согласуется с нормами Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, которыми определен порядок предъявления задолженности по обязательствам в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся в процессе экономической несостоятельности (банкротства) и открытого конкурсного производства.
Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование обеспечивает реализацию принципа правовой определенности, являющегося элементом конституционного принципа верховенства права, согласно которому правовой акт должен эффективно воздействовать на общественные отношения, точно устанавливать требования, предъявляемые к действиям физических и юридических лиц.
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что положениями Закона совершенствуется правовое регулирование общественных отношений в сфере нотариальной деятельности, обеспечивается реализация конституционных гарантий обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
заместитель Председателя
Конституционного Суда
Республики Беларусь Н.А.Карпович